Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 70
«Эпоха петра Великого – как центр новой искусствоведческой и культурной жизни России»
Выполнила:
Ученица 6 класса
Лобова Александра СЕПНЕЕВНА
Руководитель:
Учитель истории и обществознания, I квалификационной категории Петраков Д.А
2022 год
г.Нижний Тагил
Слайд 2
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы»
Петр Великий.
Слайд 3
Пётр Первый (или как его ещё называют - Великий) является создателем Российской империи. Никто до него не мог добиться таких результатов, такого возвышения своего государства за столь короткий срок. Сделал он это за 20 лет. Из какого то отсталого и слабого Московского княжества он сделал Российскую империю. Были произведены нужные для государства реформы по европейскому образцу. Получил выход в Балтийское море - как говорили "прорубил окно в Европу". Территория России увеличилась в разы при Петре Первом. Именно при нём это государство получило такой авторитет в мире.
Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства.
По моему мнению, все эти преобразования в области образования и культуры дали новую жизнь России. Сейчас, через многие годы я с удовольствием играю на скрипке произведения зарубежных композиторов. А ведь возможно, если бы не реформы Великого Петра, мы, сегодняшнее поколение никогда не узнали бы о них.
Слайд 4
Причины и предпосылки культурных реформ Петра I
Среди факторов, повлиявших на проведение Петром I культурных преобразований можно выделить следующие:
Стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских ценностей;
Петр I во время участия в Великом посольстве в Европу ознакомился с европейскими порядками и проникнулся зарубежной культурой;
С детских лет царь противился устоявшимся в русском обществе нормам, считая их устаревшими и варварскими.
Слайд 5
Преобразования в сфере культуры
Создание Всешутейшего , Всепьянейшего и Сумасброднейшего Собора
Разрешение на курение и торговлю табаком
Введение новых правил в одежде и внешности
Новое летоисчисление и календарь
Введение новой азбуки и шрифтов/ первая газета «Ведомости»
Создание общественного театра
Создание кунсткамеры, Академия Наук
Петровские ассамблеи
Слайд 6
Начало 1690-х
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Учрежден царём Петром I с целью развлечений, питейных увеселений, карнавальных действ, а также пародирования обрядов католической и православной церквей.
На главную
Слайд 7
11 февраля 1697 года
Разрешение на продажу табака
В результате Пётр I указом в 1697 году разрешил русским купцам торговать табаком, а в 1716 году на землях Малороссии уже была создана первая в России табачная плантация.
На главную
Слайд 8
Введение новых правил в одежде и внешности
Январь 1700
Указ «О ношении платья на манер венгерского»
16 января 1705 года
Указ «Брить и рубить бороды»
На главную
Слайд 9
1700 год
Новое летоисчисление и календарь
15 декабря 7207 года (старый стиль русского календаря) Пётр I подписал указ об изменении летоисчисления — новый год велено именовать 1700, а празднование Нового года переносилось с 1 сентября, на 1 января. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание - всем было приказано.
На главную
Слайд 10
Введение новой азбуки и шрифтов
В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.
Слайд 11
В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.
Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:
Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э». Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в 1917 году.
Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.
На главную
Слайд 12
1702 год
Создание общественного театра
В 1702 году Пётр I построил в Москве на Красной площади близ Никольских ворот Кремля первый в России публичный общедоступный театр, который просуществовал до 1706 или 1707 года и назывался «Комедиальная храмина». Для него было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Представления давались по понедельникам и четвергам и сопровождались музыкой и сценическими эффектами.
На главную
Слайд 13
1714 год
Создание кунсткамеры, Академия Наук
Создание кунсткамеры
Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.
По мере того как коллекция разрасталась (царь выкупал интересные экспонаты в разных странах, а в собственном государстве приказал привозить ему все диковинные вещи) было принято решение отстроить отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
На главную
Слайд 14
25 ноября 1718 года
Создание Ассамблеи при Петре I
Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.
Главными новшествами данных мероприятий были:
Разрешение на свободное посещение для женщин.
Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного
Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Слайд 15
Итоги культурных реформ Петра 1
Преобразования Петра I обеспечили нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от экономической и культурной жизни передовых стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался без её участия.
«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки.»
Петр I
Слайд 16
По моему мнению, культурные реформы Петра I можно оценивать по-разному: в зависимости от того, кто будет давать эту оценку. Нельзя не признать, что у реформ были как плюсы, так и минусы. С одной стороны, царь поспособствовал развитию наук, искусств и культуры в целом, а с другой, он беспощадно уничтожал немало русских традиций, чтобы освободить место для новых, европейских. Я считаю, что однозначной оценки петровских реформ нет..
Кто-то считает, что царь прорубил окно в Европу, а кто-то утверждает, что он пожертвовал русской культурой, пытаясь заменить её на чужеземную европейскую.
…и думал он.. « Отсель грозить мы будем шведу:
здесь будет город заложен, на зло надменному соседу, природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам все флаги будут в гости к нам
И запируем на просторе….»
А.С. Пушкин « Медный всадник»
Слайд 17
Список использованной литературы:
1. Анисимов Е. «Время Петровских реформ». Л., 1989
2. Буганов В.И. «Петр Великий и его время.» М.: Наука, 2014. 142 с.
3. Князьков С. «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого.» М.: Планета, 2011. 184 с.
4. Краснобаев Б. «Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 2012.» 348 с.
5. Пушкин А.С. « Медный всадник» М.: Эксмо – Пресс,2017 г.
Список интернет-ресурсов:
1.«Имена России: Петр Первый» - Режим доступа: https://studylib.ru/doc/4356295/vneklassnoe-meropriyatie
2. «Петровские преобразования в области культуры и быта» – Режим доступа: https://vuzlit.ru/333003/
3. «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению.» – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-narodnoe-tvorchesto/105577-yunosti-chestnoe-zercalo-narodnoe-tvorchesto/read/page-1.html
Слайд 18
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 70
Всероссийский конкурс презентаций «Петр I и его наследие»
Номинация: «Культура и искусство во времена Петра I»
«Эпоха петра Великого – как центр новой искусствоведческой и культурной жизни России»
Выполнила:
Ученица 6 класса
Лобова Александра СЕРГЕЕВНА
Руководитель:
Учитель истории и обществознания, I квалификационной категории Петраков Д.А
2022 год
г.Нижний Тагил