Презентация - Урок литературы в 10 классе по теме «Мыслящая поэзия»

Нажмите для просмотра
Урок литературы в 10 классе по теме «Мыслящая поэзия»
Распечатать Последний просмотр с IP: 83.220.237.147

Уникальность: 89%

Слайдов: 25
Просмотров: 1446
Скачиваний: 880
Размер: 2.15 MB
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок литературы в 10 классе по теме «Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность»

Слайд 2

Фёдор Иванович Тютчев
(1803–1873)

Слайд 3

«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность
Жизнь Ф.И. Тютчева- личная, философская, гражданская- была в стихах… А.В. Чичерин

Слайд 4

Овстуг -усадьба Тютчева (в 35 километрах от Брянска )

Слайд 5

Родители поэта Мать, Екатерина Львовна, урождённая Толстая, - «женщина замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности». Отец, Иван Николаевич Тютчев, «отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкою чистотою нравов и пользовался всеобщим уважением».

Слайд 6

Семён Егорович Раич
Под влиянием своего учителя С.Е.Раича Тютчев рано приобщился к литературному творчеству: переводит из Горация, пишет оду «На новый 1816 год». В 1818 году был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности. В «Трудах» Общества в 1819 году состоялась его первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

Слайд 7

1819-1821гг Тютчев учится в Московском университете. Слушает лекции профессора А.Ф.Мерзлякова по теории словесности и истории русской литературы.
Московский университет. Работа неизвестного художника, 1820-е гг.

Слайд 8


В июне 1822 года, получив место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии, Тютчев отправляется в Мюнхен.

Слайд 9

Тютчев, как поэт, многое воспринял от немецкой культуры. Любовь к поэзии и философии Гёте, знакомство с Гейне и Шеллингом оказали влияние на взгляды и творчество Ф.И. Тютчева.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Генрих Гейне

Слайд 10


Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Представитель немецкой классической философии. Рассматривал природу как живой организм. В мировом целом есть абсолют- это единство духа и природы. Познание абсолюта возможно через самораздвоение и саморазвитие. Человек- единство противоположностей: индивидуальной воли и мировой воли.

Слайд 11

Осенний вечер
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья.

Слайд 12


Докажите, что «Осенний вечер» - пейзажная лирика.Докажите, что «Осенний вечер» - философская лирика.Жанровое своеобразие стихотворения « Осенний вечер»
Какое время года изображено? Какая возникает картина? Какие эпитеты , метафоры использует автор? В каких словах передано отношение лирического героя?.С каким временным этапом человеческой жизни может быть соотнесена осень? Почему «блеск и пестрота дерев» зловещие, а земля грустно-сиротеющая? «Порывистый холодный ветр порою»- это только природное явление?.С чем сравнивает поэт осенний вечер? Умильная, таинственная, тихая- это характеристика только природы? Почему увядание осени названо «божественной стыдливостью страданья»?

Слайд 13

Элеонора Петерсон
В 1826 году Ф.И. Тютчев женится на Элеоноре Петерсон. Брак был счастливым. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в трудные минуты жизни.

Слайд 14

Эрнестина Дёрнберг
После смерти жены, в 1839 году, Ф.И. Тютчев и Эрнестина Дёрнберг обвенчались. Эрнестина стала для поэта той музой, которая вдохновила его на написание лучших, по его собственному мнению, стихотворений в его жизни.

Слайд 15

Елена Денисьева
Стихотворения «Денисьевского цикла» в основе своей автобиографичны и, взятые вместе, представляют лирическую повесть о последней любви поэта к Елене Александровне Денисьевой (начало их романа относится к июлю 1850 года). Однако значение этих стихов далеко выходит за пределы автобиографичности: в них личное поднято на высоту общечеловеческого.

Слайд 16

Слайд 17


Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была — Ты, ты, мое земное провиденье!.. 1851 г.

Слайд 18

Пускай скудеет в жилах
кровь,
Но в сердце не скудеет
нежность…
О ты, последняя
любовь!
Ты и блаженство, и
безнадежность.

Слайд 19

«Умом Россию не понять…»
Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Политические публикации поэта: «Россия и Германия», « Россия и революция», «Россия и Запад». В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел. В 1858г. назначается председателем Комитета иностранной цензуры.

Слайд 20

Умиротворение страстей
Выход к православной вере и особая роль России.Умиротворение страстей в поэзии.Перемены в любовной лирике
«Умом Россию не понять».Сравнение двух стихотворений «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер».«К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое...») Созвучие с пушкинским «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

Слайд 21

Амалия Крюденер
Федор Тютчев и Амалия Лерхенфельд познакомились в Германии. Поэт был влюблён в баронессу. До конца своих дней Федор Тютчев и Амалия Крюденер остались душевными друзьями. А в 1870 году Тютчев пишет стихотворение, которое посвящает Амалии,– “К.Б.” В этом стихотворении высокая поэзия давно отделилась от конкретной биографии и выразила чувства многих людей.

Слайд 22

Памятник Тютчеву в Овстуге
Читая стихи Тютчева, постигаешь мир прекрасного – автор открывает перед читателями новые горизонты. Его поэзия не потеряла своей прелести и таинственности и в наше время. Она околдовывает, зачаровывает, заставляет обращаться к ней снова и снова.

Слайд 23

Домашнее задание
Стихотворение «Silentium»: восприятие, толкование, оценка. В учебнике страница 31, вопросы 1-6.

Слайд 24

На этом уроке я узнал, что... Для меня стало открытием, что …

Слайд 25

Всем спасибо за урок!