Презентация - Основы социально – психологического тренинга

Нажмите для просмотра
Основы социально – психологического тренинга
Распечатать
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 36
  • Просмотров: 123
  • Скачиваний: 64
  • Размер: 1.74 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!
Бесплатные баннеры для сайта
Читать онлайн!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Основы социально – психологического тренинга, слайд 1
Основы социально – психологического тренинга Тема 1 - Содержание понятия «методы социально-психологического тренинга»
Понятие о методе социально-психологического тренинга - СПТ. Специфика метода СПТ. Связь методов социально-психологического тренинга с другими методами обучения. 3. Типичные проблемы, которые возникают в процессе практического применения метода СПТ.

Слайд 2

Основы социально – психологического тренинга, слайд 2

Слайд 3

Основы социально – психологического тренинга, слайд 3
Литература Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Рудестам К. Групповая психотерапия. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Молокостова А.М. Теория и практика социально – психологического тренинга. Бадхен А.А., Бадхен М.В., Зелинский С.М., Певзнер М.М., Соловейчик М.Я., Тимошенков П.А., Шилова К.В., Родина А.М. Мастерство психологического консультирования. Базаров Т. Ю. Управление персоналом.

Слайд 4

Основы социально – психологического тренинга, слайд 4
Основные отличия СПТ от терапии, коррекции и обучения
в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий ориентирован на оказание психологической помощи. отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько отдельным психологическим характеристикам, сколько целостному развитию личности. Коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы. 3) тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент может отсутствовать. СПТ тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

Слайд 5

Основы социально – психологического тренинга, слайд 5
Тренинговые группы можно разделить по целями или по тому, какую функцию они выполняют для отдельно взятой личности. Группы психотерапевтические, когда любой человек приходит удовлетворять свои потребности. К этому же типу групп относят группы личностного роста. Группы навыков или умений направлены на развитие способностей или овладение такими средствами поведения, которые необходимы или желательны для успеха в определенной деятельности. В подобных группах развивают навыки профессионального общения. Группы встреч проводятся для тех, кто имеет сходные интересы и приходит разобраться с явными трудностями. В группах встреч человек получает внимание и общение, скорее, подсознательно ищет ответы на свои вопросы. В предлагаемом нами подходе эти группы включают также такие встречи, которые по своей форме являются шоу.

Слайд 6

Основы социально – психологического тренинга, слайд 6
Тема 2 - Пути формирования и развития разнообразных психологических свойств с помощью метода СПТ
1. Совокупность психологических свойств и видов поведения, на которые можно оказывать влияние с помощью методов социально-психологического тренинга. 2. Основные пути формирования коммуникативной компетентности. 3. Возможности традиционных разных видов СПТ в развитии психологических свойств.

Слайд 7

Основы социально – психологического тренинга, слайд 7
Психологические свойства и особенности поведения, которые развивают СПТ

Слайд 8

Основы социально – психологического тренинга, слайд 8
Администрирование и управление группой различаются
Администрирование – обращение к сознанию и обязательствам, прописанным в документах и должностных инструкциях. Управление группой происходит на основе обращения к сфере бессознательного и неосознаваемого участников, проявляющегося в обсуждении, работе группы, конфликтах и выводах, которые делают участники в ходе совместной деятельности.

Слайд 9

Основы социально – психологического тренинга, слайд 9
Можно выделить три типа базовых методов интерактивного обучения, в том числе в формате СПТ: дискуссионные методы - групповые дискуссии, разбор случаев из практики, анализ ситуации проыессиональног, управленческого, личностного и иных выборов; игровые методы - дидактические творческие игры, деловые (управленческие и исполнительские) игры, ролевые игры, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания социального поведения); сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности, восприятия, самопонимания, эмпатия). К ним можно отнести коммуникативные тренинги.

Слайд 10

Основы социально – психологического тренинга, слайд 10

Слайд 11

Основы социально – психологического тренинга, слайд 11
Тема 3: Достоинства и недостатки различных видов СПТ
1. Виды различных видов СПТ в обучении. 2. Достоинства и недостатки активных методов обучения в средних и высших учебных заведениях. 3. Достоинства и недостатки методов активного обучения языкам.

Слайд 12

Основы социально – психологического тренинга, слайд 12

Слайд 13

Основы социально – психологического тренинга, слайд 13

Слайд 14

Основы социально – психологического тренинга, слайд 14

Слайд 15

Основы социально – психологического тренинга, слайд 15
Стили ведения тренинга:
авторитарный попустительский осмотрительный манипулятор

Слайд 16

Основы социально – психологического тренинга, слайд 16
Тема 4 - Развитие коммуникативных умений и навыков с помощью СПТ
1. Понятие о коммуникативных умениях и навыках. 2. Основные недостатки в развитии и применении на практике тренингов коммуникативных умений и навыков. 3. Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков с помощью социально-психологического тренинга.

Слайд 17

Основы социально – психологического тренинга, слайд 17
Коммуникативные навыки и компетентность
Психологические коммуникативные навыки формулируются в других понятиях:[Вачков]. - умение привлечь к себе внимание умение создать ощущение доверия у собеседника умение подобрать единый язык общения умение включить собеседника в тему разговора умение заразить своим эмоциональным настроем собеседника умение понимать и принимать точку зрения собеседника умение корректировать свое поведение и поведение партнера по общению; умение давать безоценочную обратную связь
Педагогический словарь: - знание ограничений и культурных норм в общении знание традиций владение этикетом демонстрацию воспитанности умелое применение коммуникативных средств.

Слайд 18

Основы социально – психологического тренинга, слайд 18
Условия эффективного СПТ
создание атмосферы безопасности и доверия авторитет и личность тренера способность управлять группой и справедливое отношение к участникам знание тематики проблем грамотное применение средств управления группой Опытный тренер оказывает внимание отдельным участникам по мере возникновения проблем у группы и приостановки процесса достижения цели. Появление антилидера, конфликтные групповые процессы, протестные реакции и саботаж могут стать препятствиями, актуализирующими компетентность ведущего. Группа – это лаборатория по конструированию социума или его части. Следовательно, знание особенностей референтной группы участников также необходимы ведущему.

Слайд 19

Основы социально – психологического тренинга, слайд 19

Слайд 20

Основы социально – психологического тренинга, слайд 20
Стили поведения участников по Виржинии Сатир
Соглашатель. Беспомощен, извиняется и «не гонит волну», дает негативные оценки и противоречивую информацию о происходящем в группе или в организации. Обвинитель. Провоцирует конфликты, говоря правду, высокомерен, переносит свои трудности на других, напряжен и эмоционален. Вычислитель. Споен, собран и рассудителен. Оперирует абстрактными категориями, логичен и последователен. Эмоционально сдержан и равнодушен, подводит итоги и резюмирует сказанное, чем может вызывать недовольство. Путаник. Уводит в сторону от сути и от предмета общения. В его высказываниях отсутствует логика и смысл, его интонации не соответствуют высказываниям.

Слайд 21

Основы социально – психологического тренинга, слайд 21
Тема 5 - Упражнения, связанные с различными видами СПТ
1. Основные упражнения в СПТ. 2. Приемы и упражнения, включаемые в содержание методов активного обучения коммуникативным умениям и навыкам.

Слайд 22

Основы социально – психологического тренинга, слайд 22
Закономерности обучения взрослых в схеме Киркпатрика Фаза 1. Получение практического опыта. Выбираются важные практические проблемы, конкретные ситуации и отдельные случаи для совместной работы. Используемые техники или методики : задавание вопросов, анализ контекстных ситуаций, групповое решение проблем, разбор ситуаций, ролевые игры, работа в малых группах. Фаза 2. Осмысление опыта. Анализ имеющегося практического опыта и информации, полученной в первой фазе, следует обсудить, чтобы верифицировать его применимость. Используемые методы: анализ кейсов, обсуждение в малых группах и общегрупповые дискуссии, индивидуальные выступления участников, отчёт о работе малых групп.

Слайд 23

Основы социально – психологического тренинга, слайд 23
Фаза 3. Обобщение опыта. Подводятся итоги дискуссий, интерпретируются результаты, полученные во второй фазе. Используемые методы: групповые дискуссии, оценка по критериям, итоговый обзор или мини-лекция. Фаза 4. Практическое применение новых знаний. Они закрепляются в ходе выполнения практических заданий; устанавливаются связи между новыми знаниями и требованиями рабочих ситуаций. Используемые методы: решение задач, кейс – метод, создание проектов, оценка и анализ предлагаемых решений, построение перспектив и проектирование деятельности, выездные практические занятия.

Слайд 24

Основы социально – психологического тренинга, слайд 24
В работе с группой тренеру важно отслеживать три процесса: Обучение групповая динамика развитие личности. Под групповой динамикой понимается совокупность процессов развития группы, продвижения её от стадии к стадии.

Слайд 25

Основы социально – психологического тренинга, слайд 25
Можно использовать следующие стратегии изложения материала: - пошаговую - от целостной картины – к составным частям - от общего – к специфическому - от известного – к неизвестному - от неизвестного – к известному

Слайд 26

Основы социально – психологического тренинга, слайд 26

Бизнес-тренинги обладают рядом преимуществ перед другими методами обучения. Это, прежде всего, концентрация внимания участников. Уровень освоения и интенсивность мыслительных процессов остаются весьма высокими. Это позволяет усвоить необходимый материал за короткий срок. А в формате семинаров и лекции активная концентрация внимания слушателей сохраняется примерно первые десять-пятнадцать минут, далее появляется отстраненность от темы и усталость. Бизнес-тренинги предполагают не только смены видов деятельности у участников, в которых они принимают активное участие, но и целым арсеналом разминочных упражнений, позволяющих удерживать интенсивность занятия на весьма высоком уровне.

Слайд 27

Основы социально – психологического тренинга, слайд 27
Тренинг дает возможность получить навыки практической работы. Тренинг способен усилить существующую мотивацию сотрудников компании.  Тренинги позволяют не только получить нужные теоретические знания от бизнес-тренера, но и обменяться личным опытом.

Слайд 28

Основы социально – психологического тренинга, слайд 28
Кейс - метод

Слайд 29

Основы социально – психологического тренинга, слайд 29

Слайд 30

Основы социально – психологического тренинга, слайд 30
Для подготовки тренинга можно соблюдать следующую последовательность действий в подготовке тренинга. Шаг 1: Ставим цели тренинга. Самое первое, что должен сделать тренер – заложить основу программы, которая в дальнейшем определит его успех или неудачу. Для этого необходимо выполнить три задачи: 1. Определить, каковы реальные проблемы участников? Терапевтическая группа - область проблем или ситуаций; СПТ – чему учить? Насколько возможно развитие – какой уровень должен быть достигнут? 2. Уточнить для себя, решается ли поставленная задача выбранной формой тренинга. 3. Решить, будет ли тренинговая форма обучения (или коррекции) эффективной в данном случае?

Слайд 31

Основы социально – психологического тренинга, слайд 31
Шаг 2: Создаем концепцию тренинга. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «проба пера», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия» и т.д.

Слайд 32

Основы социально – психологического тренинга, слайд 32
Шаг 3: Составляем план тренинга. Следует составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули. Итак, для наполнения содержания вашего тренинга выполните следующие действия.

Слайд 33

Основы социально – психологического тренинга, слайд 33
Шаг 4: Создаем технологии работы. Тренинг как метод позволяет использовать множество технологий и в рабочем арсенале каждого тренера есть набор готовых, рабочих алгоритмов, технологий и схем. Отличный вариант – выработка технологии силами участников в процессе тренинга.

Слайд 34

Основы социально – психологического тренинга, слайд 34
Шаг 5: Подбираем приемы и техники обучения. Выбирайте приемы и техники в зависимости от цели тренинга. Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия). Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга и в зависимости от особенностей группы.

Слайд 35

Основы социально – психологического тренинга, слайд 35
Шаг 6: Пишем программу тренинга Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий. Вопрос: какие навыки или вопросы будут решены в каждой из частей и заданий тренинга?

Слайд 36

Основы социально – психологического тренинга, слайд 36
Шаг 7: Разрабатываем стимульный материал Задачи, случаи из практики, распечатки, презентации, видеоролики, бланки заданий, инструкции и описание ролей, оценочные листы и тд.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)