Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида»
«ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Разработали и провели педагоги Андронникова Л.И.,
Потомкина М.Г.,
г. Шарыпово 2023 г
Слайд 2
Актуальность.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание является актуальным направлением в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях и происходит их приобщение к миру экономической действительности.
У дошкольника-выпускника, прошедшего программу финансовой грамотности предполагается сформировать такие понятия как бережливость, экономность, осознание материальной ценности окружающих его вещей, а также заложить предпосылки ранней профориентации.
Слайд 3
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В условиях перехода на ФОП ДО уже с 3 лет приобщаем детей к основам экономического воспитания и реализуем следующие задачи:
3-4 года в сфере трудового воспитания :
Развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях и трудовые навыки;
4-5 лет:
Формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда (трудовые действия, результаты труда, целостность трудового процесса, направленного на продукт);
5-6 лет
Формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;
Знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
6-7 лет:
Развивать ценностное отношение к труду взрослых; формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда, и профессий;
Формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов;
Соответственно внедрение программы по финансовой грамотности позволит с помощью специальных игр и игровых ситуаций объяснить ребенку, такие понятия как: деньги, планирование, цена, товар и другие представления.
Слайд 4
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинаем с дошкольного возраста, и помогаем избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также закладываем, основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Слайд 5
Изучение финансовой грамотности мы начали с детьми старшего дошкольного возраста. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономики.
Целью нашей работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Слайд 6
В своей работе используем следующие:
ФОРМЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Дидактические игры
Театрализованные игры
Сюжетно – ролевые игры
Интеллектуальные игры
Игровые ситуации
Интерактивные игры
Слайд 7
Сюжетно – ролевые игры
Играя в сюжетно-ролевые игры, у детей расширяются представления о профессиях, о понятии «деньги», «купюры», «монеты», о том, что деньги бывают разного достоинства. Проживая роль продавца или покупателя дети, незаметно для себя, знакомятся с более сложными понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник», «касса», «кассир» и с тем, что все товары имеют различную стоимость.
Цель сюжетно – ролевых игр - показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Играя в сюжетно-ролевые игры формируем у детей такие навыки, как умение планировать свою деятельность, действовать в соответствие с планом, договариваться друг с другом при распределении ролей, ориентироваться в окружающем пространстве, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую точу зрения. Что немаловажно, у них активизируется потребность в ознакомлении с новыми современными профессиями. Проживая в игре реальные жизненные ситуации, дети незаметно для себя осваивают сложные экономические понятия.
Слайд 8
БИБЛИОТЕКА
КАСТЕЛЯННАЯ
ЭКСКУРСИИ (Знакомство с различными профессиями)
МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ
Слайд 9
«АПТЕКА»
СБЕРБАНК (ИНКАССАТОРСКАЯ СЛУЖБА)
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ВИЗАЖИСТ -ПАРИКМАХЕР
«СУПЕРМАРКЕТ»
Слайд 10
Дидактические игры
Также в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста важное значение имеют дидактические игры, которые включают в себя познавательное и воспитательное содержание.
Играя с детьми в такие дидактические игры, как «Денежное дерево», «Денежное домино», «Семейный бюджет», «Хочу! Надо!», финансовый кубик «Играем в экономику», «Кому что принадлежит?», «Кошелек», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Мы играем в магазин» и др. Дети узнают о деньгах разного достоинства, об их назначении, источнике дохода, о различии цен на товары. В процессе игры осознают то, что деньги зарабатывают трудом, просто так их никто никому не даёт.
Среди современных детей зачастую бытует мнение, что можно купить ВСЁ, что только захочешь!
А понять так ли это помогает традиционная финансовая игра «Груша - яблоко».
Берем лист бумаги. С одной стороны рисуем яблоко, а с другой грушу. А затем попросим детей вырезать оба фрукта сразу. Тут же возникает вопрос: можно ли это сделать? Конечно же, нет. Потому что лист бумаги один, и, если мы хотели вырезать два фрукта, то необходимо было заранее фрукты на бумаге расположить иначе.
Таким образом, детям дается понятие о том, что любое приобретение товара нужно продумывать заранее исходя из возможностей семейного бюджета. Данный вид игровой деятельности помогает подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену.
Слайд 11
Дидактические игры: «Денежное домино»
«Поезд монет и купюр» и др.
Слайд 12
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Слайд 13
Собирание тематических пазлов
Слайд 14
Дидактические игры
Слайд 15
Театрализованные игры
Играя в театрализованные игры уточняем и закрепляем представления детей о мире экономических явлений, терминах, дети приобретают новые экономические знания, умения и навыки.
Процесс общения детей со сказочными героями и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.
Эту форму мы успешно используем для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр.
Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
СКАЗКИ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ:
«Сказочный магазин»
«Копейка рубль бережёт»
«Дружная семья»
«Про бабулю и кредит» и другие.
Слайд 17
Театрализованные игры
Слайд 18
Интеллектуальные игры
Интеллектуальные игры, такие как: «Знатоки», «Что? Где? Когда?», «Монополия», «Интеллектуальные викторины» - способствуют умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.
Интеллектуальные игры стимулируют умственную деятельность детей, тренируют память, усиливают познавательный интерес и внимание, формируют речевые навыки. Различные игры-упражнения помогают повысить работоспособность детей, ведут к сплочению коллектива, ответственности и собранности при выполнении определенных заданий. Актуальность данных игр в том, что они помогают проследить отношение людей к деньгам с нравственной точки зрения.
Слайд 19
«Монополия»
«Шахматы»
«Знатоки»
«Что? Где? Когда?»
Слайд 20
Технология «Игровые ситуации» учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации.
Развитие дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов.
Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий.
Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт
Игровые ситуации
Например:
Ситуация «В поисках клада»
Дети вместе с воспитателем отправляются на поиски клада. Для передвижения по станциям используют карту. Выполняют на станциях соответствующие задания. Вернувшись из путешествия, определяют, как можно распорядиться деньгами. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры.
Ситуация «Письмо Ослику»
Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печёт булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.
Вопросы к детям: Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?
Также проводим игры - занятия:
Викторина «О какой сказке идет речь?»
«Достоинство монет и купюр»
«Бережем свои вещи»
«Экономия коммунальных услуг»
«Доходы и расходы моей семьи» и другие.
Слайд 21
Игровое занятие
«Экономия коммунальных услуг»
Игровое занятие
«Достоинство монет и купюр»
Игровое занятие
«Доходы и расходы моей семьи»
Слайд 22
Интерактивные игры
Интерактивные игры - это еще один вид игровой деятельности, применяемый для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Данные игры очень популярны среди детей. Так как данный вид игровой деятельности имеет свои плюсы и минусы, то несет всего лишь дополнительную роль в развитии дошкольников. Интерактивные игры очень нравятся детям, и они с удовольствием погружаются в мир финансов, закрепляя и углубляя имеющиеся знания, приобретая новые.
Использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей вместе с традиционными играми повышает эффективность образования и воспитания детей, а так же усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей.
НАПРИМЕР:
Слайд 23
На товаре быть должна Обязательной ..
Слайд 24
Эта резвая купчиха Поступает очень лихо! В телевизор залезает И товары предлагает: От компьютеров до хлама. Имя у нее …
Слайд 25
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Слайд 26
ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ЧТО ТАКОЕ РЕКЛАМА?»
Слайд 27
Я РЕКЛАМИРУЮ…(профессия «Рекламщик»
Слайд 28
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЯ КОПИЛКА»
Слайд 29
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Слайд 30
Нетрадиционная техника рисования «Фроттаж»
Слайд 31
«МОЙ ТОВАР НА ЯРМАРКУ»
Слайд 32
«ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
Слайд 33
ИТОГ:
Таким образом, работая в данном направлении мы сделали вывод: что игровая деятельность положительно воздействует на формирование основ финансовой грамотности, основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относится не только к игрушкам, но и предметам окружения, творчески подходят к решению игровых ситуаций, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Слайд 35
Составление рассказов
(из личного опыта)
на тему: «Доходы и расходы моей семьи»
Слайд 37
Создание мастерской по ремонту книг
Собирание тематических пазлов
Составление рассказа «Почему жадничать – это плохо?»
Слайд 38
Приобщение детей к сортировке мусора
Слайд 39
КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
АВАНС — ДЕНЬГИ (ЧАСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ), КОТОРЫЕ ВЫПЛАЧИВАЮТ ДО ОКОНЧАНИЯ ВСЕЙ РАБОТЫ.
БАНК — ОРГАНИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ПРАВО ПРИНИМАТЬ ДЕНЬГИ НА ХРАНЕНИЕ И ДАВАТЬ ИХ В ДОЛГ.
БАНКИР — УПРАВЛЯЮЩИЙ ИЛИ ВЛАДЕЛЕЦ БАНКА.
БЕДНЫЕ — ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ НИЗКИЕ ДОХОДЫ И ПОЭТОМУ НЕ МОГУТ УДОВЛЕТВОРИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, И У КОТОРЫХ НЕТ НАКОПЛЕНИЙ.
БЕЗРАБОТНЫЙ — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ РАБОТАЕТ ИЛИ ПОТЕРЯЛ РАБОТУ.
БЕРЕЖЛИВЫЙ — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМУ, ЧТО ЕГО ОКРУЖАЕТ.
БОГАТЫЕ — ЛЮДИ, У КОТОРЫХ БОЛЬШИЕ ДОХОДЫ И ЕСТЬ НАКОПЛЕНИЯ.
ВАЛЮТА — ДЕНЬГИ ДРУГИХ СТРАН.
.
ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ С ОБОЗНАЧЕННОЙ НА НИХ СТОИМОСТЬЮ.
ДЕНЬГИ — ЭТО БУМАЖНЫЕ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗНАКИ КАК СРЕДСТВО ПОКУПКИ ТОВАРОВ ИЛИ ОПЛАТЫ УСЛУГ.
ДЕШЕВЫЙ — ИМЕЮЩИЙ НИЗКУЮ ЦЕНУ, НЕДОРОГОЙ.
Слайд 40
ИГРЫ, ПОСОБИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Слайд 41
ПОДБОРКА МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Слайд 42
МИНИ-МУЗЕЙ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ
Слайд 46
ЛЭПБУК – ИЗГОТОВИЛИ РОДИТЕЛИ группы «Петушок»