Презентация - Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка)

Нажмите для просмотра
Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка)
Распечатать
  • Уникальность: 89%
  • Слайдов: 20
  • Просмотров: 123
  • Скачиваний: 62
  • Размер: 7.76 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 1
Министерство промышленности и торговли Тверской области ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный
МАТЕМАТИКА КРАСОТЫ В РУССКОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАРО-ВОЗНЕСЕНСКОЙ ТИХВИНСКОЙ ЦЕРКВИ г. ТОРЖКА)  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Выполнил: студент 1 курса Эгля Роман Преподаватель: Т.Б. Коронкова

Слайд 2

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 2
Цель проекта: Исследование пропорций Старо-Вознесенской Тихвинской церкви в Торжке.
Объект исследования: пропорции как основа гармонии в архитектуре. Предмет исследования: пропорции Старо-Вознесенской Тихвинской церкви в Торжке. Гипотеза: Старо-Вознесенская Тихвинская церковь в г. Торжке является примером использования пропорций в архитектуре. Задачи проекта: уточнить исторические факты о предмете исследования; изучить сведения о математических законах, определяющих красоту архитектуры; выбрать метод измерений, выполнить измерения и расчеты; обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Слайд 3

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 3
Историческая справка
Храм впервые упоминается в «Писцовой книге» Потапа Нарбекова в 1625 году. Вначале храм представлял собой сруб с двускатной крышей и одной главкой. В 1653 году на месте этого храма был возведён новый, который стал основой современного здания.

Слайд 4

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 4
Архитектурный стиль церкви – ярусные храмы. На высоком четверикѐ храма поставлены три постепенно уменьшающихся восьмигранных яруса. Такую конструкцию называли «восьмерѝк на четверикѐ». Венчает постройку луковичная главка на высоком барабане.

Слайд 5

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 5

Церковь особенно величественно смотрится на фоне города, так как стоит на возвышенном берегу реки Тверцы.

Слайд 6

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 6
Математические законы красоты в архитектуре
В античную эпоху были выработаны критерии прекрасного, такие как: категория меры, включающая в себя как составные элементы понятия симметрии, пропорциональности и ритма, и категория гармонии

Слайд 7

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 7
Симметрия и асимметрия
Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия блаженного) на Красной площади в Москве.

Слайд 8

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 8
Пропорция
В качестве меры соотношения симметричного и асимметричного часто и выступает пропорция. Золотая пропорция (золотое сечение) – это деление отрезка на две неравные части, при котором меньшая из них так относится к большей, как последняя ко всей длине отрезка.

Слайд 9

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 9
Ритм и гармония
Ритм – закономерное повторение и чередование однородных элементов или групп форм. Гармония означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое

Слайд 10

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 10
Геометрическая прогрессия – основа гармонии
Для того чтобы выполнялся основной принцип гармонии "все во всем", взаимосвязь частей и целого в архитектурном произведении должна иметь единое математическое выражение, т. е. архитектурное "целое" а и его части а1, а2, а3, а4, ... должны находиться в одинаковых отношениях:   т. е. "целое" а и его части a1, а2, а3, ... должны образовывать геометрическую прогрессию: а = а1р, а1 = а2р, а2 = а3р, … или , где n – порядковый номер члена прогрессии, b1 – первый член последовательности, p – знаменатель геометрической прогрессии.

Слайд 11

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 11
Геометрическая прогрессия – основа гармонии
Для того чтобы выполнялся основной принцип гармонии "все во всем", взаимосвязь частей и целого в архитектурном произведении должна иметь единое математическое выражение, т. е. архитектурное "целое" а и его части а1, а2, а3, а4, ... должны находиться в одинаковых отношениях:   т. е. "целое" а и его части a1, а2, а3, ... должны образовывать геометрическую прогрессию: а = а1р, а1 = а2р, а2 = а3р, … или , где n – порядковый номер члена прогрессии, b1 – первый член последовательности, p – знаменатель геометрической прогрессии.

Слайд 12

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 12
Исследование Старо-Вознесенской Тихвинской церкви
У художников есть прием «измерение карандашом». Как известно, пропорции — это соотношение размеров частей единого целого. Чтобы измерить эти размеры художники наводят карандаш на изображаемый объект.

Слайд 13

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 13

Если использовать этот же прием, но в руке держать линейку, то можно получить размеры в миллиметрах отдельных частей здания. При этом имеет смысл совмещать нулевую отметку с верхней точкой измеряемого отрезка, а палец удерживать на уровни линии отсчета.

Слайд 14

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 14

Полученные результаты не будут обеспечивать абсолютной точности, но все же позволят получить представления о пропорциях здания. Условием при этом должно быть достаточно большое расстояние от объекта измерения, чтобы уменьшить оптические искажения. Измерения были выполнены на расстоянии 80 м от церкви. На эскизе размеры в мм.

Слайд 15

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 15
Результаты обработки и анализа результатов
Соотношение размеров восьмерико̀в
Ярусы.Соотношение высот.Соотношение ширины граней.Соотношение диаметров вписанных окружностей
а4/а3.32 / 34 = 0,9.10 / 11 = 0,9.25 / 28 = 0,9
а3/а2.34 / 36 = 0,9.11 / 12 = 0,9.28 / 25 = 0,9
Соотношение граней восьмериков и радиусов вписанных окружностей:

Слайд 16

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 16
Можно заметить, что размеры граней восьмериков подчиняются закону геометрической прогрессии с основанием 0.9, этому же закону подчиняются диаметры вписанных окружностей, в которые, в свою очередь, вписаны восьмигранники. Если за первый член последовательности взять максимальный размер, то для высот получаем: а2 = 36; а3 = 36  0,91 = 34; а4 = 36  0,92 = 32; для ширины граней: а2 = 12; а3 = 12  0,91 = 11; а4 = 12  0,92 = 10; для вписанных окружностей: а2 = 31; а3 = 31  0,91 = 28; а4 = 31  0,92 = 25.

Слайд 17

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 17

В архитектуре основной части здания наблюдается симметрия, так как используются в плане такие фигуры как квадрат и восьмигранник, центры которых совмещены. Это позволяет воспринимать здание как завершенную надежную конструкцию. Использование повторяющихся элементов (восьмерико̀в) придает конструкции ритмичность, позволяет создать эффект устремленности в небо, в вечность.

Слайд 18

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 18
Вывод по результатам исследования
Несмотря на неточности выбранного способа измерений пропорций, исследования пропорций церкви показали, что они подчиняются законам математики и законам красоты (симметрии, пропорциональности, ритма и гармонии). Гипотеза исследования подтвердилась.

Слайд 19

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 19
В презентации использованы авторские фотографии, а также фотографии с интернет-ресурсов:
Голубев А. Снято 8.06.2020. URL: https://sobory.ru/photo/410164. Старо-Вознесенская Тихвинская церковь. URL: https://autotravel.ru/phalbum/91567/155.jpg. Торжокский Тихвинский храм. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/13676908.html. Турбаев Р. Завершение. Снято 5.01.2016. URL: https://sobory.ru/photo/437332.

Слайд 20

Математика красоты в русском деревянном зодчестве (на примере старо-вознесенской Тихвинской церкви г. Торжка), слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)