Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Война и мир». История создания, художественные особенности
Учитель МКОУ «Медынская СОШ»
Журба Елена Николаевна
Слайд 2
«Война и мир – одно из редких
творений человеческого духа. Оно могло быть создано только одним из самых необыкновенных людей, когда – либо живших на земле.
И.Бунин
Слайд 3
1863–1869
работа над романом
1868–1869
первое издание
1886
пятое прижизненное издание(последнее)
Слайд 4
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА
1856 г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию»
1825 г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
1812 г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года»
1805-1807 г.г. – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»
Слайд 5
Замысел романа
« Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856»
1856 1825 1812 1805
современность глазами декабриста
эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста
эпоха народного торжества
эпоха неудач и поражений
От истории героя к судьбе народа
Слайд 6
Варианты заглавия
«Три поры»
«1805 год»
«Все хорошо, что хорошо кончается»
Слайд 7
Название произведения
Война
Важнейшие действия враждующих армий.
Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.
Зло, насилие, кровопролитие.
Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
Конфликт человека с самим собой.
Все, что разрушает гармонию.
Это смерть.
Мир (мiръ)
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Весь свет, Вселенная.
Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий.
Ближайшее окружение человека.
Крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мировоззрение, круг идей героев романа.
Это жизнь.
Слайд 8
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА
I том 1805 год
II том 1806-1811гг
III том 1812 год
IV том 1812-1813гг
Эпилог 1820 год
Слайд 9
Художественные особенности романа
Слайд 10
Жанр
«Я старался писать историю народа».
Л.Толстой
РОМАН - ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации.
Для эпопеи характерны:
широкий географический охват
отражение жизни и быта всех слоев общества
народность содержания
Слайд 11
Картины истории
Общественная и политическая жизнь
Огромные пространства
Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение
Масонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов
Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
Слайд 12
Изображение жизни всех слоев общества
Широкая панорама бытовых сцен
Дворянство, чиновники, армия, крестьяне
Балы, приёмы, обеды, охота, посещение театра и т.д.
Слайд 13
Основной художественный прием – антитеза (противопоставление).
Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).
Слайд 14
Приём сопоставления и противопоставления
ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ
САЛОН А. П. ШЕРЕР
Слайд 15
«Мысль народная» в романе
Тема подвига русского народа в войне 1812 года является главной.
В изображении народа воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Писатель говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как мериле нравственности.
Все любимые герои Толстого – частица народа, и каждый из них по-своему близок народу. В огне народной войны происходит проверка людей: проявляется истинный и ложный патриотизм
Слайд 16
«Мысль семейная»
Тема семьи одна из главных и важных в романе.
Автор убежден, что только в
семье человек получает всё то, что определяет его характер, привычки, мировоззрение, и объясняет личные особенности и закономерности в
жизни своих героев принадлежностью
к той или иной семье.
Слайд 17
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость».
Л.Н. Толстой
Слайд 18
Проблемы, поставленные в романе
Роль народа и личности в истории
Назначение человека в жизни (смысл жизни)
Человек в дни войны и мира
Проблема войны и мира
Роль семьи в жизни человека
Предназначение женщины
Проблема дружбы
Проблема истинного и ложного патриотизма
Проблема чести и долга
Проблема счастья
Проблема национального характера
Слайд 19
Герои романа
Героев романа нельзя по традиции условно разделить на «положительных» и «отрицательных».
Толстой убежден, что нельзя называть человека плохим или хорошим, потому что «человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество».
Он показывает героев неизменяемых, застывших и изменяющихся.
Слайд 20
Любимые герои Толстого
Слайд 21
Нелюбимые герои Толстого