Презентация - Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 85
  • Просмотров: 360
  • Скачиваний: 46
  • Размер: 32.85 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 1

ГКОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»
ВИРУСЫ: история открытия болезни иммунитет
2021-2022 учебный год
Субботина М.Н.

Слайд 2

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 2

В конце 2019 года мир столкнулся с ранее неизвестным видом вируса, который стал виновником пандемии COVID-19. Из-за отсутствия у людей иммунитета к инфекции, вызывающей болезнь, она стремительно распространилась по всей планете. За 2020 год заболело более 116 млн. человек, из которых 2,5 млн. умерло.

Слайд 3

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 3
Но какими бы ужасающими ни выглядели последствия COVID-19, на самом деле это не первая и не самая страшная эпидемия из тех, которые постигали человечество в разные эпохи.

Слайд 4

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 4
Были эпидемии намного страшнее, которые длились не один год, совершенно меняя быт человечества и определяя ход истории.
Пандеми́я - необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на многие страны и континентов.
Эпиде́мия — распространение инфекционного заболевания среди людей.

Слайд 5

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 5
Какие возбудители инфекционных болезней вам известны?

Слайд 6

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 6
ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
БАКТЕРИИ
ВИРУСЫ

Слайд 7

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 7

Почему разговор о вирусах актуален в настоящее время?
Онлайн статистика коронавируса в мире:
Данные обновлены:  15.11.21 12:18
Данные обновлены:  15.12.21 08:49
Россия: 9 145 912 зараженных 257837 погибших 7846448 выздоровели
Россия: 10 046 454 зараженных 257837 погибших 7846448 выздоровели
+900542
Мир:
Мир:
Случаев заражения:  270 729 476,  Смертей: 5 313 689
Случаев заражения: 254 419 563,  Смертей:  5 114 662
+16310213
Первые снимки новой мутации коронавируса омикрон, полученные с помощью электронного микроскопа.

Слайд 8

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 8

Что мы знаем о вирусах? Очень много и одновременно очень мало!
Они существуют многие тысячелетия. Сколько именно – достоверно никому неизвестно. Это объекты, которые изначально нацелены на убийство всей живой материи, без предупреждения, без единого звука – такая уж у них жестокая «работа». Чтобы понять природу вирусов нужно разобраться в понятии живая материя.
Назовите основные признаки живого

Слайд 9

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 9

Питание
Рост
Размножение
Дыхание
Развитие

Слайд 10

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 10

На Земле обитает огромное количество живых организмов, отличающихся по внешним признакам и по особенностям жизнедеятельности.
клетка
В основе всего живого лежит… Для клетки характерно проявление всех свойств живого: обмен веществ, поток энергии, передача своих признаков по наследству, рост и размножение.

Слайд 11

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 11

Что вы знаете о клетке животных или растений?
1. Митохондрия
2. Цитоплазма
3. Комплекс Гольджи
4. Эндоплазматическая сеть
6. Лизосома
5. Ядро
7. Плазматическая мембрана
Почему мы называем клетку живой системой?
Назовите известные вам группы живых организмов

Слайд 12

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 12

Слайд 13

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 13
Существует ли жизнь вне клетки?

Слайд 14

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 14

Слайд 15

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 15
Вирусы – это уникальные существа, которые являются неклеточными формами жизни
Мы рассмотрим: историю открытия вирусов; гипотезы происхождения вирусов; строение и особенности вирусов; этапы жизнедеятельности. Раскроем: особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; изучим механизм проникновения вирусов в клетку; Узнаем: об опасных вирусных инфекциях;

Слайд 16

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 16
Вирусы являются одной из самых распространенных форм существования органической материи на планете по численности: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 250 миллионов  частиц на миллилитр воды). Ученые считают, что количество вирусов на Земле превышает общее количество клеток всех живых организмов вместе взятых.

Слайд 17

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 17
История открытия вирусов
Первые упоминания о самом грозном вирусном заболевании - оспе найдены в древнеегипетских папирусах. Другую болезнь описал древнегреческий врач Гиппократ (4 век до н.э.). Позже она получила название полиомиелит. В трудах великого мыслителя древности Демокрита (5 век до н.э.) найдены описания бешенства. Но в чём причины болезней, и что их вызывает – ученые сказать не могли еще долгие столетия.

Слайд 18

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 18

Выход из этого тупика был указан русским физиологом растений Д.И.Ивановским в 1892 году.
Д.И. Ивановский (1864-1920) изучил причины заболевания табака мозаичной болезнью. Он провёл ряд опытов и установил, что возбудителем табачной мозаики является заразное начало, свободно проходящее через бактериальные фильтры, задерживающие самые мелкие бактерии, и невидимое в оптический микроскоп. Теперь мы знаем, что Д.И.Ивановский открыл целый, новый мир существ – мир вирусов. Но подобно Колумбу, открывшему новый континент, он не дал ему названия.
В 1898 голландский ученый Мартинус  Бейеринк (1851-1931) ввёл в научный обиход название ВИРУС (VIRUS – яд, лат.).

Слайд 19

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 19
Каковы особенности строения и жизнедеятельности вирусов?
Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп лишь в середине 20 века.
Наука, изучающая вирусы – вирусология.
Было установлено, что по химической природе – это нуклеиновые кислоты + белки. Вирусы состоят из фрагмента генетического материала (РНК или ДНК), составляющего сердцевину вируса, и защитной оболочки, которая называется капсид. У некоторых вирусов (герпес, грипп) есть дополнительная оболочка – суперкапсид.

Слайд 20

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 20
«Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Нобелевский лауреат в области биологии Питер Медовара

Слайд 21

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 21
Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм ( единица измерения = одной миллиардной части метра). В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше длины световой волны.

Слайд 22

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 22

это хранилище наследственной информации.
Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) в составе вируса -
Белковая оболочка
– выполняет функции защиты.
Так просто не устроен ни один живой организм.
В зависимости от содержащегося генетического материала вирусы подразделяются на ДНК-содержащие (папиллома человека, герпес, гепатит В, оспа) и РНК-содержащие вирусы (вирус гриппа, кори, краснухи, свинки, ВИЧ, гепатит А, гепатит С).

Слайд 23

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 23
Вирусы могут иметь разнообразные формы: Палочковидные Пулевидные Сферические Нитевидные Форма многогранников – икосаэдр

Слайд 24

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 24
Формы вирусов

Слайд 25

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 25
Бактериофа́ги (от греч.  фагео «пожираю») — вирусы, заражающие бактериальные клетки.

Слайд 26

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 26
Гипотезы происхождения вирусов
Гипотеза 1: Вирусы – первые на Земле и существуют уже более 4 млрд. лет. Гипотеза 2:  Вирусы - это потомки древнейших бактерий, утративших собственный механизм синтеза белка. Гипотеза 3:  Вирусы – это составные части клеток всех живых существ, своеобразные «одичавшие гены».

Слайд 27

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 27

Вирусы! Это существа или вещества? Они живые или неживые?
Сторонники биологической природы вирусов Вирусы способны размножаться 2. Они обладают наследственностью 3. Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды
Сторонники химической природы вирусов 1. Размножение вирусов невозможно вне чужой клетки 2. Они образуют кристаллы — вещество неживой природы 3. Вирусы не растут 4. Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ
Вирусные частицы вне клетки – вирионы. Они устойчивы к высушиванию, высоким дозам радиации, низким температурам.
Вирусы — существа доклеточного строения, внутриклеточные паразиты.

Слайд 28

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 28
ПРОБЛЕМА Как этой мельчайшей частице, которую живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро попасть внутрь клеток своих хозяев? Каким путем они проникают в клетку?

Слайд 29

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 29

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные белки -рецепторы, с которыми бактериофаг (или другой вирус) связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Слайд 30

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 30

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал бактериофагафага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи.

Слайд 31

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 31

Слайд 32

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 32

Этап 3. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

Слайд 33

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 33

Этап 4. Размножение вируса, т.е. репликация (создание) вирусной РНК или ДНК.

Слайд 34

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 34

Этап 5. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются материалы и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды.

Слайд 35

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 35

Этап 6. Выход вирусов из клетки – лизис. Что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Слайд 36

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 36
“Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной ДНК, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Слайд 37

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 37
Поскольку вирус не способен выжить сам по себе, он активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Слайд 38

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 38
Скорость распространения вирусной инфекции
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одна вирусная частица к концу первых суток дает − 10²³ частиц. Некоторые вирусы могут «спрятаться» внутри клетки. Это может происходить для того, чтобы уклониться от защитных реакций иммунной системы хозяина. В течение определенного времени вирус не даёт потомков и остается неактивным до тех пор, пока внешний стимул — например, свет или стресс, не активирует его.

Слайд 39

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 39

Пути проникновения вирусов в организм человека
Вирусная инфекция начинается тогда, когда он проникает внутрь хозяина: - через физические повреждения (порезы на коже); - путём впрыскивания (укус комара); - при вдыхании вируса через трахею.
Эпителий дыхательных путей, головной мозг
Кожа, слизистые оболочки, дыхательные пути
Печень, желчные пути
Лимфоциты
Клетки среднего мозга, слюнные железы
Оболочки головного мозга
Дыхательные пути, кожа, кишечник

Слайд 40

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 40

Признаки, указывающие на вирусное происхождение заболевания: -ломота в теле; -повышение температуры выше 38 градусов; -сильный жар; -головная боль, слабость, сонливость; -кашель; -заложенность носа; -сильное покраснение слизистых (в некоторых случаях); -иногда сыпь на коже.

Слайд 41

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 41

Подсчитать точное количество вирусов в организме здорового человека ученые пока не могут. Речь идет о триллионах вирусных частиц. Если вес бактерий в нашем теле – около двух килограммов, то вирусных частиц десятые доли миллиграмма.

Слайд 42

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 42

АНКЕТА
Опрошено 34 человека, из них называют следующие вирусные заболевания: 47% - ВИЧ 44% - грипп 38% -корь 32% - оспа 29% - гепатит 15% - краснуха 9% - свинка 9% - герпес 2% - ротовирус

Слайд 43

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 43

Что происходит после того, как вирус попадает внутрь организма?
ДНК или РНК вируса превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься сборкой белка вируса, который для клетки является чужеродным веществом антигеном. Когда процесс налажен, то вирусная частица заражает новые клетки, выделяя все большее количество белков антигенов.

Слайд 44

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 44

Чужеродные для организма вещества антигены вызывают ответную реакцию организма – активизацию иммунитета
Иммунитет – способность организма защищать свою биологическую индивидуальность.
Главные  клетки иммунной системы лейкоциты (фагоциты и лимфоциты). Они определяют  две большие ветви иммунитета — врожденный и приобретенный иммунитет.

Слайд 45

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 45

Иммуните́т — способность организма поддерживать свою биологическую индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов, а также собственных видоизменённых опухолевых клеток).

Слайд 46

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 46
Клетки иммунной системы лейкоциты: фагоциты + лимфоциты (Т– лимфоциты и В – лимфоциты)
Врожденный иммунитет
Приобретенный иммунитет

Слайд 47

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 47
Клетки, отвечающие за работу иммунитета, образуются в костном мозге и в вилочковой железе тимусе.

Слайд 48

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 48
Иммунный ответ на вирус
Уже в слизистой оболочке иммунные клетки фагоциты (макрофаги) поглощают часть вирусов.
Электронно-микроскопическая фотография макрофага, инфицированного ВИЧ. Две темные области — многочисленные вирусные частицы, которыми «нашпигована» клетка.

Слайд 49

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 49

Процесс поглощения чужеродного материала называется фагоцитоз и является защитной реакцией. Фагоциты способны связывать микроорганизмы и чужеродные белки антигены на своей поверхности, поглощать и уничтожать их.
Фагоцитоз это первая линия защиты организма, это врождённый иммунитет.
Врожденный иммунитет развивает ответ на инфекцию очень быстро, в течение минут и часов!

Слайд 50

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 50
Вторая линия защиты это приобретенный  иммунитет. Он при первом контакте с врагом разворачивается дольше, но  потом осуществляет сложный и длительный сценарий защиты организма. Клетки врожденного иммунитета макрофаги немедленно показывают белки вируса антигены лимфоцитам и в бой вступают клетки приобретенного иммунитета (Т- лимфоциты и В – лимфоциты).
Макрофаг показывает антиген Т-лимфоциту.

Слайд 51

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 51
Т–лимфоциты вступают в борьбу. Они в зависимости от выполняемых функций бывают:
Т–хелпер (помощник) проверяет клетку на предмет чужеродности. Если клетка не прошла контроль, то Т- хелпер тут же даст команду Т–киллерам (убийцам) и В– лимфоцитам уничтожить ее.

Слайд 52

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 52
B-лимфоциты образуют антитела
Т-киллеры атакуют клетку, зараженную вирусом
Т-хелперы
дают сигнал «убийцам» вирусов:   Т-киллерам и B-лимфоцитам.
гуморальный иммунитет
клеточный иммунитет

Слайд 53

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 53
+
Антитела
Антигены
Нападая на организм, вирусы оставляют молекулярные «улики» белки антигены, которые организм воспринимает как чужеродные агенты и отвечает на их появление выработкой антител (белков иммуноглобулинов): IgA, IgG, IgD, IgE и IgM.
Антиген так и переводится с английского antibody generator — производитель антител.

Слайд 54

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 54

В-лимфоциты образуют антитела, которые находят антигены вирусов и связываются с ними.

Слайд 55

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 55
Когда образовалась пара вирусный антиген — антитело (связка двух белков), то она захватывается и уничтожается фагоцитами (макрофагами). Те вирусы, которые сумели ускользнуть от   макрофагов и внедриться в клетки, уничтожаются вместе с пораженными клетками Т-киллерами.

Слайд 56

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 56
И завершающий этап иммунной реакции: клетки Т-супрессоры гасят активность иммунного ответа, прекращая агрессивные действия Т-киллеров и B-лимфоцитов, чтобы те, разбушевавшись, не уничтожили и здоровые клетки.
Так работает приобретенный или адаптивный иммунитет. Это вторая линия защиты.

Слайд 57

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 57
Одновременно с этим в организме реализуется еще один защитный механизм: пораженные вирусом клетки начинают производить специальные белки — интерфероны. Они блокируют работу чужеродных нуклеиновых кислот ( ДНК или РНК), не давая вирусу возможности размножаться.

Слайд 58

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 58
Наука, которая изучает проявления иммунитета называется иммунология
Фагоцитоз
Выработка антител

Слайд 59

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 59

Слайд 60

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 60

Слайд 61

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 61

Цитокины
Для того чтобы иммунные клетки могли скоординировать свои действия в борьбе с врагом, им необходима система сигналов, сообщающих, кому и когда вступать в бой, или заканчивать битву, или, наоборот, возобновлять ее. Для этих целей иммунные клетки вырабатывают белковые молекулы — цитокины.
Если цитокины начинают вырабатываться в очень большом количестве, то в клеточных рядах наступает паника, что часто приводит к повреждению собственного организма. Это называется цитокиновым штормом: в ответ на поступающие цитокиновые сигналы клетки иммунной системы начинают производить всё больше и больше собственных цитокинов, которые активируют Т-лимфоциты, заставляя их нападать не на врага, а на ткани собственного организма.

Слайд 62

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 62
Наука, которая изучает проявления иммунитета называется иммунология
Фагоцитоз
Выработка антител

Слайд 63

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 63

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Маленькие размеры Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют Изменяются (мутируют)
Во время размножения ДНК или РНК вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость.

Слайд 64

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 64

Почему с вирусами так тяжело бороться? И есть ли способы борьбы с вирусными инфекциями?
Эволюция вирусов происходит буквально на наших глазах. Вирус постоянно мутирует. Идет постоянная гонка между вирусами и живыми организмами. Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. На сегодняшний день вирус оспы полностью истреблен человечеством.  Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Слайд 65

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 65
Вакцинация — это введение в организм человека препарата, содержащего антигены возбудителей инфекционных болезней с целью создания невосприимчивости (иммунитета) к данному возбудителю. Искусственный иммунитет приобретается в результате вакцинации. Ее суть заключается в том, что организм человека заражают ослабленным вирусом и антитела начинают бороться с ним, формируя иммунную память.

Слайд 66

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 66

Сегодня в России для профилактики коронавирусной болезни и ее осложнений используются только отечественные препараты. Это вакцины следующих типов: Векторные. В безопасный для человека вирус вставляют ген коронавируса. Против него вырабатываются антитела и клеточный иммунитет. Российские векторные вакцины: «Спутник V» и «Спутник Лайт». Пептидные. В данном случае используются уже готовые очищенные белки коронавируса. Вакцина Эпи Вак Корона. Цельновирионные. Вакцины с ослабленными или убитыми вирусными частицами: «КовиВак».

Слайд 67

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 67
Иммуноглобулины М  (IgM) говорят о том, что человек в данный момент болеет коронавирусом. Это не обязательно тяжелые формы, состояние может быть и бессимптомным. А иммуноглобулины G (IgG) говорят о том, перенес ли он коронавирусную инфекцию в прошлом.

Слайд 68

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 68
Вирусные заболевания

Слайд 69

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 69

Мозаичные болезни растений — группа вирусных болезней растений.
Мозаичные болезни поражают картофель, свёклу,  баклажаны,  плодовые деревья, цветы. У тюльпанов мозаичные вирусы создают эффектную «полосатую» окраску,   которую специально закрепляют при выведении новых сортов.
Картины художников 17-18 в.в.

Слайд 70

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 70

АНКЕТА
Опрошено 34 человека, из них перенесли следующие вирусные заболевания: Ветрянка – 59% ОРВИ – 56% Грипп – 44% СОVID 19 – 32% Ротовирус – 6% Корь – 6% Герпес – 2% Краснуха – 1%

Слайд 71

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 71

Кто в России первым привился от оспы?
Оспа — забытая победа
Древние китайские и индийские рукописи доносят до нас описания  страшных эпидемий чёрной, или натуральной, оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами).  Болезнь тянулась около двух недель, причём 40% больных погибало.  Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины). Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте. Порой оспа  уродовала целые страны.

Слайд 72

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 72

Археологические находки установили, что оспой болели уже в III веке до н.э. На коже мумии фараона Рамзеса V (1000г до нашей эры) обнаружены типичные оспенные поражения.
В ХХ веке оспа погубила 300 млн человек. Но в 1980 году ВОЗ объявила: «Мир и все народы Земли одержали победу над оспой». Ее исчезновение до сих пор остается единственной победой над вирусом, поражающим людей.

Слайд 73

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 73

ВИЧ
Впервые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1978 году. В России о первом случае заражения вирусом иммунодефицита официально объявлено в 1987 году.
Попав в кровь, ВИЧ избирательно поражает Т-лимфоциты зараженного человека. ВИЧ наносит удар в самый центр иммунной обороны, что лишает человека деятельности лимфоцитов по отношению к защитной реакции организма. При массовом разрушении Т-лимфоцитов у больного развивается клинически иммунный дефицит, который проявляется в виде разных инфекций, возникающих у больного.

Слайд 74

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 74

Заболевание протекает без симптомов и в течение 5-7 лет никак клинически не проявляется. Больные узнают об этом случайно. Лечение длительное, но конечным его итогом все равно является смерть: средняя продолжительность жизни ВИЧ – инфицированных – 5-13 лет.
В России самые высокие в мире темпы развития эпидемии. Официально зарегистрированных ВИЧ – инфицированных достигло 250 тысяч человек. Среди больных СПИДом преобладает молодежь в возрасте от 15 до 25 лет.

Слайд 75

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 75

Почему  буквально каждый год появляются новые, всё более опасные формы вирусов?
По мнению ученых, главные причины — это сомкнутость населения, когда происходит тесный контакт людей при их большом количестве, и снижение иммунитета вследствие загрязнения среды обитания и стрессов. Научный и технический прогресс создал такие возможности и средства передвижения, что носитель опасной инфекции уже через несколько суток может добраться с одного континента на другой, преодолев тысячи километров.  Такая скученность населения создает все условия для возникновения и распространения новых форм вирусов.

Слайд 76

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 76

Вирусы: польза или вред
Какую пользу могут приносить эти организмы, если они вызывают опаснейшие смертельные заболевания: бешенство, грипп, оспу и другие ?
Именно вирусы - неклеточные формы жизни - формируют иммунитет.
Иммунитет – это способ защиты организма от тел и веществ (патогенов), несущих признаки чужеродной генетической информации .

Слайд 77

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 77

Почему мы развиваем пожизненный иммунитет к некоторым заболеваниям, но не к другим?
Достаточно, чтобы некоторые болезни коснулись нас один раз, например корь или свинка, чтобы мы были защищены на всю жизнь. Но некоторые вирусы, такие как грипп, требуют от нас вакцинации каждый год. Чтобы защититься от внешних вирусных атак, в нашем организме вырабатываются антитела. Эти небольшие белки предотвращают гибель наших собственных клеток. Как только угроза устранена, уровень наших антител начинает падать. Но некоторые из этих белков "остаются на месте" в случае повторения подобной атаки вирусов.

Слайд 78

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 78
Есть вирусы, которые не только не вредят нам, но и, наоборот, помогают
Бактериофаги   атакуют и разрушают определённые бактерии Некоторые из бактериофагов живут прямо в нашем организме, в слизистой оболочке, которая выстилает пищеварительный тракт и органы дыхательной системы и являются  частью нашего естественного иммунитета.
Некоторые инфекционные заболевания, вызванные бактериями, не поддаются лечению антибиотиками. Поэтому бактериофаги успешно используются  для лечения многих инфекций. Сейчас бактериофаги синтезируют искусственно, так как бактериофаги работают более прицельно, точечно, и у них меньше побочных эффектов, чем у антибиотиков.

Слайд 79

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 79

Вирусы конкурируют с более опасными вирусами Некоторые вирусы защищают человека от заражения более опасными инфекциями. Например, вирус гепатита G «конфликтует» с ВИЧ, присоединяясь к Т-лимфоцитам вместо него. Это не препятствует заражению ВИЧ, но инфицированные, у которых также обнаружен вирус гепатита G, живут дольше.

Слайд 80

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 80
Вирусы атакуют раковые клетки Вирус простого герпеса эффективен в лечении онкологических заболеваний. Препарат «Имлигик», содержащий вирус простого герпеса,  используют в лечении меланомы — злокачественной опухоли, которая локализуется в клетках кожи. Вирус герпеса может бороться с клетками опухоли головного мозга. Вирус буквально атакует раковые клетки и уничтожает их, а также «предупреждает» иммунную систему (Т‑лимфоциты) об опасности (без вируса раковые клетки часто остаются «незамеченными»).

Слайд 81

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 81
Вирусные векторы и вакцины На основе штаммов аденовируса построена российская векторная вакцина от COVID-19 «Спутник V», а также вакцины компаний AstraZeneca и Johnson & Johnson. Аденовирусный вектор — это вирус, у которого удалены гены, ответственные за размножение, но встроены гены spike-белка коронавируса, который не встраивается в ДНК человека, но запускает синтез белка-антигена и выработку антител.
"Спайк-белок – это  выступающий "шип", он прикрепляют вирус к клетке, благодаря чему и происходит заражение.

Слайд 82

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 82

Вирусы в океане
По приблизительным оценкам, на Земле насчитывается более 1000 разновидностей вирусов. Основное место обитания многих из них - это водная среда. Вирусная инфекция является причиной гибели пятой части всех морских микроорганизмов. Распадаясь, погибшие клетки пополняют окружающую среду не только новыми вирусами, но и своей цитоплазмой, содержащей немало легкоусвояемых питательных веществ для других микроорганизмов. Вирусы являются основными агентами, ответственными за быстрое уничтожение вредоносного цветения водорослей,  помогают поддерживать экологический баланс полезных видов морских сине-зеленых водорослей,  и, таким образом, производство кислорода для жизни на Земле.

Слайд 83

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 83

Почему нарушения в работе компьютера мы называем вирусом?
Что такое компьютерный вирус?
Компьютерный вирус — вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.

Слайд 84

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 84
Цели вирусов.
Целью вируса является нарушение работы программно-аппаратных комплексов: удаление файлов, приведение в негодность структур размещения данных, блокирование работы пользователей или же приведение в негодность компьютера. Кроме того, вирусы, как правило, занимают место на накопителях информации и потребляют некоторые другие ресурсы системы.

Слайд 85

Презентация к уроку по биологии Вирусы. 10-й класс, слайд 85
Домашнее задание
Какие факты о жизнедеятельности вирусов показались вам наиболее интересными? Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни? Какие способы сохранения иммунитета вы лично используете или планируете использовать в своей жизни?
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.