Презентация - Современные формы и методы коррекционной работы

Нажмите для просмотра
Современные формы и методы коррекционной работы
Распечатать
  • Уникальность: 92%
  • Слайдов: 26
  • Просмотров: 105
  • Скачиваний: 30
  • Размер: 2.36 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!
Бесплатные баннеры для сайта
Читать онлайн!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 1
Современные формы и методы коррекционной работы
Выступление подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ г. Владимира «Основная общеобразовательная школа-интернат №30» Усачева Н.П.

Слайд 2

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 2
ЗПР -это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.

Слайд 3

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 3
Признаки ЗПР: 1) недостаточность общего запаса знаний; 2) ограниченность представлений; 3) незрелость мышления; 4) преобладание игровых интересов; 5) быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

Слайд 4

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 4
Причины возникновения ЗПР

Слайд 5

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 5
Особенности развития детей с задержкой психического развития сказываются на учебной деятельности учащихся. У учащихся с трудностями в обучении выделяют следующие виды учебных затруднений: – трудности осуществления учения как деятельности; – трудности формирования базовых учебных навыков по основным учебным предметам – трудности осмысления учебной информации. .

Слайд 6

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 6
. Отсутствие учета особенностей детей с ЗПР со стороны педагогов закономерно приводит к низкой успеваемости такого ребенка в учебном процессе, к его школьной дезадаптации и углублению имеющихся проблем развития, особенно личностного. Следовательно, обеспечить успешность в учебной деятельности ребенка с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) можно лишь на основе учета характера его учебных затруднений и причин, вызывающих их. Учащиеся с задержкой психического развития нуждаются в коррекционной помощи, в которую включены различные специалисты учреждения образования: учителя-дефектологи, педагоги, психологи, воспитатели.

Слайд 7

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 7
Термин «коррекция» - совокупность психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на исправление недостатков психофизического развития человека.
Коррекционная работа - профилактика и преодоление ограничений жизнедеятельности человека через определение и формирование обходных путей его развития.
Основная цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача коррекционной работы – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка(интеллектуальном,эмоциональном,мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Слайд 8

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 8
Осуществление коррекционной работы предполагает последовательную реализацию определенных этапов: – получение информации о ребенке (изучение рекомендаций и заключений ПМПК) – формулирование гипотезы об основных проблемах развития ребенка(совместная работа психолога и дефектолога) – выявление ресурсов развития )совместная работа психолога, дефектолога, педагога) – формирование позитивных целей развития; – выбор методов, форм и средств работы (учитель, учитель-дефектолог) – взаимодействие с ребенком, его семьёй; – фиксация результатов КР; – оценка эффективности КР.

Слайд 9

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 9
Деятельность учителя на обычном уроке ( в классе «норма») направлена на формирование предметных знаний, умений и навыков у учащихся, а деятельность учителя на уроке в классе с ЗПР ( на коррекционных занятиях) связана с устранением у учеников причин затруднений в усвоении тех или иных предметных знаний, умений, навыков. Трудности в учении действительно могут исчезнуть лишь за счет ликвидации их причин. В связи с различием целей, различаются и результаты учебно-воспитательного и коррекционного процессов.

Слайд 10

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 10

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные умения в «проблемной» области развития (восприятия, речи, памяти, мышления или др.), которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания.

Слайд 11

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 11
В настоящее время считается,что дети с задержкой психического развития могут получать образование, если соблюдается ряд определенных условий: 1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам. 2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

Слайд 12

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 12
3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем. 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач. 5. Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь 6. Малая наполняемость группы (класса) – 10-12 человек.

Слайд 13

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 13
7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований. 8. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) педагог – воспитатель, учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу. 9. Создание у ребенка чувства защищенности и эмоционального комфорта. 10. Безусловная личная поддержка ученика воспитателями (учителями). 11. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности. 12. Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками

Слайд 14

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 14
Стоит особо остановиться на дифференцированном подходе в работе с детьми с ЗПР :
Дифференцированный подход – принцип образования с целью развития личности путем учета индивидуальных особенностей
1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудностей — 2. Дифференциация заданий по объёму учебного материала — 3. Дифференциация работы по степени самостоятельности — 4. Дифференциация работы по характеру помощи обучающимся — 5. Дифференциация заданий по уровню творчества

Слайд 15

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 15
Современные эффективные методы обучения детей с ЗПР
В соответствии с классификацией И.Я. Лернера, по характеру познавательной деятельности учащихся, ведущим методом обучения детей с трудностями в обучении на этапе изучения нового материала на уроке является частично-поисковый, или эвристический метод. Преодоление интеллектуальной пассивности, характеризующей большинство детей с трудностями в обучении, невозможно при использовании в качестве ведущего в учебном процессе объяснительно-иллюстративного метода обучения. Суть его состоит в передаче педагогом ученикам в готовом виде определенной информации. Ученик при этом должен внимательно слушать учителя, осмысливать услышанное и увиденное, запоминать, произвольно и самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. Между тем, именно в этом дети рассматриваемой группы испытывают наибольшие затруднения. Таким образом, широкое использование объяснительно-иллюстративного метода может в значительной степени усилить трудности в учении, так как не учитывает реальных возможностей этой категории учеников.

Слайд 16

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 16
Наиболее учитывающим особенности детей с трудностями в обучении , стимулирующим их познавательную активность является частично-поисковый (эвристический) метод, который занимает своеобразную середину между методами присвоения готовых знаний (объяснительно-иллюстративным и репродуктивным) и методами, развивающими творческую деятельность (проблемным и исследовательским). Реализация этого метода заключается в том, что учитель ставит перед учениками проблему или создает проблемную ситуацию, помогает им разделить эту проблему на вспомогательные задания, доступные детям, и наметить шаги поиска. Учитель обучает детей выполнять эти шаги и участвует вместе с учениками в осуществлении последовательных этапов деятельности.

Слайд 17

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 17
Замедленная скорость приема и переработки сенсорной и речевой информации, недостаточная сформированность памяти у ряда детей определяют необходимость сообщения нового материала этим учащимся посредством метода «малых шагов». Это означает, что в структуре урока этапы изучения нового материала и его закрепления могут повторяться не один, а два и даже три раза. Эффективность обучения детей с трудностями в обучении обеспечивается систематическим вариативным повторением пройденного материала, обобщением изученного. Поэтому в структуре уроков после этапа закрепления нового материала важно выделять этап обобщения и систематизации изученного по теме. Это позволяет формировать систему знаний, умений, встраивая в нее каждый новый элемент, освоенный на уроках. На этом этапе урока используются задания, направленные на систематизацию изученного материала и на применение в деятельности комплекса освоенных действий, в том числе и новых, формировавшихся на данном уроке.

Слайд 18

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 18
Из-за отставании в развитии словесно-логического мышления, речи, бедности представлений, на основе которых формируются знания и умения по учебным предметам, долгое время в процессе обучения детей с трудностями в обучении используется натуральная наглядность, а ведущими методами с учетом источника получения знаний выступают наглядные методы обучения – демонстрация, наблюдение, экскурсия (источник знаний – образ, современные образовательные платформы, фрагменты видеоуроков.... Таблица Малюшкина «Русский язык 5-9 класс»
Из-за нарушений развития у детей с трудностями в обучении словесные методы обучения (источник знаний – слово) не могут использоваться как ведущие. Слово (изложение учебного материала учителем или в книге) не может выступать основным и единственным источником знаний. Однако словесные методы (беседа, объяснение, инструктаж и др.) всегда сопровождают наглядные и практические методы обучения, обеспечивая максимальную их эффективность.

Слайд 19

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 19
Эффективность процесса обучения значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими – упражнениями, играми, лабораторными работами(опыт),продуктивной деятельностью,моделированием реальных ситуаций (источник знаний – действие, осуществляемая детьми деятельность).
Коррекционная направленность процесса обучения детей с трудностями в обучении заключается в особой методике работы над учебным заданием: – в обязательной трехэтапной проработке процесса выполнения учебного задания
На первом этапе педагог формирует, во-первых, умение выслушивать задание до конца, а во-вторых, умение выполнять ориентировку в задании. В результате выполненной ориентировки осознается цель предложенной деятельности («Что необходимо сделать?») и состав требующихся действий. В ряде случаев именно по причине отсутствия этого умения или условий для полноценной ориентировки в задании ребенок оказывается неуспешным при его выполнении.

Слайд 20

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 20
На втором этапе, этапе выполнения задания, важно научить детей ориентироваться на составленный план деятельности. План выполнения задания в любой доступной ребенку форме (технологическая карта, алгоритм, памятка, схема) позволяет ребенку с трудностями в обучении организовать собственную деятельность, не терять задание, не «соскальзывать» с него, доводить до конца
Очень важным является третий этап работы над заданием. У учащихся формируется, в первую очередь, представление о том, что после выполнения задания его необходимо проверить. Без специального обучения дети рассматриваемой категории не испытывают в этом потребности. Во-вторых, их необходимо научить действиям самоконтроля по результату деятельности. Способы самоконтроля могут быть разными: ученик вспоминает, что надо было сделать, вслух воспроизводит задание; проводит самопроверку по следам кем-то воспроизведенного задания и правил его выполнения; проводит самопроверку по образцу и др.

Слайд 21

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 21
Основные виды помощи на уроке – стимулирующая, направляющая, обучающая. Стимулирующая помощь может заключаться в эмоциональной стимуляции ребенка к деятельности, подбадривании, что особенно важно в работе с робкими, неуверенными в своих силах детьми. Стимулирующая помощь может состоятьтакже в уточнении с ребенком сути учебного задания. Направляющая помощь также может иметь разное содержание. Можно помогать ребенку сделать первый шаг в деятельности по выполнению задания (совместное выполнение первого действия), тем самым подтолкнув, направив его действия в необходимое русло. Можно помочь системой наводящих вопросов или предъявлением плана, памятки, алгоритма выполнения данной деятельности, что помогает в процессе организации выполнения задания. Обучающая помощь – это совместное выполнение задания учителя с учеником. Для того, чтобы помощь, оказываемая ребенку, не препятствовала развитию его самостоятельности, необходимо осуществлять ее дозированно и в определенной стратегии, постепенно увеличивая меру помощи: от стимулирующей помощи (минимальная мера помощи) к направляющей. А затем только к обучающей (максимальная мера помощи) в случае необходимости.

Слайд 22

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 22

Для привлечения внимания детей и стимуляции интереса к деятельности на уроке важно реализовать на различных этапах урока «принцип яркого пятна», вводить в уроки то, что обеспечит эффект новизны. Например, необычное начало урока, новая красочная иллюстрация, просмотр видеоролика...

Слайд 23

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 23
Удерживать интерес, развивать внимание, память, логику... помогают игровые технологии. В процессе обучения можно использовать дидактические игры, а также разнообразные приемы занимательности (иллюстрации, сюрпризные моменты, игровые ситуации, занимательные упражнения и т.п.).
Примеры игр на уроках русского языка ( цель — развитие связной грамотной речи учащихся с ЗПР, коррекция памяти, внимания, логики)

Слайд 24

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 24
Игра «Дальше» направлена на развитие памяти: на доске или слайде записаны слова с пропущенными буквами, проводится устная работа над орфограммами, а затем слова убираются. Задача учащихся-записать слова по памяти. Игра «Кто больше» на развитие связной речи учащихся. Прорабатываются словарные слова одной тематической группы, а затем необходимо составить текст, используя как можно больше данных слов. Игра «Переводчик» на развитие внимания и логики. Задача учащихся-заменить все слова предложения синонимами: Доктор прописал пациенту инъекции=Врач назначил больному уколы.

Слайд 25

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 25
Игра «Следствие ведут знатоки»: дается толкование слова, задача Учащихся-отгадать его. Например: ) Сосуд особого устройства, предохра­няющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
Игра «Пойми меня»: необходимо объяснить, что слово обозначает, но не называть его. К такой игре можно прибегнуть при изучении нового словарного слова. Игры «Найди лишнее» (например при работе над орфограммами: а) предл...гать, изл...жить, л...жный) Игра «Найди общее»: а) печ...нка, реч...вка, девч...нка

Слайд 26

Современные формы и методы коррекционной работы, слайд 26
Стоит еще раз подчеркнуть, что успех коррекционной работы возможен только при условии совместной целенаправленной работы учителя-предметника, дефектолога, психолога, социального педагога и родителей. С родителями необходимо работать: рассказывать об особенностях ребенка, о возможных причинах затруднения в учебе, о том, как необходимо работать с ребенком дома при выполнении домашней работы, на что необходимо особо обращать внимание... В разговоре с родителями их ребенка необходимо сравнивать с ним же самим: что стало лучше, в чем наблюдаются положительные подвижки... Но стоит объективно подчеркнуть, что современная система оценивания не позволяет отразить незначительный положительный результат. Если же положительных результатов достичь не получается, об этом тоже стоит говорить с родителями, но разговор стоит вести аккуратно, разделяя тревогу, обеспокоенность за ребенка.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)