Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Заповеди в произведении Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»
Выполнили обучающиеся специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах группа 346
Евстифеева Наталья, Сенюгина Милена, Мельникова Анастасия, Закирова Энже
Слайд 2
Первая заповедь: Графичность
Муха, муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
При чтении дети представляют образ мухи, а затем как она находит денежку.
Слайд 3
Вторая заповедь: Быстрая смена образов
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Образы сменяются быстро, как в кино.
Слайд 4
Третья заповедь: Лиричность словесной живописи
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
В стихах присутствуют песни и пляски.
Слайд 5
Четвертая заповедь: Подвижность и переменчивость ритма
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Происходит много действий, постоянная смена ритма.
Слайд 6
Пятая заповедь: Музыкальная поэтическая речь
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Дети воспринимают стихи, как песни.
Слайд 7
Шестая заповедь: Рифмы должны быть близко друг от друга
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает…
Рифмы смежные, находятся близко друг от друга.
Слайд 8
Седьмая заповедь: Рифмующиеся слова – главные носители смысла
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
В рифмованные слова закладывается наибольшая смысловая нагрузка.
Слайд 9
Восьмая заповедь: Каждая строка должна жить собственной жизнью
«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Каждый стих закончен, нет переносов и точек в середине строки.
Слайд 10
Девятая заповедь: Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Происходит действие, мало эпитетов и прилагательных.
Слайд 11
Десятая заповедь: Преобладающий ритм - хорей
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
Ударные первые и нечетные слоги в строке.
Слайд 12
Одиннадцатая заповедь: Стихи должны быть игровыми
Стихотворение Муха-Цокотуха можно использовать как пример игр: «кафе», «магазин». По сюжету муха покупает самовар на базаре, а затем угощает гостей. Благодаря этим играм у детей развивается речь и кругозор.
Слайд 13
Двенадцатая заповедь: Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихотворение Муха-Цокотуха стоит наравне со взрослыми произведениями.
Слайд 14
Корней Чуковский выработал «заповеди» не только для других поэтов, но и сам писал, руководствуясь ими. Возможно, именно благодаря заповедям для юных поэтов стихотворения Чуковского оказались такими популярными и любимыми.