Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Основы социально – психологического тренинга Тема 1 - Содержание понятия «методы социально-психологического тренинга»
Понятие о методе социально-психологического тренинга - СПТ. Специфика метода СПТ.
Связь методов социально-психологического тренинга с другими методами обучения.
3. Типичные проблемы, которые возникают в процессе практического применения метода СПТ.
Слайд 3
Литература Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Рудестам К. Групповая психотерапия. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Молокостова А.М. Теория и практика социально – психологического тренинга. Бадхен А.А., Бадхен М.В., Зелинский С.М., Певзнер М.М., Соловейчик М.Я., Тимошенков П.А., Шилова К.В., Родина А.М. Мастерство психологического консультирования. Базаров Т. Ю. Управление персоналом.
Слайд 4
Основные отличия СПТ от терапии, коррекции и обучения
в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий ориентирован на оказание психологической помощи.
отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько отдельным психологическим характеристикам, сколько целостному развитию личности. Коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
3) тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент может отсутствовать.
СПТ тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.
Слайд 5
Тренинговые группы можно разделить по целями или по тому, какую функцию они выполняют для отдельно взятой личности.
Группы психотерапевтические, когда любой человек приходит удовлетворять свои потребности.
К этому же типу групп относят группы личностного роста.
Группы навыков или умений направлены на развитие способностей или овладение такими средствами поведения, которые необходимы или желательны для успеха в определенной деятельности. В подобных группах развивают навыки профессионального общения.
Группы встреч проводятся для тех, кто имеет сходные интересы и приходит разобраться с явными трудностями. В группах встреч человек получает внимание и общение, скорее, подсознательно ищет ответы на свои вопросы. В предлагаемом нами подходе эти группы включают также такие встречи, которые по своей форме являются шоу.
Слайд 6
Тема 2 - Пути формирования и развития разнообразных психологических свойств с помощью метода СПТ
1. Совокупность психологических свойств и видов поведения, на которые можно оказывать влияние с помощью методов социально-психологического тренинга.
2. Основные пути формирования коммуникативной компетентности.
3. Возможности традиционных разных видов СПТ в развитии психологических свойств.
Слайд 7
Психологические свойства и особенности поведения, которые развивают СПТ
Слайд 8
Администрирование и управление группой различаются
Администрирование – обращение к сознанию и обязательствам, прописанным в документах и должностных инструкциях.
Управление группой происходит на основе обращения к сфере бессознательного и неосознаваемого участников, проявляющегося в обсуждении, работе группы, конфликтах и выводах, которые делают участники в ходе совместной деятельности.
Слайд 9
Можно выделить три типа базовых методов интерактивного обучения, в том числе в формате СПТ:
дискуссионные методы - групповые дискуссии, разбор случаев из практики, анализ ситуации проыессиональног, управленческого, личностного и иных выборов;
игровые методы - дидактические творческие игры, деловые (управленческие и исполнительские) игры, ролевые игры, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания социального поведения);
сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности, восприятия, самопонимания, эмпатия).
К ним можно отнести коммуникативные тренинги.
Слайд 11
Тема 3: Достоинства и недостатки различных видов СПТ
1. Виды различных видов СПТ в обучении.
2. Достоинства и недостатки активных методов обучения в средних и высших учебных заведениях.
3. Достоинства и недостатки методов активного обучения языкам.
Слайд 15
Стили ведения тренинга:
авторитарный
попустительский
осмотрительный
манипулятор
Слайд 16
Тема 4 - Развитие коммуникативных умений и навыков с помощью СПТ
1. Понятие о коммуникативных умениях и навыках.
2. Основные недостатки в развитии и применении на практике тренингов коммуникативных умений и навыков.
3. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков с помощью социально-психологического тренинга.
Слайд 17
Коммуникативные навыки и компетентность
Психологические коммуникативные навыки формулируются в других понятиях:[Вачков].
- умение привлечь к себе внимание
умение создать ощущение доверия у собеседника
умение подобрать единый язык общения
умение включить собеседника в тему разговора
умение заразить своим эмоциональным настроем собеседника
умение понимать и принимать точку зрения собеседника
умение корректировать свое поведение и поведение партнера по общению;
умение давать безоценочную обратную связь
Педагогический словарь: - знание ограничений и культурных норм в общении
знание традиций
владение этикетом
демонстрацию воспитанности
умелое применение коммуникативных средств.
Слайд 18
Условия эффективного СПТ
создание атмосферы безопасности и доверия
авторитет и личность тренера
способность управлять группой и справедливое отношение к участникам
знание тематики проблем
грамотное применение средств управления группой
Опытный тренер оказывает внимание отдельным участникам по мере возникновения проблем у группы и приостановки процесса достижения цели. Появление антилидера, конфликтные групповые процессы, протестные реакции и саботаж могут стать препятствиями, актуализирующими компетентность ведущего.
Группа – это лаборатория по конструированию социума или его части. Следовательно, знание особенностей референтной группы участников также необходимы ведущему.
Слайд 20
Стили поведения участников по Виржинии Сатир
Соглашатель. Беспомощен, извиняется и «не гонит волну», дает негативные оценки и противоречивую информацию о происходящем в группе или в организации.
Обвинитель. Провоцирует конфликты, говоря правду, высокомерен, переносит свои трудности на других, напряжен и эмоционален.
Вычислитель. Споен, собран и рассудителен. Оперирует абстрактными категориями, логичен и последователен. Эмоционально сдержан и равнодушен, подводит итоги и резюмирует сказанное, чем может вызывать недовольство.
Путаник. Уводит в сторону от сути и от предмета общения. В его высказываниях отсутствует логика и смысл, его интонации не соответствуют высказываниям.
Слайд 21
Тема 5 - Упражнения, связанные с различными видами СПТ
1. Основные упражнения в СПТ.
2. Приемы и упражнения, включаемые в содержание методов активного обучения коммуникативным умениям и навыкам.
Слайд 22
Закономерности обучения взрослых в схеме Киркпатрика
Фаза 1. Получение практического опыта.
Выбираются важные практические проблемы, конкретные ситуации и отдельные случаи для совместной работы.
Используемые техники или методики : задавание вопросов, анализ контекстных ситуаций, групповое решение проблем, разбор ситуаций, ролевые игры, работа в малых группах.
Фаза 2. Осмысление опыта. Анализ имеющегося практического опыта и информации, полученной в первой фазе, следует обсудить, чтобы верифицировать его применимость.
Используемые методы: анализ кейсов, обсуждение в малых группах и общегрупповые дискуссии, индивидуальные выступления участников, отчёт о работе малых групп.
Слайд 23
Фаза 3. Обобщение опыта. Подводятся итоги дискуссий, интерпретируются результаты, полученные во второй фазе.
Используемые методы: групповые дискуссии, оценка по критериям, итоговый обзор или мини-лекция.
Фаза 4. Практическое применение новых знаний. Они закрепляются в ходе выполнения практических заданий; устанавливаются связи между новыми знаниями и требованиями рабочих ситуаций.
Используемые методы: решение задач, кейс – метод, создание проектов, оценка и анализ предлагаемых решений, построение перспектив и проектирование
деятельности, выездные практические занятия.
Слайд 24
В работе с группой тренеру важно отслеживать три процесса:
Обучение
групповая динамика
развитие личности.
Под групповой динамикой понимается совокупность процессов развития группы, продвижения её от стадии к стадии.
Слайд 25
Можно использовать следующие стратегии изложения материала:
- пошаговую
- от целостной картины – к составным частям
- от общего – к специфическому
- от известного – к неизвестному
- от неизвестного – к известному
Слайд 26
Бизнес-тренинги обладают рядом преимуществ перед другими методами обучения. Это, прежде всего, концентрация внимания участников. Уровень освоения и интенсивность мыслительных процессов остаются весьма высокими. Это позволяет усвоить необходимый материал за короткий срок. А в формате семинаров и лекции активная концентрация внимания слушателей сохраняется примерно первые десять-пятнадцать минут, далее появляется отстраненность от темы и усталость. Бизнес-тренинги предполагают не только смены видов деятельности у участников, в которых они принимают активное участие, но и целым арсеналом разминочных упражнений, позволяющих удерживать интенсивность занятия на весьма высоком уровне.
Слайд 27
Тренинг дает возможность получить навыки практической работы.
Тренинг способен усилить существующую мотивацию сотрудников компании.
Тренинги позволяют не только получить нужные теоретические знания от бизнес-тренера, но и обменяться личным опытом.
Слайд 30
Для подготовки тренинга можно соблюдать следующую последовательность действий в подготовке тренинга.
Шаг 1: Ставим цели тренинга.
Самое первое, что должен сделать тренер – заложить основу программы, которая в дальнейшем определит его успех или неудачу. Для этого необходимо выполнить три задачи:
1. Определить, каковы реальные проблемы участников? Терапевтическая группа - область проблем или ситуаций; СПТ – чему учить? Насколько возможно развитие – какой уровень должен быть достигнут?
2. Уточнить для себя, решается ли поставленная задача выбранной формой тренинга.
3. Решить, будет ли тренинговая форма обучения (или коррекции) эффективной в данном случае?
Слайд 31
Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.
Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «проба пера», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия» и т.д.
Слайд 32
Шаг 3: Составляем план тренинга.
Следует составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули. Итак, для наполнения содержания вашего тренинга выполните следующие действия.
Слайд 33
Шаг 4: Создаем технологии работы.
Тренинг как метод позволяет использовать множество технологий и в рабочем арсенале каждого тренера есть набор готовых, рабочих алгоритмов, технологий и схем.
Отличный вариант – выработка технологии силами участников в процессе тренинга.
Слайд 34
Шаг 5: Подбираем приемы и техники обучения.
Выбирайте приемы и техники в зависимости от цели тренинга.
Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия).
Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга и в зависимости от особенностей группы.
Слайд 35
Шаг 6: Пишем программу тренинга
Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения.
Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий.
Вопрос: какие навыки или вопросы будут решены в каждой из частей и заданий тренинга?
Слайд 36
Шаг 7: Разрабатываем стимульный материал
Задачи, случаи из практики, распечатки, презентации, видеоролики, бланки заданий, инструкции и описание ролей, оценочные листы и тд.