Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Гнёздышко» компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Автор проекта- воспитатель Ледяева Е.Ю.
Слайд 2
Введение
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека, но в разной степени:
кого-то - больше,
кого-то – меньше.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет результат развития и темп развития способностей человека. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Слайд 3
Уровень развития способностей у разных людей различен
Исследователи Бине, Термен, Симон, считают, что:
Одаренность – это высокий уровень развития способностей.
А, способности – это психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого.
Талант – это совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством, общественной значимостью.
Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием неизведанных путей творчества. /древние греки считали, что гениальность – это «озарение свыше»/
Слайд 4
Творческий потенциал
Исследователи Гилфорд, Э.Де Боно, А.Матюшкин разработали концепцию творческой одаренности. Они рассматривают одаренность как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности.
Эти исследователи считают, что творческий потенциал изначально заложен в человеке от рождения, а по мере роста и взросления он развивается. Этот потенциал различен у разных детей. Развитие его идет неравномерно, поэтому способности могут проявиться в разное время жизни человека. (Вундеркиндный и невундеркиндный путь развития. /Н.Лейтес/).
Слайд 5
Отношение к проблеме одаренности детей
На Западе и в России различное. В 46 странах мира имеются Центры изучения одаренности, разработаны программы развития одаренных детей. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются «национальным достоянием страны». Существуют специальные психологические службы, в обязанность которых входит выявление одаренных детей в дошкольных учреждениях и в школах.
Слайд 6
В России
Активное изучение проблемы одаренности предпринималось еще в 1905-1912 гг. (изучали ученые Москвы, Петербурга и Киева).
Психологом Г. Россолимо были разработаны схемы наблюдений за ребенком и первые отечественные тесты определения одаренности.
В 30-е годы. В. Экземплярский активно изучал одаренность с использованием разных диагностических методик. Он предлагал разработать специальные программы и создать специальные школы для обучения одаренных детей.
В результате чего, постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроссов», наука педология была запрещена, а вместе с ней были закрыты и запрещены всякие исследования в области детской одаренности.
Слайд 7
Долгое время широкомасштабных исследований одаренности /особенно интеллектуальной/ в России не проводилось, в результате чего Россия отстала от западных исследователей почти на пол века.
Первые исследования в советский период возобновились лишь в конце 50-х, начале 60-х годов. В. Крутецкий, Б. Теплов, А. Леонтьев, А. Матюшкин, С. Рубинштейн исследовали развитие специальных способностей человека. Н. Лейтес выявил закономерности развития одаренности.
В 90-е годы ХХв. Богоявленская и О.Дьяченко апробировали оригинальные методики диагностирования творческой одаренности детей.
В Москве в настоящее время активно функционирует Детский центр Л. А. Венгера, изучающий проблему детской одаренности и разработавший специальную образовательную программу «Одаренный ребенок». Создана специальная исследовательская лаборатория «Психология одаренности». В последние десятилетия активно издается разнообразная литература по проблеме развития детской одаренности.
Слайд 8
Виды одарённости
По широте проявления - общая или: специальная;
По типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
По интенсивности проявления - повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
По виду проявления - явная и скрытая (непроявившаяся);
По темпу психического развития - одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением;
По возрастным особенностям проявления - стабильная или преходящая (возрастная);
По личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Слайд 9
Признаки одаренности
Большинство исследователей выделяют три взаимосвязанные группы общей одаренности детей:
1. Опережающее развитие познания:
широкий спектр интересов;
большая любознательность;
отличная память; раннее развитие речи;
склонность к абстрактному мышлению, к экспериментированию;
способность длительно концентрировать внимание;
настойчивость;
раннее развитие чувства юмора;
раннее освоение навыков чтения.
Слайд 10
2. Особенности психического развития:
опережающее сверстников нравственное развитие;
обостренное чувство справедливости;
высокая требовательность к себе и окружающим;
высокая чувствительность к невербальным сигналам;
живое воображение, часто провоцирующее проявление лжи-фантазии;
неуравновешенность, порывистость, нетерпеливость;
возможны трудности в общении со сверстниками и возрастное проявление эгоцентризма.
Слайд 11
3. Особенности физического развития:
высокий энергетический уровень /организм быстро восстанавливает свою работоспособность, поэтому ребенку требуется незначительное время для сна и отдыха/;
раньше сверстников одаренный ребенок овладевает навыками ходьбы, езды на велосипеде.
Но, навыки самообслуживания развиты плохо из-за несовершенства развития мелкой моторики руки, что свойственно возрастным особенностям дошкольников.
Зрение нестабильно, т.к. из-за большого исследовательского интереса ребенок может длительное время напрягать его, сосредотачиваясь на решении интересующей его проблемы.
Слайд 12
Приёмы работы
Ускоренное обучение – перепрыгивание возраста.
Разработка карты ИОМ, программы, дорожные карторазвитие
Высококвалифицированный специалист
Организация специализированных образовательных учреждений
Слайд 13
Диагностика одаренности
Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно интенсивно. Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у российских психологов пользуются:
«прогрессивные матрицы Дж.Равена», «тест Д.Векслера», невербальный и вербальный варианты теста П.Торенса, многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие.
методики Дж.Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам (валидность, надежность, и т.д.), не требовали больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.
Слайд 14
Методики диагностики для педагогов и родителей.
Методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. Но они разрабатываются мало.
В основном используются:
тест-анкеты,
нормативные шкалы,
доступные тесты (Словесные ассоциации, конструирование математических задач, завершение сказок/3 разные концовки/, и т.д.)
однако, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности.
Слайд 15
Условия развития детской одаренности
1. Создание специальных условий для развития творческих способностей ребенка
Наличие в ДОУ и семье ребенка книг, игрушек, игр полезных для его развития
Обеспечение ребенка материалами для творчества /бумага, краски, клей, пластилин, ненужные взрослым ткани для свободного детского творчества и т.д./
Наличие места для творчества ребенка
Четкий режим дня, контроль умственной и физической нагрузки ребенка
Время и место для работы ребенка и размышления в одиночестве
Возможность заниматься изобразительной деятельностью, музыкой и т.д. под руководством специалистов
Посещение ребенком кружков, студий для занятий по интересам
Слайд 16
2. Активное участие родителей в творческом развитии ребенка
Индивидуальные занятия с ребенком: ответы на его вопросы, обсуждение разных проблем, чтение ему книг, совместное решение кроссвордов, отгадывание загадок
Совместные игры, просмотр телепередач, слушание музыки
Совместное творчество /лепка, рисование, конструирование, придумывание сказок, ребусов, кроссвордов и т.д./
Организация выставки работ ребенка дома и в детском саду
Помощь ребенку в создании коллекций
Совместные прогулки, посещение театров, музеев, библиотек
Помощь ребенку в поиске интеллектуальных партнеров среди сверстников и взрослых
Слайд 17
3. Стимулирование творческой активности ребенка
Поощрение творчества ребенка
Приобщение ребенка к исследованию окружающего мира
Поощрение активного учения
Показ того, что взрослый ценит достижения ребенка, ценит его личность
Слайд 18
Основные условия развития обучения одарённых детей – это способствовать их оптимальному развитию через осуществления различных стратегий образования
1. Ускоренное обучение
- Профессионально специальное
- раннее поступление
- разработка ИОМ
- интегрированные программы
- высокий способ (перепрыгивание через класс)
2. Обогащение обучения – это развитие как целостное развитие личности, без установки на ускорение и одновременное развитие все интеллектуальные сферы
в среде сверстников
Слайд 19
Стратегии обучения происходит по двум направлениям:
Горизонтальное – это расширение одной области знаний
Вертикальное – нужно дать ребёнку ускоренное обучение.
Слайд 20
Проблемы одаренных детей:
Одаренный ребенок и его родители.
Индивидуально-типологические особенности одаренных детей: повышенная активность, любознательность, выносливость нервной системы, не свойственная возрасту ребенка, требуют от родителей особого ТЕРПЕНИЯ и постоянного напряжения интеллектуальных и физических сил.
Именно от отношения родителей к одаренности своего ребенка во многом зависит уровень её развития. Отношение родителей к творчеству ребенка формирует у малыша самооценку своих возможностей (адекватную, завышенную или заниженную), а это в свою очередь вызывает активное или пассивное отношение ребенка к своему таланту.
Слайд 21
Одаренный ребенок и общество.
В обществе существует «культ среднего человека». Как правило, общественное сознание с недоверием относится к «умникам», считает их «белыми воронами». Одаренный ребенок оказывает на общество, состоящее в основном из людей среднего уровня развития, значительное интеллектуальное давление, а общество в ответ на это реагирует недоброжелательностью, недоверием по отношению к такому ребенку.
Слайд 22
Одаренный ребенок и педагог.
От характера взаимоотношений педагога и одаренного ребенка зависит успех реализации его возможностей. Степень ориентированности одаренного ребенка на педагога различна в различных видах деятельности: так, на занятиях, где взрослый является источником знаний, критерием оценки степени успешности его деятельности, ориентированность ребенка на педагога очень высока. А в игровой деятельности, где ребенок реализует уже имеющийся у него багаж знаний об окружающем мире, такая ориентированность на взрослого практически отсутствует.
Слайд 23
Одаренный ребенок и сверстники обычного уровня развития.
Точки зрения ученых на эти взаимоотношения не всегда совпадают:
1-я точка зрения – отношения одаренного ребенка и его сверстников складываются положительно, т.к. такой ребенок всегда является лидером, интересным партнером по играм и другим видам деятельности. Его контактность, уверенность в себе, повышенная ответственность привлекает к нему сверстников.
2-я точка зрения – отношения одаренного и его сверстников строятся проблематично. У одаренного ребенка повышена чувствительность к другим людям, он очень требователен к себе и окружающим, у него остро развито ощущение того, что «я не такой как все». Это приводит к трудностям психосоциальной адаптации. Ребенок легко все «схватывает на лету», не считается с темпом мышления сверстников, перебивает их, поглощает все внимание педагога. Это часто приводит к конфликтам со сверстниками, к его социальной изоляции. И одаренный ребенок в таких случаях часто замыкается в себе, отстраняется от общества стандартно развитых сверстников.
Слайд 24
Школьные трудности одаренного ребенка.
В дошкольном учреждении, в условиях современной личностно-ориентированной модели воспитания, найти индивидуальный подход к одаренному ребенку гораздо легче, чем в условиях стандартной авторитарно-дисциплинарной системы школьного образования.
Одаренный ребенок в силу своего ускоренного темпа развития готов к школьному обучению уже в 5, а не редко и в 4 года. У него сильно развита познавательная потребность, повышен интерес к школе. Ожидание начала школьного обучения до 6-7 лет часто приводит к угасанию познавательного интереса. А поступление в школу в 4 года и обучение в классе с 6-7 летними детьми не всегда беспроблемно.
В школе у одаренных детей быстро формируется «зона особых интересов». Одни предметы их очень интересуют и при их изучении они достигают очень высоких результатов и быстрых темпов продвижения. Другие предметы (особенно требующие механического многократного повторения одних и тех же действий /решение стандартных задач, написание букв, повторение гимнастических упражнений и т.д./) не вызывают у таких детей интереса. В результате на фоне опережающего продвижения в изучении одних предметов, происходит отставание в усвоении других. /Исторически известно, что, являясь гениальным в лингвистическом и литературном смысле дарованием, А. С. Пушкин был неуспевающим учеником в области математики/. Поэтому быстрый переход одаренного ребенка из класса в класс не всегда оказывается реально возможным.
Слайд 25
Но даже при условии успешного освоения всей программы предыдущих классов, переход одаренного ребенка в класс к более старшим учащимся сопряжен с серьезными эмоциональными и психологическими переживаниями одаренного ребенка, т.к. могут возникать сложности в общении с более старшими детьми. Физически одаренный ребенок слабее таких одноклассников, поэтому он может оказаться объектом их эмоционально-физического насилия. У него меньше социальный опыт, он слабее, чем более опытные старшие дети , в практических делах. Все это может вызвать у него психологический стресс.
Неправильное отношение учителя к одаренному ребенку в классе сверстников может привести и к другой проблеме – к формированию у ребенка позиции «я самый умный!». Это может также вызвать отторжение сверстников от одаренного ребенка, привести его к одиночеству, изолированности и душевным страданиям.
Слайд 26
Как подготовить одаренного ребенка к школе?
Учить понимать и принимать других людей
Заранее готовить его к возможным школьным трудностям
Выбрать школу с соответствующим уровнем сложности учебной программы /Школа не должна обмануть ожиданий ребенка!/
Обеспечить общение одаренного ребенка с такими же одаренными детьми.
Слайд 27
Литература
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта1998.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
Одаренные дети: пер. с англ. / ред. Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. – М., 1991.
Одаренный ребенок /под ред. О.М.Дьяченко. – М., 1997.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытания? – М., 1990.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.
Слайд 28
Спасибо за внимание
«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно».
Масару Ибука.