Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МДОУ «Детский сад №31 с.Бессоновка Белгородского района Белгородской области»
«ИГРОВАЯ ЗАНИМАТИКА, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Подготовили воспитатели:
Мангеровская Л.М.,
Прозапас А.В.
Слайд 2
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения технологии ТРИЗ, так как они:
учат анализировать отношения между понятиями;
учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее;
развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;
учат обобщать.
Слайд 3
При разработки системы работы с детьми необходимо учитывать следующие принципы:
принцип игровой реализации поставленных задач;
принцип систематичности и последовательности усложнения предлагаемого материала.
При составлении системы игр и игровых упражнений по развитию логического мышления детей 3-7 лет нужно ориентироваться на:
значимость форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, логической) и их одновременное развитие;
программу детского сада;
психологические и возрастные особенности детей данной группы;
Слайд 4
Цель системы игр и игровых упражнений – развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задача системы – развивать логическое мышление, повысить познавательный интерес детей.
Игры проводятся у детей в вне и во время занятий.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Для проведения игровых упражнений и игр используются разные наглядные материалы, такие как: карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольцо Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т.д.
Слайд 5
Игра «Карусель». Цель: закрепление имен признаков.
Слайд 6
Игра «Природный и рукотворный мир» Цель: учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять такое деление. Развивать логическое мышление.
Слайд 7
Игра «Четвертый лишний».
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему. Учить логически мыслить. Пополнять словарный запас слов.
Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему.
Слайд 8
Игра «Выбери меня» Цель: учить анализировать отношения между понятиями. Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями: а) причина – следствие, б) противоположность, в) порядок следования, г) род – вид, д) часть – целое, е) функциональные отношения и др.
Слайд 9
1. Паровоз - вагоны = конь -?
2. Песня - певец = картина -?
3. Нож - сталь = стол -?
Бежать - стоять = смеяться -?
5. Волк - пасть = птица -?
6. Школа - ученик = больница -?
Слайд 10
Игра «Найди друзей»
Цель: учить детей правильно находить функции объектов и называть их. Учить детей быть внимательными. Развивать логическое мышление. Активизация словаря. Учить отвечать на вопросы.
Воспитатель задаёт вопросы:
Я умею оставлять след
Я могу перевозить (машина, самолёт, лошадка и т. д.)
Я могу удерживать тепло (шуба, одеяло, термос и т. д.)
Игра «Найди своих друзей» (игра с волшебником Дели –Давай)
Слайд 11
Игра «Поезд времени»
Цель: учить выстраивать логические цепочки, развивать внимание память, мышление.
Правила игры:
Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий — педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».
Слайд 13
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
Слайд 14
Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие логического и творческого мышления, воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений
Пособие позволяет решать задачи:
развивать познавательную активность;
сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
формировать элементарные математические представления;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
развивать креативные способности дошкольников;
Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
Слайд 15
Игра «Какие разные профессии» Цель :формирование представлений детей о профессиях. Развивать речь и логическое мышление.
Задания с Кругами Луллия:
1-й тип: «Найти реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Слайд 16
Игра «Найди части»
На одном кольце - большом наносятся части различных предметов - колеса, окна, крыша, руль, крылья, ручка, лампочка и т.д.
На другое кольцо - поменьше наносятся предметы, в которых эти части есть - машина, настольная лампа, совок, самолет, домик и т.д. Дети, поворачивая, ищут, есть ли в этом предмете найденные части.
Далее может быть также усложненный вариант. Его можно использовать и в старших группах.
Предложить подумать, что будет, если, например, колесо попадет в настольную лампу или у нее окажутся крылья.
Слайд 17
Игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.
Слайд 18
Спасибо за внимание!!!