Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Слайд 3
В.П. Астафьев
«Васюткино озеро»
Слайд 4
Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка
Слайд 5
1931 год- осиротел (мать утонула)
1939 год- попал в детский дом
1942 год- ушёл добровольцем на фронт
1950-е годы- начинает заниматься литературной деятельностью
1956 год- был написан рассказ
«Васюткино озеро».
Слайд 6
Виктор Петрович Астафьев
"Землю люблю свою
и не устаю удивляться её красоте,
неистощимому терпению
и доброте
И жизнь
предоставляла мне
Постоянную возможность
быть на природе и с природой»
Слайд 10
Я заблудился
Муха- пленница паука,
Васютка- пленник леса...
"Глухарь!"-
догадался Васютка
Слайд 11
Композиция рассказа
Экспозиция: жизнь рыбаков из бригады Васюткиного отца.
Завязка: поход Васютки в тайгу за орехами.
Развитие действия:
потеря дороги
осознание, что заблудился
слова деда и отца спасают от отчаяния
ночь в тайге
по каким приметам нашел озеро?
какие умения пригодились в тайге?
что пришлось пережить?
Слайд 12
Практическая работа
трудности
Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костер
Рот сводило от кислятины и щипало язык, расцарапанный ореховой скорлупой. Хотелось спать
Было все так же тоскливо, сделалось еще холоднее
Ноги издрябли и смор.щились от сырости
Кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться.
Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход
Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Выплыл бот
Спичек осталось 4 штуки, дал огоньку разгореться
Отковырнул кусочек черствой краюшки, съел всю. Веки начали смыкаться, будто повесили на них тяжелые грузила. Забылся тяжелым сном
Он погрел их, высушил сапоги и портянки, подвязал подошву правого сапога.
Мальчик брел, почти падая от усталости.
Было обидно. Начал собирать дрова на ночь.
Побежал по берегу навстречу боту. Кинулся назад: догадался, что у костра скорей его заметят. Он вспомнил про ружье и начал палить вверх.
Слайд 13
Кульминация:
*приближение пассажирского парохода
*появление катера-бота.
Развязка: благополучное возвращение Васютки домой
Эпилог: Васюткино озеро появилось на карте
Слайд 14
Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М.Налбандян)
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
Что помогло ему понять законы природы?
Слайд 15
Как в лесу без компаса определить стороны света?
Что свидетельствует о близости реки в тайге?
Что предвещает вечером смену погоды?
В чем особенность эха в лесу?
Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Слайд 16
Памятка для тех, кто идет в лес.
Продумай тщательно маршрут.
Не забудь взять компас.
Возьми спички для костра.
Возьми теплые вещи.
Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды.
Предупреди близких о твоем путешествии.
Слайд 17
Памятка для тех, кто заблудился.
Не паникуй!
Остановись, прекрати бесполезное движение.
Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону.
В ожидании помощи осмотри место, где находишься.
Собери хворост для костра.
Разведи огонь, приготовь пищу.
Приготовь место для ночлега.
Слайд 18
Проблемные вопросы
Природа друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Слайд 19
Проверка знаний
1. жанр произведения
А) рассказ;
Б) повесть;
В) сказка-быль.
2. в основе произведения лежит:
А) повествование о трудной работе рыбаков;
Б) изображение природы Сибири;
В) повествование о приключениях героя
Слайд 20
3. Васютка бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
Б) выполняя поручение отца;
В) ради удовольствия.
4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует:
А) сравнение;
Б) антитезу;
В) метафору.
Слайд 21
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
А) тетерев;
Б) глухарь;
В) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
А) горько заплакал;
Б) запаниковал;
В) решил не сдаваться.
Слайд 22
7. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
А) в озере есть водоворот;
Б) озеро проточное;
В) ветер принесет непогоду.
8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
А) речка;
Б) болото;
В) озеро.
Слайд 23
9. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
А) его заметили с бота;
Б) его не заметили с бота;
В) он был очень рад рыбакам.
10. Родные Васютки:
А) были уверены в том, что он сам найдется;
Б) потеряли надежду найти его;
В) продолжали искать и надеяться.
Слайд 24
11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
А) богатейшей флоре и фауне;
Б) теплой осенней погоде;
В) умениям и навыкам таежного жителя.
12. Найдя озеро, Васютка:
А) стал известным на всю страну;
Б) зазнался;
В) принес пользу стране.
Слайд 25
13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
А) «С тайгой надо дружить!»
Б) «Тайга хлипких не любит!»
В) «В тайге одному делать нечего!»
Слайд 26
Проверим работу.
1 - А 8 - А
2 - В 9 – А
3 – А 10 – В
4 – А 11 – В
5 – Б 12 – В
6 – В 13 – Б
7 – Б
Шкала оценок: «5» - 13б; «4» - 9б-12б; «3» - 8б.
Слайд 27
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Слайд 28
Спасибо за внимание.