Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация урока литературы на тему: «Знакомство с писателем Николаем Андреевым»
11 класс
Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И.
Санкт-Петербург
2013 г.
Слайд 2
Родился : г. Орёл (Россия) 9 (21) августа 1871г.,
Умер: деревня Нейвола (Финляндия) 12 сентября 1919 г.
Слайд 3
СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ
Отец – сын предводителя дворянства и крестьянки, землемер, сотрудник банка, силач.
Мать из семьи обедневшего польского помещика, малообразованная.
Детство Леонид помнит «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».
Слайд 4
Учился Л. Андреев в Орловской классической гимназии (1882-1891): «…учился скверно, в 7 классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три». Списывая задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры.
Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда он «…старался подделываться под Чехова, Гаршина, Толстого».
Слайд 5
О писательстве Л.Андреев не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, поэтому «…всё дело ограничилось бесплодным дилетантизмом».
Портрет матери, выполненный Леонидом Андреевым в 1910 году и в 1913 году подаренный брату Павлу.
Слайд 6
Учился на юридическом в Петербурге, Москве; успешно сдал выпускные экзамены в 1897г. и до 1902г. работал защитником в суде. Получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете «Московский вестник» для написания очерков «Из залы суда». Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. Печатает фельетоны под псевдонимами James Lynch и Л.- ев. На Андреева обратил внимание Максим Горький.
Слайд 7
По просьбе редакции для пасхального номера 1898 года был написан рассказ «Баргамот и Гараська». Успех у публики вызвал рассказ «Жили-были», была дана высокая оценка критиков. Далее успех за успехом:
«Ангелочек» (1899)
«Кусака» (1901)
«Жили-были» (1901)
«Мысль» (1902)
«Красный смех» (1904)
«Жизнь Василия Фивейского» (1903)
«Иуда Искариот» (1907)
«Рассказ о семи повешенных» (1909)
Слайд 8
Л.Андреев, его философская мысль и русская литература
Слайд 9
Толстовские критерии отношения и к жизни, и к литературе были близки Л. Андрееву
Чеховское изображение «маленького человека», который задавлен действительностью,
Л. Андреев воплотил в своих рассказах.
Слайд 10
Андреев не прошёл мимо философии Ф. М. Достоевского:
- герои поставлены в кризисную ситуацию;
- тема «сверхчеловека»;
- герой произведений один на один с «предвечными вопросами»;
- тема свободы;
- герои находятся в состоянии преодоления;
- человек в цельности своей природы есть существо иррациональное, поэтому полное его объяснение недоступно разуму.
Слайд 11
Андреев и философская мысль
Ницше - идея ДОБРА и ЗЛА;
идея ДВОЙСТВЕННОСТИ
Шопенгауэр - пессимизм
Гартман -идея бунта, несогласия с миром
Слайд 12
В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, в него вошли самые известные произведения.
Слайд 13
«Ангелочек» (1899)
Сашка-волчонок, 13 лет, ему «хотелось перестать жить», «мстит жизни», плохо учится, дерется, исключен из гимназии
Мать пьет и бьет Сашку, ненавидит мужа, водит к себе компании
Отец – мелкий чиновник, давал уроки у Свешниковых и был влюблен в свою ученицу, что не помешало ему вступить в связь с дочерью квартирной хозяйки, из-за чего вынужден на ней жениться. Становится пьяницей, заболевает чахоткой
Рождественская елка у Свешниковых, горящая «наглыми» огнями, и «чистенькие» дети вызывают у героя отвращение и злость, а игрушечный ангелочек, похожий лицом на Сашку, пробуждает в нем нежность
Сашка выпрашивает ангелочка, стоя на коленях, приносит, как сокровище, домой, отцу
За ночь ангелочек растаял, испарился возле теплой печки…
Слайд 14
«Кусака» (1901)
Безымянная собака, не знающая ласки, не имеющая дома
Злость прохожих, улюлюканье мальчишек, обманутое доверие, побои
Собака находит заброшенную дачу и начинает её самоотверженно охранять
Нападает на дочку приехавших хозяев дачи – Лёлю
Лёля называет собаку Кусакой, Кусачкой и прикармливает её
Кусака доверяется людям
Дачники уезжают. Лёля забывает даже попрощаться с Кусакой
Кусака одиноко воет в темноте
Слайд 15
«Мысль» (1902)
Рассказ – записки доктора медицины Антона Ивановича Керженцева, который убивает товарища по университету – юриста и литератора Алексея Константиновича Савелова
Жена Савелова, Татьяна Николаевна, пять лет назад, смеясь, отказала Керженцеву в замужестве
Керженцев, надеясь, что с Савеловым она будет несчастна, подталкивает друга к браку. Брак оказался счастливым
Керженцев выбирает путь мести, желая сделать Татьяну Николаевну несчастной
Он решил прикинуться умалишенным, гордится собой и любуется как сверхчеловек , который «выше ходячей морали»
Его мысли о друге: слабая, мелкая натура, покровительственно-снисходительное отношение
Его мысли о жене друга: рад, что после смерти Савелова, она подурнела и теперь не смеется…
Слайд 16
«Красный смех» (1904)
- Об абстрактной войне, но под впечатлением от Русско-Японской войны 1904-1905гг., состоит из отрывков рукописи.
Прослеживается иррационализм, ужас войны, безумие, охватывающее человека, зыбкая действительность и расплывчатость впечатлений, лазарет, переполненный душевно-больными, всплывают образы мирного прошлого.
Герой переносит душевную болезнь в мирную жизнь, безумием заражается брат главного героя
Слайд 17
«Красный смех» (1904). Основные ключи:
Глухота, как при контузии
Замедленное визуальное восприятие
Потеря ориентации в пространстве
Потеря чувства времени
Галлюцинации, бред…
Бессмысленные приказы
Гибель в траншеях и на колючей проволоке
Абсурд мирного чаепития
Стрельба по своим
Самоубийство санитара
Подрыв санитарного поезда
Мирная жизнь кажется неправдоподобной
Слайд 18
«Красный смех» (1904)
Герой возвращается домой без ног, у него трясется голова и руки. Он сходит с ума, когда понимает, что не может писать На два месяца запирается в комнате с занавешенными окнами и при свечах без перерыва на сон пустым пером пишет труд о цветах и песнях. Брат говорит, что боится толпы людей, боится брать нож в руки: кажется, что он кого-то зарежет, ему снились кошмары, что он топором убивает всю семью…
Слайд 19
«Жизнь Василия Фивейского» (1903)
В основе - библейский сюжет о многострадальном Иове:
1) был праведен и вознагражден богом;
2) дьявол говорит, что Иов почтителен, потому что богат, и бог разрешает дьяволу отнять всё у Иова, но Иов по-прежнему почитает бога;
3) дьявол говорит, что Иов почтителен, потому что жив и здоров, и бог разрешает поразить Иова проказой, но и тогда Иов не ропщет;
4) дьявол посрамлен, бог возвращает Иову семью и достаток.
Слайд 20
Василий Фивейский долго шел к благополучию, как муравей, НО:
Сын утонул в реке
Жена запила с горя
Рожденный сын страдал слабоумием
Сельский староста презирает
Прихожане стали сторониться отца Василия
Не может принимать исповедь
Думает о снятии сана, уходит на три месяца «в отпуск»
В доме сгорает жена
Остается один со слабоумным сыном
Начинает истово служить
Пытается во время отпевания воскресить умершего работника
Погибает на дороге в припадке безумия…
Слайд 21
«Иуда Искариот» (1907)
Библейская тема предательства:
- за тридцать сребреников Иуда рассказывает первосвященникам, где и когда можно будет арестовать Христа.
- поцелуем указывает стражникам на Христа. Предает, чтобы возвеличить себя.
- настоящим предателем оказывается народ, толпа.
- узнав об осуждении Христа, Иуда возвращает деньги нанимателям.
- преследуемый раскаянием, он повесился…
Предательство или
часть божьего замысла?
Слайд 22
Ключи, характеризующие Иуду:
- человек дурной славы, его нужно остерегаться;
- корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи;
- его сравнивали со скорпионом;
- бросил жену – несчастную и голодную;
- не почитает родителей;
- говорит, что все совершают зло, а добрыми называют тех, кто умеет скрывать свои дурные поступки;
- юродствует, говорит, что в раю будет ближе всех к Христу;
- антагонист Иуды – Петр, сильный, но наивный ребенок, слабый духом, отрекающийся от Христа.
Слайд 23
Раздвоенность Иуды Искариота:
1) крепок, но притворяется хилым;
2) голос то мужественный и сильный, то крикливый;
3) разрубленный череп, рыжие волосы;
4) одна сторона лица подвижная, вторая мертвенно-гладкая; один глаз пристально смотрит, на другом – бельмо;
5) говорит, что любит Христа, и оговаривает его;
4) получив 30 сребреников за предательство, нежно заботится об Иисусе все последние дни, предупреждая учеников о возможности ареста;
5) после ареста ждет от учеников и народа, что они заступятся за Христа…
Слайд 24
Интерпретация образа Иуды
Любящий и страдающий Иуда Л.Андреева
Легкомысленный Иуда М.Булгакова
Социалист Иуда и реалист Л.Вебера
Какой вывод? Иуда предает, словно желая доказать, что другие ученики Христа слабы: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо». Другие ученики – земные, любят поесть и поспать, делят места в раю возле Христа, но не могут защитить его во время ареста…
Слайд 25
«Рассказ о семи повешенных» (1909)
Предотвращено покушение на министра
Арестовано пятеро террористов:
1 - сын отставного полковника - Сергей Головин, оптимист, не верящий в смерть,
2 - сын купца - Вася Каширин, который боится показать свой страх перед смертью,
3 - неизвестный, по кличке Вернер (если тебя убивают из страха, то ты бессмертен),
4 – Муся, считающая смерть жертвой,
5 - Таня Ковальчук, думающая не о смерти, а о своих сокамерниках.
Казни джут и двое уголовников: батрак Янсон, убивший хозяина, и рецидивист Цыганок.
Слайд 26
Л. Андреев в 1908 поселился в собственном доме в финской деревне Ваммельсу. После 1905г. Известен больше как драматург, пишет пьесы: «К звездам», «Жизнь человека», «Дни нашей жизни», «Анфиса», «Анатема», «Тот, кто получает пощечины», «Gaudeamus»
Л.Андреев. Художник И.Репин.
Слайд 27
ПЕРЕМЕНЫ В РОССИИ
1-ю мировую войну Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия» (Письмо И. Шмелеву, 1914, сент.).
Восторженно встречает падение самодержавия, установление в России демократического режима и считает, что революция «должна идти дальше» - к революции в Берлине и к … победе над Германией. Октябрьской революции не принял: «по лужам крови вступает завоеватель Ленин».
Слайд 28
Писатель чувствовал себя «изгнанником трижды: из дома, из России и из творчества» (из письма Н. К. Рериху, 1919, 4 сент.).
Слайд 29
Изгнание первое – из дома (добровольное)
Сбежал… из провинциального Орла в столицу от «пошлых лиц», «бессмысленных глаз», «убийственно скучных разговоров», от «деревянных людей» и их «деревянных мыслей и чувств».
Слайд 30
Изгнание второе – из России
ХХ век. Россия. Мировой пожар. Андреев ждал революцию.., но когда она началась, он в полном смятении покидает Петроград
«Был большой дом – Россия с ее могучей опорой, силой и простором. И все ропало».
Л.Андрееев
Слайд 31
Изгнание ПОСЛЕДНЕЕ - из творчества
…Нет России, нет и творчества… Так жутко мне без моего царства.
Л.Андреев
Слайд 32
ПОСЛЕДНЕЕ ДЫХАНИЕ…
Финляндия отделилась от России, и Андреев оказался в эмиграции невольно, оставаясь жить на финской даче в деревне Нейвала. Одинокий, преследуемый болезнями, считал больницу «наиболее вероятным» путем из оставшихся ему (Письмо Рериху, 1919, 23 авг.). Последнее произведение – это незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны», опубликованный в 1921 году.
Умер Леонид Николаевич от паралича сердца на даче своего приятеля, писателя Ф. Н. Вальковского.
Слайд 33
Прах Андреева перезахоронили в 1956 году в Ленинграде на Волковском кладбище.
Бюст Л.Н. Андреева у здания юридического факультета Орловского Государственного университета.
Слайд 34
21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея Леонида Андреева, в доме на Пушкарной улице в Орле открылся музей. Экспозиция посвящена детским и юношеским годам жизни писателя.