Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формы и методы работы с семьей и подростками «группы риска»
МО классных руководителей Кудра Е.М.
Слайд 2
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.
Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать
Слайд 3
Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних
Слайд 4
Фактически речь идет о двух сторонах риска:
1. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Их поведение представляет определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.
2. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери здоровья, нормальных условий полноценного развития и т.д.
Слайд 5
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Детей можно разделить на 2 группы:
Малолетние (до 14 лет)
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет)
Слайд 6
Группы детей факторов риска:
1.Медико-биологические:
группа здоровья;
наследственные причины;
врожденные нарушения в психическом и физическом развитии.
2. Социально-экономические:
многодетные семьи;
неполные семьи;
безработные или малообеспеченные семьи;
семьи, ведущие асоциальный образ жизни.
3. Психологические:
отчуждение от социальной среды;
нарушения общения, неприятие себя, неврастения.
Слайд 7
4. Педагогические:
Несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим способностям;
Преобладание неудовлетворительных оценок;
Отсутствие интереса к учению;
Несоответствие темпа психологического развития детей и темпа обучения.
Слайд 8
Детей, имеющих риск в поведении, обучении, общении, педагогики часто называют «трудными».
Зачастую «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.
Слайд 9
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли…
Слайд 10
Работа учреждений образования с детьми «группы риска»
С учащимися:
Собеседования по факту нарушения дисциплины
Профилактические беседы
Анкетирование и различные виды диагностики
Ведение педагогического журнала или индивидуального дневника наблюдений, характеристика ребёнка
Индивидуальная и социально-педагогическая карта
Организация помощи ребёнку
Постановка на учет (при необходимости)
Вовлечение учащихся в мероприятия класса и др. деятельность.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся
Слайд 11
С родителями:
Посещение семьи на дому (с составлением первичного акта обследования жилищных условий)
Индивидуальные беседы с родителями по фактам нарушения или с профилактической целью
Привлечение родителей к работе семинаров, бесед на темы воспитания
Консультации педагога-психолога, социального педагога, юридических служб, работников по профилактике правонарушений
Проведение тематических родительских собраний
Постановка семью на учет
Информирование органов опеки и попечительства о наличии тяжелого неблагополучия в семье (с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родительских прав)
Слайд 12
Работа с семьей «группы риска» должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Семейный кодекс
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Слайд 13
Работа с детьми «группы риска» включает:
социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»
выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье
изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность
Слайд 14
Способы получения необходимой информации:
Анализ журналов
Опрос мнения преподавателей об обучающемся
Анализ учета посещаемости занятий
Анализ зафиксированных нарушений дисциплины
Беседы с родителями обучающегося
Социометрические исследования
Наблюдения
Беседы с обучающимся
Запрос информации от психолога
Запрос информации с предыдущего места учебы
Слайд 15
Методы исследования в работе классного руководителя:
Диагностический инструментарий классного руководителя включает в себя как социологические, так и психологические методики
Отчеты, справки, таблицы, документы, журнал, медицинские карты обучающихся и прочая документация
Метод наблюдения
Анкетирование
Интервью
Тестирование
Анализ документов
Слайд 16
Стадии работы с семьей и подростком
ВЫЯВЛЕНИЕ
1.1 Обнаружение семьи (или) подростка, находящегося в ТЖС
1.2 Сообщение о семье и подростке, находящихся в ТЖС, в органы системы профилактики безнадзорности
1.3 Учет семей и подростков, находящихся в ТЖС
Слайд 17
II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1 Социальная адаптация
2.2 Социальная реабилитация
2.3 Мероприятия по защите прав
2.4 Оказание помощи семье
2.5 Организация обучения, отдыха, трудоустройство
Слайд 18
III. УСТРОЙСТВО И ДАЛЬНЕЙШАЯ ПОДДЕРЖКА
3.1 Оказание различных видов помощи семье
3.2 Семейное устройство подростков, оставшихся без попечения родителей
3.3 Устройство детей-сирот в соответствующие государственные учреждения
Слайд 19
Выявление обучающихся «группы риска»
Индикаторы неблагополучия обучающегося можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
Учебная деятельность
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Проведение свободного времени
Отношение к труду и профессиональная ориентация
Поведение и поступки
Слайд 20
Стадии работы с семьей и подростком, находящимся в ТЖС:
Обнаружение семьи и подростка
Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью
Изучение причин неблагополучия в семье
Составление карты семьи
Составление программы работы с семьей и подростком
Реализация программы работы
Текущие и контрольные посещения
Привлечение специалистов для помощи в работе с семьей и подростком
Снятие семьи с социально-педагогического учета
Слайд 21
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
Опрос – устный и письменный (анкетирование)
Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра
Слайд 22
На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
Слайд 23
Методы социально-психологической помощи:
Консультирование
Тренинг
Социальный патронаж
Слайд 24
Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
Устранению причин и условий неблагополучия
По оказанию конкретной помощи семье
По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе
Слайд 26
Чаще хвалите детей !
25 способов сказать детям «МОЛОДЕЦ!»
Слайд 28
Благодарю за внимание!!!