Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Я хотел служить народу… Я хотел жить в своём углу… Я никому не делал зла…» Булгаков Михаил Афанасьевич 3 мая 1891 – 3 марта 1940
Жизнь и творчество
5literatura.net
Слайд 2
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15(3) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова
Слайд 3
Отец писателя был сыном сельского священника. Одновременно с преподаванием в академии он служил в киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами
Слайд 4
Мать, Варвара Михайловна, происходила из семьи протоиерея. Именно от матери Михаил Булгаков унаследовал любовь к музыке и книгам. «Мама, светлая королева» - так назвал он ее в своем первом романе
Слайд 5
Михаил Булгаков получил прекрасное образование. Он окончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. В 1909 году Михаил поступил на медицинский факультет Киевского университета
Слайд 6
Михаил Булгаков познакомился со своей первой женой в Киеве. Ей было 15, ему — 17, и это была его первая любовь-Т. Н. Лаппа. Вскоре Тася уехала домой, в Саратов. Он тосковал, забросил учебу в университете, и пытался даже застрелиться. К счастью, не получилось. Тогда он поехал в Саратов – увиделся с любимой, представился ее родителям. Наконец весной 1913-го родители, до того бывшие против их брака, дали согласие. Спустя три года он ушёл на фронт- работал военврачом в госпиталях. Таня последовала за ним, помогала при операциях, ухаживала за ранеными. Вскоре его отозвали с фронта и направили заведующим земской больницей в глухое село Никольское на Смоленщине
Слайд 7
Татьяна, как жена декабриста, поехала с ним. Освещение- керосиновая лампа, бельё ветхое, застиранное, медикаментов мало, зато пациентов - много. Работал круглосуточно, без выходных. Был терапевтом и педиатром, гинекологом и венерологом, хирургом и стоматологом. Уставал до потери сознания. Потом напишет об этом в своей повести «Записки юного врача»
Слайд 8
Однажды для спасения ребёнка, больного дифтерией, принял решение отсосать дифтерийные плёнки. Показалось, что заразился. Ввел себе противодефтирийную сыворотку, которая вызвала боли в суставах, отёчность и сильный зуд. Испугавшись, попросил Тасю вколоть ему морфий, вскоре почувствовал облегчение. Боясь повторения приступа, попросил повторить укол. Потом ещё и ещё… Началось привыкание. Жизнь стала невыносимой. Тася сделала второй аборт( первый- до венчания) - боялись, что может родиться больной ребенок.
Весной 1918- го Тася уговорила его вернуться в Киев. Там, в родном городе, в родном доме, он постепенно выздоровел
Слайд 9
Позже Тася призналась, что по совету доктора Воскресенского, ставшего его отчимом, начала постепенно разбавлять морфий дистиллированной водой. Под конец делала инъекции чистой водой. Благодаря этому - спасла.
Своё состояние во время болезни Булгаков регулярно записывал. Через много лет опубликовал на их основе рассказ под названием «Недуг» (позже переименованный в «Морфий»)
Слайд 10
Зимой 1921г. Булгаков приехал в Москву, твердо решив распрощаться с медициной и заняться литературой. Работал в газете «Гудок». К жалованью (которое платили в декабре за август) давали еще и крупу. Но жить было негде. Ночевал на вокзале и на Пречистенском бульваре вместе с пьяницами и бродячими собаками. 9 февраля 1922 года Булгаков сделал в дневнике отчаянную надпись: «Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву – нет места. Валенки рассыпались»
Постепенно жизнь стала налаживаться. В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его рассказы – «Красная корона», «Налет», «Я убил» и другие, помимо фельетонов и репортажей, публикуются в «Гудке». Повести – «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Роковые яйца» (1924 г.) - печатаются в журналах. Ночами он пишет свой первый роман «Белая гвардия».
Слайд 13
Он постепенно входит в круг московских писателей, становится модным. Знакомится с Любовью Евгеньевной Белозёрской. Начинается бурный роман. Булгаков уходит от жены и
в 1924 г., женится во второй раз.
Слайд 14
Совместная жизнь в первые годы женитьбы ничем не омрачалась. В 1926 г. написана пьеса «Зойкина квартира». В 1927г. завершена работа над пьесой «Багровый остров»
Слайд 15
В феврале 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской. Она становится его третьей женой.
Слайд 16
Говорят, что фраза о том, как даются человеку жёны (первая – от Бога, вторая – от людей, третья – от дьявола) принадлежит самому Булгакову. Каждую из жён Булгакова окружает атмосфера таинственности. Когда исследователи романа ищут прототип образа Маргариты, они обращаются к образу третьей жены Булгакова – Елены Сергевны.
Слайд 17
В то время он чувствовал себя больным и разбитым. Смертельно устал от «обличительных» статей критиков, от разносов, которым подвергался в течение последних лет, от безработицы и безденежья. Высокое начальство предлагало подправить сюжеты его пьес, показав героизм и патриотизм советских людей, но он не соглашался изменить ни слова!
Слайд 18
В результате его пьеса «Зойкина квартира» в Театре имени Вахтангова была запрещена. Его «Багровый остров» в Камерном театре был снят с репертуара. Пьесу «Бег» запретили после первых репетиций во МХАТе. «Кабала святош» (о Мольере) была запрещена после первого показа. По роману «Белая гвардия» он написал пьесу, которая пошла во МХАТе под названием «Дни Турбиных» - и вновь запрет. Немного придя в себя, Булгаков, тогда уже известный в СССР и за границей писатель, решил обратиться с письмом к правительству с просьбой назначить его штатным режиссером какого-нибудь театра, или статистом, или рабочим сцены…Если же он не может у себя в отечестве быть полезен, просил «великодушно отпустить на свободу». Через три недели в их квартире раздался звонок. В трубке Булгаков услышал голос Сталина…
Слайд 19
Сталин: Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами.
Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А, может быть, правда, вас пустить за границу? Что,
мы вам очень надоели?
Булгаков: Я много думал в последние годы, может ли
русский писатель жить без родины, и мне
кажется, что не может…
Сталин: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите
работать? В Художественном театре?
Булгаков: Да, я хотел бы, но я говорил об этом, мне
отказали.
Сталин: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что
они согласятся. Нам бы нужно встретиться,
поговорить с вами…
Слайд 20
Через день Булгаков был приглашен во МХАТ режиссером-консультантом. В театре возобновили постановку «Дни Турбиных».
Материальное положение улучшилось, и Булгаковы постепенно рассчитались с долгами.
Но через несколько лет травля возобновилась. Начались обыски, был конфискован дневник писателя. К тому же начали проявляться симптомы наследственной болезни, от которой умер отец. Но рядом Елена Сергеевна, которая помогает всё это перенести..
Слайд 21
Часто страх перед неизбежностью физического конца усугублялся тревогой за результаты труда всей жизни. В ящиках его стола лежали повести и романы, которые не брало ни одно издательство, пьесы, которые не решался ставить ни один театр… Читая дневниковые записи Елены Сергеевны, ужасаешься тому, как умирал Булгаков. Атеросклероз почек – постепенное отмирание всех функций организма – зрения, осязания, слуха, постоянные дикие боли. Но последние слова Булгакова перед смертью – о любви и о романе, главном деле его жизни. Елена Сергеевна выполнила завещание Булгакова. Пережила огромное количество отказов, как будто снова и снова переживала судьбу своего любимого. И наконец случилось чудо: роман «Мастер и Маргарита» вышел в печать в 1967году
Слайд 23
История создания романа «Мастер и Маргарита»
Что же принесло роману такую известность, сумасшедший успех? Почему он нам так дорог? Почему нам интересен Булгаков и его жена? Наверное, потому, что он написал этот загадочный роман, в котором много вопросов и немного ответов на главные вопросы в жизни человека:
-Что такое истина?
-Человек и власть
-Внутренняя свобода человека
-Добро и зло
-Верность и предательство
-Милосердие и всепрощение
Слайд 24
Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, пережившей «великую социальную революцию», и что ожидает ее в будущем? Причем в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа
Слайд 25
Первые редакции романа были написаны в 1928- 1929 гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от28 марта 1930 г. он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Слайд 26
Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав.
Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сатана», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «Чёрный маг». В 1930-1931 гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешают ему.
Осенью1932 г. М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.
Слайд 27
К 1936 г., после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.
Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита».
К 22-23 мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку. Правка романа идет с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.
Слайд 28
В 1940-м Булгаков слег окончательно. Временами в измученном болью сознании всплывали эпизоды из «Мастера и Маргариты». Он –то Мастер, то Понтий Пилат, то Иешуа…Елену Сергеевну называл Маргаритой…
Март 1940 года. Днем и ночью Елена Сергеевна у его постели. Когда становиться чуть легче, он диктует жене очередной эпизод романа.
«Дописать прежде, чем умереть»- твердил он себе.
Михаил Афанасьевич Булгаков скончался 10 марта 1940г. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором.
Слайд 29
Bпервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с отсутствием некоторых глав (более 150 изъятий текста). В том же году он вышел в Париже полностью и вскоре был переведен на основные европейские языки.
На родине писателя полный текст романа появился лишь в 1973 г.
Слайд 30
Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»
М.А.Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерию.
Внутри него выделяются отдельные микророманы:
-Роман Мастера о Понтии Пилате
-Роман Мастера и Маргариты
-Роман Воланда и его свиты
Слайд 31
Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в тоже время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. ХХ в. и I в. новой эры. Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате.
Слайд 32
Темы романа
Творчества
Любви
Трусости и раскаяния
Современности
Свободы и несвободы
Веры
Борьбы добра и зла в человеке
Слайд 33
Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога.
Слайд 34
На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеизма отвечает: «Сам человек и управляет».
Однако дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.
Слайд 35
Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре(2,16,25,26).
Слайд 36
Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Речи Иешуа пробудили в душе прокуратора зачатки нравственности, духовности.
Но проповеди всеобщей любви, доброты, отрицание власти вызывают у Пилата страх потерять свои привилегии.Прокуратор выносит смертный приговор.
Слайд 37
С момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим.
Долги и тяжелы будут годы покаяния Пилата! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Иершалаиме –добро или зло.
Слайд 38
Ключевая мысль романа заключается в том, что каждому из героев воздается «по его вере». Около 2000 лет прокуратор искупал свою вину, испытывая муки совести и мечтая об одном: разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана».
Слайд 39
Здесь приходит время нового выбора – раскаявшись, Понтий Пилат начинает ненавидеть бессмертие и славу.
Свет, который в финале романа обретает Понтий Пилат, послан ему как искупление за его страдания и раскаяние.
Слайд 41
Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его черная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель – проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берет на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведникам.
Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека – это арена борьбы добра со злом.
Слайд 42
Свита Воланда: Гелла, Коровьев, Азазелло и Бегемот.
Слайд 43
Мастер и Маргарита
С главными героями романа, Мастером и Маргаритой, связана тема любви. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты
Слайд 44
Маргарита – роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир черной магии.
Слайд 46
И несмотря на то что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу дьяволу, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и Булгаков, и читатель.
Слайд 47
Даже Воланд оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги – истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком…
Слайд 48
Судьба романа, созданного Мастером,- это в какой-то мере и судьба романа М.А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о все побеждающей силе любви и творчества все-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят!»