Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им.С.В. Рахманинова», г. Новый Уренгой
Применение техники гризайль
на уроках живописи в 1 классе
по ДПП «Живопись»
Преподаватель: Богачева Татьяна Николаевна
2022 год
Слайд 2
Живопись – это видимые образы которые ничего не скрывают…
Живопись – вид изобразительного искусства связанный с передачей образов посредством цвета. Живопись помогает запечатлеть и раскрыть сложный мир чувств, эмоций, характер и возраст человека, животных, окружающий мир во всех его нюансах. Техники, приемы, художественны материалы использующиеся в живописи очень разнообразны, но основная их задача – это создание иллюзии трехмерного пространства, «живой реальности» на двухмерной плоскости листа и цвет один из основных «инструментов» способствующих воплощению этой иллюзорной реальности. Так как именно цвет обладает мощным воздействием на психику человека и помогает художнику добиться нужного эмоционального эффекта от восприятия написанных им работ. Выделяют хроматические и ахроматические цвета, и не зависимо от их составляющей степень выразить чувства и достоверность передачи форм равнодостижима.
Тон в живописи – основная характеристика цвета ассоциирующая с основной окраской предметов. Цветовой тон обладает качественными характеристиками влияющими на его восприятие: светлота и насыщенность. Изменение светлоты позволяет говорить о изменении цвета в сторону затемнения или высветления + белый, + черный. Насыщенность способствует проявлению яркости и глубины либо приглушению цвета (стремление к серому или удаление от него). Наибольшая выразительность в живописи достигается благодаря использованию контрастов между светлым и темным. Эффективность контраста зависит от тональной разницы цвета.
Слайд 3
Монохромный контраст. Виды тоновой живописи.
Изучение передачи объема предметов на уроках живописи, лучше начинать с техники гризайли:
Средством выразительности в гризайли является силуэт
Силуэт – это выражение плоской формы предмета, изучая его учащиеся начинают лучше видеть и передавать выразительность «очерченности» представленного перед ними предмета;
- стремление к достоверности передать выразительность предмета лишь оттенками одного цвета помогает усилить стремление учащихся к использованию тонового контраста.
Виды гризайли: Чёрно-белая: когда всё изображение передаётся в чёрно-белых и серых тонах;
Цветная: В этом варианте применяется один цвет. Чаще всего это сепия или охра. Однако, некоторые художники не боятся экспериментировать и с другими цветами.
Главное это тон.
Слайд 4
Цель: Познакомить с историей развития гризайли и основными приемами работы в ходе написания учебного упражнения.
Задачи:
Выполнить тональную проработку формы в соответствии с законами светотени;
Приобретение навыков овладения техническими приемами работы акварелью в процессе моделировки формы предмета;
- Развивать пространственное мышление и глазомер.
Слайд 5
Гризайль (в переводе с французкого «gris») – серый. Монохромное изображение в одном цвете, исходя из диапозона его оттенков (тональных градаций).
Луи Леопольд Боий
«Девушка в окне», нач XX в.
Луи
Слайд 6
Монохромное изображение выполненное в
коричневых тонах называлось – брунайль,
в зелёных тонах – вердайль.
Андреа дель Сарто «Крещение»
Антонис ван Дейк
«Портрет Мартина Риккарта»
Луи Буальи «Триумф императора Александра I»
Слайд 7
История развития гизайли на протяжении веков. Первые образцы гризайли XIV век.
Джотто ди Бондоне – фрески часовни Скровеньи в Падуе (нижний ярус)
Слайд 8
Становление гризайли как самостоятельного вида изобразительного искусства
Жан Пюсель «часослов Жанны д,Эврё»
Ж.Пюсель открывает технику гризайли используя в своих работах черные контуры, пунктирные линии, красные контуры с тенями сангиной и блестящими красками, благодаря чему он придает изображению большую декоративную целостность, персонажам - пластичность, а стилю – непосредственность.
Слайд 9
Иероним Босх, использовал монохромность для создания дополнительного эмоционального эффекта. В некоторых его картинах на преобладающем «сером» фоне тревожно взблескивают яркие пятна контрастных цветов.
«Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами» (оборотная сторона доски Святого Иоанна Богослова на Патмосе)
«Антоний убивающий
себя мечом»
«Христос несущий крест»
Слайд 10
Отличительной чертой голландской школы являлся свет, словно струящийся с полотен Яна ван Эйка, Яна Вермеера, Рембрандта. Он передается скупой палитрой неярких камерных красок.
Рембрандт Харменс ван Рейн
«Проповедь Иоанна Крестителя»
Рембрандт Харменс ван Рейн
«Поклонение волхвов»
Слайд 11
В восточной культуре техника гризайль представлена в графических работах отличется своей утонченностью и аккуратностью. В Японии, существовал свой вид монохромной живописи – суми-э, который очень близок к технике гризайль, так как используются оттенки одного цвета, предпочтительно черного.
Сюбун «чтение в бамбуковой хижине»
Товарая Сотацу
«Утки в пруду с лотосами»
Гэйами «Созерцание водопада»
Слайд 12
Включение дополнительных контрастов
Гольбейн «Поцелуй Иуды»
Андреа Мантинья «Самсон и Далила»
Слайд 13
Гризайль, как имитация скульптурных форм
Хуго Ван дер Гус ( внешние створки алтаря Партинари
Фрагмент росписи потолка в Ватикане
Слайд 14
Гризайль и декоративные виды искусства
Витраж
Керамика
Слайд 15
Гризайль на уроках Живописи Инструменты, материалы:
Акварель: используемый цвет – нейтрально черная;
Палитра: предпочтение отдаю керамическим тарелкам, так как бумажные палитры размокают и в результате все «катышки» образующиеся на поверхности бумаги оказываются на работе;
Кисти: белка, колонок, синтетика. Рекомендую начинать работу кистями более мягкими из «волоса белки или колонка», что позволит мягко и цельно выполнить общую заливку фона, и градацию полутонов, натуральный волос очень хорошо держит в себя влагу и равномерно распределяет ее на поверхности листа бумаги, более жесткие кисти – из синтетического волокна хороши для прописки и уточнения отдельных деталей.
Бумага – плотность не менее 200 г/м2, от качества бумаги зависит половина успеха будущей работы, чем больше плотность тем время впитывания красочного слоя длиннее, что дает возможность более «тонко провести градацию тональных отношений»
Слайд 16
Визуальный анализ
светотеневой моделировки формы
Блик – самое светлое пятно, возникающее в месте перехода одной плоскости в другую;
Свет «душа предмета» – область максимального освещения, в которой в полной силе раскрывается собственный цвет предмета, в гризайли соответствует градации светлых тональных отношений;
Тень «потерянная душа»- область предмета максимально удаленная от источника освещения;
Полутени – градация тональных отношений между светом и тенью, возникает в процессе освещения предмета косыми, скользящими лучами света;
Рефлекс – отраженный свет в теневой части предмета от рядом лежащей поверхности или предметов;
Падающая тень – область теневых отношений отбрасываемая предметом на какую либо поверхность (стол, стена) и позволяющая убедительно передавать положение предмета в пространстве.
Слайд 17
Этюд яблока Одним из упражнений по освоению техники гризайль могут стать этюды различных предметов (овощей, фруктов, игрушек, отдельных бытовых предметов).
1 этап: Компановка
Правильное расположение изображения в формате листа с учетом падающей тени.
Учитывая движение падающей тени в одну из сторон (вправо или влево) зависит расположение объекта относительно центра листа (если тень падает справа, объект смещаем от центра листа чуть влево, и наоборот, таким образом на момент окончания работы мы достигнем равновесия в листе, падающие и собственные тени будут создавать ритм пятен уравновешивающих лист.
Основное правило компоновки объекта изображения в листе: Изображение не должно быть не большим не маленьким.
Слайд 18
Этапы выполнения работы.
2 этап: Определение тональных отношений объекта изображения по отношению к окружающей среде (фон)
Рекомендуется выполнить упражнение на тональную растяжку, что даст большее понимание и видение изменения цвета по светлоте в зависимости от освещения;
Заливаем фон, для усиления контраста и лучшего видения тональной градации внутри объекта.
Тон – степень светосилы цвета
Слайд 19
Этапы выполнения работы.
3 этап: Тональная моделировка формы изучаемого объекта (яблоко). Начинаем лепку формы с самых светлых тонов относящихся к области света (блик и свет), постепенно двигаясь к области теней. Определяем области наибольших контрастов (место самого глубокого тона собственные и падающие тени), и тогда видение градации полутонов становиться более сложным.
Слайд 20
Этапы выполнения работы.
4 этап: Усиление тональных отношений области теней. Прописка падающих теней.
Большего эффекта при повторном усилении тоновых отношений можно достичь если подождать полного высыхания предыдущего слоя, что будет способствовать более глубокой передаче полутонов, приведет изображение к целостности и единству.
Слайд 21
Этапы выполнения работы.
Этап 5: Прописка деталей, уточнение и обобщение формы предмета.
Главная ошибка – увлечение случайными тональными пятнами, необходимо помнить, что каждый мазок призван отвечать своему назначению и строго согласовываться с формой изображаемого объекта.
Слайд 22
Этюд мягкой игрушки
Наиболее интересным объектом изображения для учащихся первого года обучения является игрушка, не смотря на сложную конструктивную форму объемного изображения при тонально пространственной цветовом решении. Игрушка – это тот предмет который им близок и понятен, в силу возраста, и осознание сложности в передаче положения предмета в пространстве наиболее понятно и вызывает больший интерес для изучения и понимания объема.
Слайд 23
Проверь себя! Дайте определения основным понятиям
Цветовой тон, силуэт,
монохромный контраст, гризайль,
Светлота, Насыщенность, Сет, Тень, Рефлекс, Полутень, Падающая тень, Перечислите основные этапы работы в ходе выполнения учебного упражнения.