Презентация - В.В.Андреев

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
В.В.Андреев
Распечатать
  • Уникальность: 91%
  • Слайдов: 9
  • Просмотров: 493
  • Скачиваний: 59
  • Размер: 3.46 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

В.В.Андреев, слайд 1
«В.В.Андреев – музыкант, новатор русского национального искусства и балалайки»

Слайд 2

В.В.Андреев, слайд 2
Введение
Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления немудреных инструментов, и знал, как на них играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, следовательно, отсюда вытекает вывод, что народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Сначала на этих инструментах играли скоморохи-выходцы из народной среды. Известны они были на Руси еще с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся народ песнями и плясками, играли на посиделках и свадьбах, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Играли они на гуслях, рожках, свирелях, деревянных ложках, домрах и т.д. Вполне обоснованно и логично, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию или даже не допускала к причастию. Инструменты скоморохов порою даже сжигали, запрещали, но, несмотря на многие события, происходившие в истории России, люди, и в целом народ, смог все-таки сохранить свои инструменты. Но, в результате одного такого очередного гонения на музыкальные инструменты, в 1648 г. указом царя Алексея Михайловича Романова, все инструменты подверглись сжиганию, т.к. скоморохи, которые играли на этих инструментах, внушали народу государственную крамолу и безделие1. Забегая вперед, хочется сказать, что домра впоследствии преобразовалась в балалайку, как процесс эволюции единого грифного щипкового инструмента1. В условиях жестоких преследований скоморошьего искусства при Алексее Михайловиче эволюция наименований «домра» и «балалайка» выглядит вполне естественной1. После правления А.М. ситуация начала возобновляться, и на инструментах возобновили играть в некоторых городах России, но ненадолго, и в конце XIX столетия народные инструменты находились опять на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел придать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев (1861-1918) — выдающийся человек-самородок, который преобразовал и пропагандировал всю свою жизнь струнно-щипковые народные инструменты, довел до совершенства в конструкции и игре балалайку, и занимался широкой популяризацией народных инструментов по всему миру.

Слайд 3

В.В.Андреев, слайд 3
Детство, отрочество, юность
Детство, отрочество, юность …
В.В.Андреев родился 3 (15) января 1861 г. в Бежецке, уездном городе Тверской губернии. Его отец, Василий Андреевич, был купцом, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы. Он владел несколькими тысячами десятин пашни и леса, которые пустил в оборот: разбил на участки и сдавал многочисленным арендаторам1. Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, обладала твердым характером, получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу. Ее стараниями в доме была собрана неплохая библиотека. Маленький Вася находился под неусыпной опекой няни. С ранних лет он соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок. Но, к сожалению, когда маленькому Васе было полтора года, умер отец. В 1864 г Софья Михайловна вышла замуж за отставного военного инженера штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина. С момента прихода нового человека в дом, в жизни Васи ничего не изменилось, он по-прежнему частенько слушал дома русские народные песни, его это захватывало. Мать учила сына игре на фортепиано, но к роялю Васю не тянуло, но впоследствии в старших классах гимназии Вася постарался овладеть основами игры на фортепиано. Вскоре мать купила имение Андреевское в сельце Марьине Лугининской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район Калининской области). Вася там перезнакомился с крестьянскими мальчишками, научился играть на дудке и жалейке и других музыкальных инструментах2. В 1872 отчим получил место в управлении железных дорог в Петербурге, и семья переехала в столицу, продав все бежецкое имущество :два дома с пристройками и землей. А 1875 году неожиданно умер отчим, и мать решила посвятить полностью себя сыну. В это время Андреев много читает, больше занимается музыкой (музицированием). В его комнате тесно было от музыкальных инструментов: он играл на гитаре, мандолине, флейте, на различных гармониках исполнял популярные танцы. В 1879 году к Андрееву был приглашен заниматься скрипач Н.В. Галкин (1856-1906) –известный на то время музыкант-виртуоз1. Самое удивительное в занятиях его с Андреевым было то, что Андреев упорно не желал изучать нотную грамоту, осваивая все более сложные произведения, основываясь только слуховыми восприятиями! По мере прохождения дальше академически-сложной программы отношения с Н.Галкиным ухудшились в ввиду такого восприятия музыки1. В 14 лет Вася владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты».

Слайд 4

В.В.Андреев, слайд 4
Услышанное на всю жизнь…
Услышанное на всю жизнь
Лето 1883 г. Василий проводил в Марьино. В наступившей летней тишине зазвучала мелодия «Вдоль по Питерской». Тембр был необычным, такого инструмента мальчик никогда не слышал. Он вскочил и побежал к флигелю, откуда доносилась музыка, и увидел работника Антипа Васильева (рис.1) , игравшего на балалайке. Вот так Андреев встретился с предметом своих будущих забот3. Как он писал впоследствии: «Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами может давать столько звуков!»1. Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами (рис.2). Струны звучали негромко, но бойко и приятно. В тот вечер он принял решение: «Играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!»1. Сначала никто не хотел браться за изготовление, а впоследствии и реконструкцию этого инструмента, мастера боялись за свою репутацию, и за потерю своих постоянных клиентов (особенно это проявлялось в Петербурге – центром культуры и светского общества того того времени)1, в 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую собственную балалайку1. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом, что бы можно было выступать с игрой на ней со сцены, «соединяя балалайку и фрак»1. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру В.Иванову (известный петербургский мастер того времени) он принял заказ, но не сразу, как я уже говорил раннее, но уже к весне 1886 года первая концертная (диатоническая) балалайка, на которой уже были врезанные в гриф металлические лады, а самое главное инструмент с очень хорошими акустическими свойствами, и меньше чем с народными образами размером был готов1. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился в 1886 году, его приняли очень хорошо, подчеркивали, что у него огненный темперамент, и незаурядное мастерство. Но Андреев продолжал думать о дальнейшем совершенствовании инструмента, а именно надо необходимо было увеличить количество ладов. Вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, хроматическая (1887 г.)1. Ее сделал мастер Ф.С. Пасербский - мастер муз. инструментов (рис.3 , балалайка Ф.Пасербского рис. 4) . Изготовлял он также гитары, мандолины, цитры, а также инструменты скрипичного семейства. К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенствованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом. Пятиладовая балалайка – диатоническая, изготовленная ранее мастером Ф.Пасербским (весной 1887 г) стала весьма популярна в Петербурге для широкого круга людей.1.

Слайд 5

В.В.Андреев, слайд 5
Создание «Кружка любителей игры на балалайке», ставшем впоследствии оркестром
Любителей балалайки становилось все больше, на концертах выступали оркестры мандолинистов, гитаристов, но балалаечников не было…. Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим коллективом. В сентябре 1887 года он отбирает лучших учеников на каждый инструмент, и начинает репетиции, организовывая «Кружок любителей игры на балалайке» состоящий сначала из 8 музыкантов. Состав кружка состоял из людей разных профессий, вот имена на момент его первого выступления: Ф. Реннике, А. Паригорин, А. Волков, Н. Штибер, А. Эльман (пианист), В. Андреев, Д. Фёдоров, А. Соловьёв, В. Панченко. (рис.1) 1. Наконец Андреев объявляет, что октет «звучит». 20 марта 1888 г. в зале Городского Кредитного общества в Петербурге состоялся концерт. Все в зале зрители были по- настоящему тронуты. Василий Васильевич как солист играет на этом концерте свой «Сводногвардейский марш», газеты отмечали высокий профессионализм ансамбля и исключительную сыгранность участников. Этот день стал днем рождения впоследствии Великорусского оркестра4. Коллектив выступал безупречно, Андреев был исполнителем на балалайке-приме и дирижером. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центральной России. Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Только журнал «Баян» в №19 опубликовал несколько строчек: «Тверь. 2 мая состоялся здесь концерт известного виртуоза на балалайке г-на Андреева, игравшего с громадным успехом». По сообщению местной печати зал был полон. Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской» 2. Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента, вся его музыка наполнена мелодизмом, яркостью, техничностью и простотой. Он – автор различных вальсов для балалайки, полонезов, мазурок и других пьес. Весь сентябрь 1889 г. коллектив гастролировал в Париже. Парижанам понравился безукоризненно одетый, с безупречными манерами г-н Андреев. Его виртуозная игра на балалайке вызывала восхищение, а исполнение вальсов на маленькой гармонике «черепашке» просто ошеломляло1. Лучшие музыкальные силы столицы России - Петербурга признали этот коллектив и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.… К середине 1890-х годов – Андреев понимает, что балалайка далеко не единственный русский национальный инструмент, который заслуживает того, чтобы быть возрожденной1.

Слайд 6

В.В.Андреев, слайд 6
Создание первой школы игры на балалайке и преобразование различных инструментов в Великорусском оркестре
В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась. Весной 1887 году появляется первое в истории музыкальной культуры методическое пособие – « Школа игры на балалайке», составленная П.К.Селиверстовым, «при участии известного артиста игры на балалайке В.В.Андреева», затем он решает создать нотную библиотеку (рис. 1) 1. В сезон 1894-95 Андреев проводит у себя в Петербурге по пятницам аристократические вечера. У него часто бывал Федор Иванович Шаляпин. Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Андреев отлично овладевает свирелью, занимается поиском домры – забытого инструмента на тот момент для многих жителей. А. С. Мартынов, артист ансамбля, нашел на одном чердаке в селе инструмент похожим на домру и принес его Андрееву, где вскоре была проведена попытка реконструкции инструмента 1. Сделал это мастер Семен Иванович Налимов (рис. 2) , который работал в имении Андреева сначала как столяр-краснодеревщик, но скоро начал пробовать изготавливать инструменты3. По чертежам В.В.Андреева, С.Налимов изготавливает домру-пикколо, домру- альт, домру-бас, а также инструменты группы балалаек, такие как – прима, - секунда, - альт, - бас и - контрабас которых нет сейчас равным по звуку и способам изготовления! В 1896 году домра введена в оркестр, а сам «Кружок любителей» был переименован в Великорусский оркестр 1. Введение гармоник в оркестр не было предназначено, так как инструмент был «немецкого происхождения» и воспринимался с жанром народной песенности – частушки , городская песня. Также гармонь имела резкий и крикливый звук. Великорусский оркестр , в отличие от оркестров гармонистов, был коллективом камерным, с нежным тремолированным звуком, нематериальным по динамике двух pp 1. Состоял этот коллектив из 14 музыкантов: Балалайка дискант ( ин-т на октаву выше звучания бал-ки примы) — Н.В.Чороков; Балалайка прима—В. В. Андреев, В. А. Лидин, В. Б. Ленгрен; Балалайка секунда — Н. П. Фомин, Н. М. Варфоломеев; Балалайка альт — А. В. Паригорин; Балалайка бас — А. С. Шевелев, В. А. Веселаго; Балалайка контрабас — В. Т. Насонов, А. С. Мартынов; Гусли щипковые  — Н. И. Привалов; Домра дискант (аналогично бал-ке приме)— Д. М. Пыжов; Домра альт — П. П. Каркин (наст. фам. Каркияйнен) (рис. 6) 1. В.Андреев дал название оркестру по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому 1. Также в создании оркестра колоссальную роль сыграли сподвижники В.Андреева: 1) Большую роль в создании произведений для оркестра сыграл Н.П.Фомин – ближайший друг и сподвижник В.Андреева. Они впоследствии вдвоем приходят к выводу, что оркестр, состоявший на тот момент из балалаек, нуждается в тембровом обновлении (рис. 3) 1. 2) Ф.А.Ниман - второго дирижер оркестра после В.В.Андреева, а также автор множество обработок и переложений для оркестра) (рис.4) 1. 3) Также хочется сказать о колоссальной роли Н.И.Привалова в создании Великорусского оркестра – именно он занимался большой просветительской деятельностью , а самое главное- сумел предоставить Андрееву научные знания по созданию национального оркестрового коллектива, а также включение гуслей и популяризация этого инструмента как в оркестре так и по всей России (рис. 5) 1.

Слайд 7

В.В.Андреев, слайд 7
Введение балалайки в армию и овации оркестра в зарубежном турне
В.В. Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке, а сам был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Его 150 солдат-балалаечников великолепно сыграли народные песни на концерте в Петербурге, а сводный оркестр балалаечников достиг до 200 человек5. В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки3. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола3. 18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в здании Дворянского собрания (ныне Тверской гарнизонный Дом офицеров) 3. Рецензент отметил высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра. Состав оркестра превосходил 22-24 музыканта. Цель: сделать оркестр образцовым. В 1899 г Андреев и В.Насонов выпустили «Самоучитель для балалайки по цифровой системе с приложением объяснения вновь принятого строя с пьесами для оркестра балалаек» и « Маленькую школу самоучитель» 4. Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева. С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже, В.В.Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки2. В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа, и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим уже чертежам С.И.Налимов. В конце 1910- начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах. Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении рецензентов: «Русский балалаечный оркестр чарует», «Наконец нечто новое в музыке» и т.д. Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский оркестр был призван явлением международного значения. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра2. В 1913 году В.Андрееву пожаловали титул надворного советника, а в 1914 году – звание «Солиста его императорского Величества» 1. Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. 8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением. Юбилей был слабо отмечен в печати……. В начале ноября 1918 года оркестр поехал на гастроли, на фронт, в честь первой годовщины Октябрьского переворота. Привыкнув мало заботится о своем здоровье, В.В. Андреев в одном концертном костюме дирижировал оркестром в сильный мороз. После концерта его состояние резко ухудшилось, он в тяжелом состоянии был отвезен в Петроград , где скончался в ночь на 26 декабря 1918 года1. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от контрабаса до пикколо.

Слайд 8

В.В.Андреев, слайд 8
Память о маэстро на его родине
В заключении хочется сказать, что Василий Васильевич любил Тверской край, старался, чтобы земляки его владели балалайками и домрами, помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом – оркестр, сформировался еще 1898 году3. Откликнулся Андреев на просьбу тверского земства, принявшего решение о введении в школах преподавания народной музыки (1913 г) 2. В Твери традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им .М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет. В 2002 году в Твери был создан ансамбль «Губерния» 1. Первое выступление коллектива состоялось в г. Твери в программе, посвященной юбилею газеты «Вече Твери» 1. В первом составе ансамбля были инструменты: балалайка прима, балалайка контрабас, домра альт, скрипка, многотембровый готово-выборный баян, ударные. С марта 2004 года ансамбль «Губерния» – это инструментальный квартет (балалайка прима, балалайка контрабас, многотембровый готово-выборный баян и домра альт) и солистка – вокалистка. Все исполнители коллектива профессиональные музыканты с высшим консерваторским образованием и опытом профессиональной концертной деятельности. Высокий профессиональный уровень исполнительства ансамбль неоднократно подтверждал победами на Международных и Всероссийских конкурсах, выступлениями с концертами в самых престижных залах г. Москвы, также в залах Тверской академической филармонии и Тверского музыкального училища им. М. П. Мусоргского. С большим общественным резонансом прошли гастроли коллектива в Сербии в декабре 2010 года. В 2011 году АРНИ «Губерния» награждён дипломом Лауреата I степени премии Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Основой творческого кредо участники коллектива считают оригинальность. 1. Подводя общие итоги, хочется сказать, что Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Слайд 9

В.В.Андреев, слайд 9
Список использованной литературы:
1. Имханицкий М.И. Становление струнных щипковых инструментов в России. — М., 2008. — 230 сс. 2. Сборник В.В. Андреев. Материалы и документы. Составитель Б.Б. Грановский — М. : Музыка, 1986. — 351 с. 3. Пересада А.И. « Балалайка» – М. : Музыка, 1990. — 63 с. 4. Тихонов А.В. Создатель Великорусского оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917) — СПб Предприятие Союза художников, 1998. — 224 с. 5. Привалов Н. О народной музыке в войсках//Альманах Армии и Флота— СПб., 1902. С.202-211.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.