Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Педагогический
проект
"Сюжетно – ролевая игра
старших дошкольников
«Лаборатория
«Юные исследователи»
Автор: воспитатель МБДОУ № 160 г.о. Самара ПИХТУЛОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
Слайд 2
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Самуил Яковлевич Маршак
Слайд 3
Актуальность проекта: На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогам ДОУ становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми
Слайд 4
Актуальность состоит в том, что сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией не только игровой деятельности современных детей, но с организацией воспитательно-образовательного процесса в целом.
Слайд 5
Цель проекта
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения играть в сюжетно – ролевую игру «Лаборатория «Юные исследователи» для успешного развития познавательной активности и познавательных интересов.
Слайд 6
Задачи проекта
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
Развивать творческое воображение.
Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в сюжетно-ролевой игре.
Формировать у детей умение уделять внимание анализу эффективности источников информации в исследовательской проектной деятельности.
Слайд 7
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели группы, родители, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: май 2014, краткосрочный.
База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 160 г.о. Самара.
Слайд 8
Ожидаемый результат
Развитие познавательного интереса старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре «лаборатория «Юные исследователи».
Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности.
Повышение детской активности и самостоятельности.
Формирование у детей умения видеть результаты своих усилий и коллективных усилий детей.
Развитие у дошкольников интереса к познанию.
Оснащение группы необходимым оборудованием для уголка экспериментирования.
Слайд 9
Цель сюжетно – ролевой игры «Лаборатория «Юные исследователи»:
Приобщить дошкольников к исследовательской деятельности, выработать интерес и желание самим организовывать и проводить самостоятельное исследование, обучить детей технологии организации исследовательской деятельности.
Слайд 10
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
2. Планирование деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы.
4. Оформление результатов.
5. Презентация результатов.
Слайд 11
этапы.Цели и задачи.Деятельность
воспитателя.Деятельность
детей.Деятельность родителей
1.Погружение в проект..Цель- подготовка
детей к проектной
деятельности.
Познакомить детей с понятиями «Лаборатория», «Юные исследователи»
Задачи:
- определение
Проблемы (неумение детей самостоятельно придумывать сюжеты игр), темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей;
- создание группы детей для работы
над проектом..1. Постановка проблемной ситуации: «Что нам нужно, чтобы поиграть?» (вносится коробка где сложены предметы: машинки, куклы, мячи, колбочки, игрушечный микроскоп, шапка – четырехуголка, детская энциклопедия и т.д.).
2.Беседапо принципу
3-х вопросов:
- Что мы знаем о …?
-Что мы хотим
узнать о …?
- Как нам это сделать?
3. Организация бесед на темы:
- «Что такое лаборатория?».
- «Кто работает в лаборатории?».
- «Кто такие исследователи?»
- «Что можно исследовать?».
4. Помогает сформулировать:
* Проблему проекта, (как придумать сюжет новой игры);
*цель и задачи..1.Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта (как научится играть) с воспитателем.
2.Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности.
3.Принимают самостоятельно решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор.
4.Осуществляют:
*анализ атрибутов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
*личностное присвоение проблемы..Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей. Оказывают посильную помощь по обогащению предметно –пространственной среды группы.
Слайд 12
Этапы работы.Цели и задачи.Деятельность
воспитателя.Деятельность
детей.Деятельность
родителей
2.Планирование деятельности..Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы..1.Направляет процесс поиска информации детьми (чтение энциклопедий, познавательной литературы, просмотр познавательных передач, посещение музеев и выставок, рекомендует экспертов- роли консультантов во время исследований взять на себя).
2.Предлагает воспитанникам: различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации: на каждого ребенка завести дневники юных исследователей..Осуществляют:
• изучение объектов исследования,
*поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• планирование работы;
• сбор открыток и иллюстраций по теме исследования;
•изучение правил проведения учебного исследования.
Продумывают продукт индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа..Консультируют в процессе поиска информации - оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
Слайд 13
Этапы работы.Цели и задачи.Деятельность
воспитателя.Деятельность
детрей.Деятельность
родителей
3. Осуществление деятельности по решению проблемы.Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях ..1.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы воспитанников.
2.Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
3.Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности..1.Выполняют запланированные действия самостоятельно,
2.При необходимости консультируются с педагогом (консультантом).
3.Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных ..Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Слайд 14
Этапы работы.Цели и задачи.Деятельность
воспитателя.Деятельность
детей.Деятельность
родителей
4. Оформление результатов..Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов..1.Совместное изготовление и оформление дневников юных исследователей.
2.Подбор материала для организации «Лаборатории «Юные исследователи».
3.Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
4.Помогает в обеспечении проекта,
мотивирует воспитанников..1.Оформляют дневники юных исследователей.
2.Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. 3.Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
4. Чтение литературных произведений в зависимости от тематического планирования исследований, чтение различных энциклопедий, детских научно –познавательных журналов и др.
5.Рассамтривание иллюстраций с изображением изучаемых объектов живой и неживой природы.
6.Просмотр телепередач об изучаемых объектах, фильмов и мультфильмов.
7.Дидактические игры..Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
Слайд 15
Этапы работы.Цели и задачи.Деятельность
воспитателя.Деятельность
детей.Деятельность
родителей
5.Презентация результатов..Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта..1.Совместное с родителями заседание клуба «Юных исследователей».
2.Организация публичных выступлений юных ученых с докладами об изучаемых объектах на заседании клуба..Публичное выступление юных ученых на заседании клуба.
2.Готовят презентацию.
3.При необходимости консультируются с педагогом (консультантом).
4.Осуществляют защиту проекта.
5.Отвечают на вопросы слушателей.
6.Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
7.Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания.Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта
Слайд 16
Итоги проекта:
По результатам работы над проектом были сделаны выводы:
Сюжетно – ролевая игра «Лаборатория «Юные исследователи», как форма организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет благотворное влияние на развитие познавательной активности и познавательных интересов дошкольников;
Для создания комфортной среды для социально – личностного развития дошкольников в игровой образовательной деятельности необходимо:
1. Рассматривать игру как значимое социально – эмоциональное средство приобщения ребенка к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
2.Использовать в работе с детьми непринужденные беседы.
3. Широко использовать иллюстративный материал, ИКТ.
4.Рефлексия результатов проекта заключается в том, что дети научились осмысленно подходить к планированию и осуществлению собственных действий, осознавать сделанное, анализировать примененные им способы деятельности, обдумывать, как было проведено исследование; применять вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что я сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
Слайд 17
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший
искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность
в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро
преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение
оценивать и восхищаться достижениями товарищей и готовность прийти
на помощь. Вообще опыт собственных открытий одна из лучших черт
характера» . ( А. Шапиро)
Необходимо позволить детям реализовать заложенную
них программу саморазвития и удовлетворять потребность
познания эффективным и доступным для них способом
путем самостоятельного исследования мира.
Слайд 22
Спасибо за внимание!