Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Жизнь и творчество писателя
Слайд 2
Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.
Но только после Вас мы, русские , можем с гордостью сказать : « У нас есть свой, русский национальный театр. Он по справедливости должен называться
«Театр Островского»»
И.А.Гончаров
Слайд 3
«Моя задача-служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я-всё: и академия, и меценат, и защита».
А.Н.Островский «Автобиографическая записка».
У А.Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга.
Слайд 4
Всмотритесь в портрет А.Н.Островского В его облике нет как будто ни капли возвышенного,романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху,запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его- голубые,умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его- свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни».
(В.Я.Лакшин).
Слайд 5
(родители, детство и юность)
Слайд 6
Детство и юность (1823 – 1843гг).
Родился в семье дьякона в старом Замоскворечье.
Свой дом.
Слайд 7
А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 г. в Замоскворечье – купеческом и мещанско-чиновничьем районе Москвы.
Отец - Николай Федорович , чиновник, сын священника.
Мать - Любовь Ивановна из семьи духовного сословия, умерла в 1831.
Отец Островского
Слайд 8
Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье.
Отец женился второй раз на баронессе Эмилии Андреевне фон Гессин, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа.
Островский был предоставлен самому себе. Ещё в детстве пристрастился к чтению.
Слайд 9
В 1840 г. Островский окончил 1-ю Московскую гимназию с гуманитарным уклоном.
1840 г.- 1843г. -учился на юридическом факультете Московского университета, но
в 1843г. ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен.
Увлечение театром.
«Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству»
Слайд 10
Годы службы. Общественная деятельность( 1843-1851)
В 1843г. поступил в канцелярию московского Совестного суда,
позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851).
Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
1849 год- женитьба на мещанке Агафье Ивановне.
Гнев отца, отказ в материальной помощи семье сына.
Слайд 11
(Путешествия, театр и книги А.Н. Островского)
Слайд 12
«Колумб Замоскворечья»
Свои первые литературные опыты начал с дерзкого, иронического
утверждения, что он открыл небывалую страну.
Страна эта лежала у всех под носом – как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Для литературы, для читателей это, действительно, была нетронутая земля.
Слайд 13
Творчество драматурга
1847 – 1851г.г.- ранний период
1852-1855г.г.- «Москвитянинский» период
1856 -1860г.г.- предреформенный период
1861 – 1886г.г.- пореформенный период
Слайд 14
Первые пьесы Островского.
«Банкрот».
«Бедная невеста».
«Бедность не порок» .
Жизнь купцов, мещан, ремесленников, приказчиков.
Реализм
«Колумб Замоскворечья»
Слайд 15
Уже в комедии «Свои люди – сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только
главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них – не простой, заставляющий задуматься конец.
Слайд 16
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х г. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы.
Островский начал свой творческий путь в 40-х годах при жизни Гоголя и Белинского и завершил его во второй половине 80-х, когда входил в литературу Чехов.
Он печатался в «Современнике» и «Отечественных записках», его связывали дружеские отношения с Некрасовым, Л. Толстым, Тургеневым, Гончаровым и др. писателями.
Он следил за их творчеством и
прислушивался к их мнению о своих пьесах.
1856 г – Близко сходится в Петербурге с известными писателями: Тургеневым, Некрасовым, молодым Л. Толстым
Слайд 17
В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии.
«Не в свои сани не садись»
«Не так живи, как хочется»
«В чужом пиру похмелье»
«Гроза»
Слайд 18
Путешествие
по Волге
А. Островский немало путешествовал. Он посетил Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Зубцов, Старицу, Корчеву, Кимры, Калязин, ряд сел и деревень, а также побывал у истока Волги. Результатом поездки стали очерки «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», опубликованные в «Морском сборнике» (1859).
Слайд 19
Любимый жанр Островского — комедия.
“Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать” (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди — сочтемся”)
Слайд 20
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Слайд 21
Мастерство драматурга
Написал 47 оригинальных пьес, 7 в сотрудничестве, создав целый народный театр.
Заслуга состоит:
в расширении тематики русской драматургии;
герои его пьес – простые люди;
воспроизведена широкая полоса русской жизни с 40 – 80 гг. 19 века;
откликался на самые насущные вопросы своего времени;
укреплял в жизни рост нового, положительного;
создал галерею образов людей горячего сердца.
Слайд 22
В своих пьесах Островский изображал общественные явления, имеющие глубокие корни, - конфликты, истоки и причины, которых нередко восходят к отдаленным историческим эпохам.
Художник учит зрителей мыслить и чувствовать, но не дает ему готовых решений.
Слайд 23
Общественная деятельность
Тяжелое положение театров в России.
Докладная записка правительству о необходимости разрешения частных театров.
«Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»
Слайд 24
(Любимое место Островского)
Слайд 25
Щелыково - старинная русская усадьба. Сельцо Щелыково расположено на горе. С трех сторон оно окружено лесом и только с одной северной стороны - пахотной землей.
Драматург купил усадьбу в 1867г.
1869г – женитьба на артистке Марии Васильевне Бахметьевой.
Главное здание усадьбы - старинный барский дом: "Господский дом... деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами,... задний фасад обращен в сад, с террасой,
перед которой разбит цветник".
Слайд 26
Дом очаровал Островского с первого же взгляда. 2 мая 1848 года он пишет в своем дневнике, что дом "удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещения...".
В доме некрашеные полы чисто вымыты, издают аромат свежего дерева, на полу дорожки крестьянского тканья. В передней у правой стены – удобный сундук, служивший одновременно лавкой, печь с медными дверками.
Слайд 27
Прямо из передней –дверь в столовую, самую большую и светлую комнату в доме. Середину столовой занимал большой овальный стол "сороконожка", покрытый белой скатертью, а на нем старинный, еще от Николая Федоровича, самовар, мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа - "молния" с белым абажуром, справа в простенке между окнами ломберный стол с медными подсвечниками,
а над ним фоторепродукция с картины В. Перова "Птицеловы".
Здесь собиралась к обеду большая семья Островских, гости, друзья писателя.
Слайд 28
Гостиная дома небольшая, но очень уютная. На темном фоне "бархатных" аквамариновых обоев с черными цветами эффектно выделяются белые изразцовые печи вогнутой формы, между ними на стене старинное зеркало в тяжелой резной раме.
Мягкая мебель, кресло Марии Васильевны и ее корзина для рукоделия, фортепиано, овальный стол, на стенах – семейные портреты и картины в золоченых рамах.
Слайд 29
Среди мебели обращает на себя внимание необычное кресло, спинка и подлокотники которого сделаны из полосок рессорного железа. Кресло грубовато на вид, но сидеть в нем удивительно удобно. Изготовил его специально для А. Н. Островского местный кузнец, чтобы не уставала спина от долгого сидения с удочками над омутом у мельницы.
Одним из видов отдыха являлась также работа в столярной мастерской. Делал он небольшие вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям - рамки, полочки, шкатулки.
Слайд 30
Но какими бы делами ни занимался драматург на отдыхе в Щелыкове, главным его занятием оставался литературный труд.
Кабинет А.Н. Островского занимает угловую комнату. Обстановка здесь стояла простая: письменный стол, сделанный самим драматургом, на стенах - фотографии жены, сестры, любимых актёров в выпиленных им же из дерева рамках.
У стены ломберный стол: в ненастную погоду играли в карты, а кроме того, сам Александр Николаевич любил раскладывать пасьянсы. А. Н. Островский писал друзьям, что в Щелыкове ему легче дышится.
Слайд 31
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Слайд 32
(последние часы жизни Островского)
Слайд 33
В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка. Он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей.
в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров . Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии.
Слайд 34
Известно, что драматург в это время работал над переводом трагедии Шекспира " Антоний и Клеопатра", а в последний свой час, просматривал только что доставленный свежий номер журнала " Русская мысль."
2 июня 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове, не успев осуществить своих преобразовательных предположений.
Слайд 35
А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике. Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия.
Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Слайд 36
Памятник А. Н. Островскому
у МХАТа