Презентация - Понятие об обособленности 8 класс русский язык

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Понятие об обособленности 8 класс русский язык
Распечатать
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 24
  • Просмотров: 5386
  • Скачиваний: 2653
  • Размер: 0.88 MB
  • Класс: 8
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 1
Понятие об обособленности 8 класс Русский язык

Слайд 2

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 2
Актуализация знаний Выполните задание 1
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева. Определите тему и идею стихотворения. Спишите 1-ую строфу стихотворения. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.

Слайд 3

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 3

*** Как весел грохот летних бурь, Когда взметая прах летучий Гроза нахлынувшая тучей Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...  Ф.И. Тютчев

Слайд 4

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 4
Постановка темы урока обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Слайд 5

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 5
Задание Заполните кластер, просмотрев презентацию

Слайд 6

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 6

Слайд 7

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 7
Обратимся к словарям
ОБОСОБЛЕНИЕ — интонационное и смысловое выделение какого либо члена предложения (вместе с зависимыми от него словами), придающее ему некоторую синтаксическую самостоятельность. Обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми или реже тире (Большой Энциклопедический словарь). Обособле́ние — ритмико-интонационное выделение какого-либо неглавного члена предложения в целях сообщения ему самостоятельной коммуникативной значимости. Обособлению подвергаются чаще всего компоненты с определительной в широком смысле слова функцией — определения, приложения, обстоятельства, слабоуправляемые предложно-падежные формы (Лингвистический энциклопедический словарь).

Слайд 8

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 8
Когда появился термин «обособленные члены предложения»?
Термин «обособленные члены предложения» ввёл в науку известный учёный–лингвист А. М. Пешковский в 1914 году. Детальное описание обособленных членов дал А. М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении».
Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

Слайд 9

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 9
Определение А.М.Пешковского
Обособленным второстепенным членом называется второстепенный член, уподобившийся (один или вместе с другими, зависящими от него членами) в отношении мелодии и ритма и — параллельно — в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению (из книги «Русский синтаксис в научном освещении».)

Слайд 10

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 10

А. Х. Востоков
Н. И. Греч
Ф. И. Буслаев
Явление «обособление» было замечено еще раньше. Сторонники логико-грамматического направления: А.Х.Востоков, Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч это явление трактовали как «сокращенное придаточное предложение».

Слайд 11

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 11

А.М. Пешковский первым определил особый интонационный рисунок предложений с обособленными компонентами в качестве языкового средства выражения смысловых отношений между ними.

Слайд 12

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 12
Вывод
Обособление – выделение членов предложения по смыслу и интонационно для того, чтобы придать им особую значимость в высказывании. Такие члены предложения называются обособленными. На письме они выделяются запятыми, реже - тире.

Слайд 13

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 13
Обособление
Главные члены предложения не обособляются. Обособляются только второстепенные члены предложения. Различаются обособленные: определения обстоятельства дополнения Обособленные члены подчеркиваются так же, как и необособленные.

Слайд 14

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 14
примеры
Мальчик, /заснувший в неудобной позе прямо на чемодане/, вздрогнул. Сашка сидел на подоконнике, /ёрзая на месте и болтая ногами/. Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Слайд 15

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 15
Функции обособленных членов предложения
Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции: а) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (К. Паустовский) б) пояснение, уточнение: Вдали налево, в углу садового вала, чернел ельник (И. Бунин) в) выделение, ограничение: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем (К.Паустовский) г) присоединение: Минутами я был близок к обмороку — от счастья. (К. Станиславский)

Слайд 16

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 16
Ключевые слова для кластера

Слайд 17

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 17
Работа в группах Задание 3 Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите чем они выражены, выделите графически. Ответьте устно на вопросы: «Объединены ли предложения общей темой? Какой?»
1 группа Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Она словно ра(с,з)талкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположит(?)ся по ветру. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.

Слайд 18

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 18
2 группа Вскоре за синей тучей ра(с,з)ползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды и(с,з)чезли последние солнечные лучи. Тёмно(серый) цвет просачивался сквозь дли(н,нн)ое облако едва освещая землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Слайд 19

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 19
3 группа Внезапно вспышка ослепительной молнии ра(с,з)порола тучи, и осветившись ею небо словно ра(с,з)кололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве д..ревьев, по кустам. Полил дождь (не)прекращавшийся до самого утра.

Слайд 20

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 20
Задание 4
Объединены ли предложения всех групп общей темой? Можем ли мы назвать эти предложения текстом? Как можно озаглавить текст? Назовите тему текста? Основную мысль?  Что общего между этим текстом и поэтическим текстом, который прочитали в начале урока?  Чем отличаются?

Слайд 21

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 21
Продолжая   двигаться,  огромная  туча,  опускаясь  всё  ниже  к  земле,  смешалась  с  туманом.  Она  словно  расталкивала  другие  голубоватые  облачка,  пытавшиеся  расположиться  по  ветру.  Облачка  походили  на  корабли,  выстроившиеся  для  морского  сражения.           Вскоре  за  синей  тучей,  расползавшейся  по всему  небу  со  скоростью,  прибывающей  во  время  прилива  морской  воды, исчезли  последние  солнечные  лучи.  Темно-серый  цвет  просачивался  сквозь  длинное  облако,  едва  освещая   землю.  Затрепетав,  прошумела  листва  на  деревьях,  хотя  даже  слабый  ветерок  не  колебал  её.  Всё  вокруг  потемнело,  как  это  бывает   после  захода  солнца.          Внезапно  вспышка  ослепительной  молнии  распорола  тучи,  и, осветившись  ею,  небо  словно  раскололось.  Удар  грома, достигший  лесной  опушки,  потряс  землю.  Через  минуту  крупные  капли  дождя  застучали  по  листве  деревьев,  по  кустам.  Полил дождь,  не  прекращавшийся  до  самого  утра.   (По  П.Проскурину)

Слайд 22

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 22

«v» - это я знал «+» - новая информация «-» – я думал иначе «!» – обратить особое внимание «?» – непонятная информация

Слайд 23

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 23
Домашнее задание
Сделать карточку. Выписать из художественной литературы 6 предложений с обособленными членами. Знаки препинания не ставить. Упр. 288

Слайд 24

Понятие об обособленности 8 класс русский язык, слайд 24
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пешковский,_Алек-сандр_Матвеевич https://humanities_dictionary.academic.ru/412/Обо-собление 1. Пешковский А.М. «Русский синтаксис в научном освещении» 2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. «Русский язык» 8класс
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.