Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1».
Исследовательская работа по литературе
на тему:
Подростки середины XX века в
литературе уральских писателей
Выполнили: Зайдуллина Карина и Вахрамова Мария,
ученицы 7 «А» класса.
Руководитель: Крук Татьяна Александровна
Слайд 2
Актуальность темы:
Познакомиться с жизнью сверстников 20 века, жителей Урала, так как Башкортостан стал частью Уральского экономического района.
Урал – место центральной России, которое связывает Европу и Азию. Никому и никогда не удастся умалить подвиг Урала в Великой Отечественной войне, оспорить значение его вклада в Победу.
Другое дело, что существует тенденция к тому, чтобы распространять данный образ на всю историю Урала, видеть в нем ее концентрированное воплощение, выражение его духа, логики и закономерностей развития на протяжении, по крайней мере, последних трехсот лет!
Слайд 3
Начав наблюдать за тем, какие сюжеты литературных произведений уральской истории первыми всплывают в памяти, невольно замечаешь одну странность – все они выступают в «изображенном» виде, представлены произведениями литературы, кинематографа.
Анализируя исторические данные, хорошим источником пополнения трудовых коллективов в военные годы на Урале - это подростки и молодежь.
Например, на заводе им. Калинина 14-18-летние подростки составляли 70% от числа работающих. Наряду со взрослыми они трудились по 12-14 часов.
Слайд 4
Цель: на примере литературных произведений уральских писателей показать реальные проблемы и трудности подростков в послевоенные годы на пути их взросления.
Задачи:
Исследовать и описать особенности отражения подростковых проблем в уральской литературе;
Привлечь внимание педагогов, родителей к проблемам сверстников.
Знать: основные факты биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты;
Уметь: выявлять проблематику изучаемых произведений; определять авторскую позицию в изучаемых произведениях;
Осуществлять анализ произведений.
Проследить этапы нравственного взросления героев;
Почувствовать колорит уральского быта, в котором происходят события повестей, погрузиться в их атмосферу.
Слайд 5
Предмет исследования: Подростки 20 века в литературе уральских писателей.
Объект исследования: Литературные произведения уральских писателей на примерах рассказа Иосифа Ликстанова «Малышок» и повести Бориса Анатольевича «Сокрушение Лехи Быкова».
Для изучения произведений мы использовали следующие методы:
- анализ текста;
- устное словесное рисование;
- иллюстрации к произведениям;
- использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- самостоятельная организация учебной деятельности, анализ литературы и информации в сети интернет.
Гипотеза исследования: внешние и внутренние проблемы подростков военного и поствоенного времени, освещённые в произведениях уральской подростковой литературы, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется наш интерес к этой теме.
Слайд 6
Значимость нашей работы:
Материалы исследования могут иметь практическую ценность в пропаганде значимости чтения литературы про жизнь подростков в разные периоды жизни (в том числе в военные и послевоенные) среди одноклассников, на уроках внеклассного чтения, а также в качестве аргумента, при написании сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 7
Проведение и анализ анкетирования
Нам интересно было узнать, на сколько точно в литературных произведениях уральские писатели описывают реальные проблемы и трудности подростков 20 века. Поэтому мы провели опрос среди знакомых и родственников старшего поклонения на тему: "Трудный период взросления", которые в начале и в середине 20 века в подростковом возрасте выросли и работали в г. Екатеринбурге и Свердловской области.
Цель анкетирования: Выяснить, что говорят о своих переживаниях, друзьях, школе, еде, играх, быте, страхах и мечтах люди, жившие в данный период времени.
Участники анкетирования: семьи соседей, знакомых, родственников.
Количество анкетируемых семей: 7.
Место проведения анкетирования: дистанционно, город Октябрьский.
Время проведения анкетирования: декабрь 2020 г.
Слайд 8
Проведя опрос среди 7 семей родственников, знакомых старшего поколения, мы выяснили:
что именно школа должна формировать нового человека, готового к трудовым достижениям, так как только трудом школьник воспитывается в духе социалистического патриотизма;
что послевоенная концепция отразилась на проблематике советских подростков.
«Трудовые дни» подростков могли проходить, например, за станком на заводе или дежурством в госпитале. Вспоминая о своей детской жизни в деревне, очевидцы выделяют школу и клуб – два учреждения по проведению досуга;
Дружеские отношения завязывались в совместных походах в школу, уличных играх и т. д.
Главной обязанностью в их семье было содержать дом в чистоте, а к маминому приходу «чтоб еда была приготовлена, а полы вымыты»;
Слайд 9
На основе таких ответов мы сделали следующую диаграмму:
Слайд 11
Сравнение жизни подростков военного и послевоенного времени в
литературных произведениях и в реальной современности.
Советская идеология в военные и послевоенные периоды не только влияла на умы всех граждан страны, включая детей и подростков, она формировала их мировоззрение, скрывая противоречия повседневных реалий.
Так, дети, воспитанные в деревне, считали городских жителей «недосягаемыми», в свою очередь, дети городской провинции относились к «столичным» настороженно и часто недоброжелательно, а дети «врагов народа» испытывали постоянную неприязнь и даже травлю со стороны сверстников. Такое отношение можно объяснить предполагавшей ситуацией, деление общества на «своих» и «чужих».
Тем не менее, утверждать, что военное и послевоенное время воспринималось детьми одинаково и только в серых тонах, тоже неверно, так как многое зависело не только от социального статуса.
Слайд 12
Немаловажную роль в стихийной социализации детей военного и послевоенного времени играла уличная и дворовая жизнь. Занятость родителей, нехватка игрового пространства, подростковый интерес к свободной от контроля родителей жизни приводили к появлению уличной и дворовой культуры.
В семье – будь то сельской или городской – в воспитании детей велика роль родителей. Именно дома ребенок усваивает социальные нормы, привыкает к труду. Крепкие межпоколенческие семейные взаимоотношения также способствуют воспитанию подрастающего поколения. Например, пока старшие на работе, за детьми приглядывают другие родственники.
Слайд 13
Ученые отмечают: самая большая разница между советскими и современными подростками - в их ответственности. Психологи считают, что нынешние старшеклассники предпочитают перекладывать ответственность на других.
Современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от инициативных действий, так что современные подростки адекватны обществу, в котором они растут.
Слайд 14
В рамках нашего исследования, анализируя иллюстрации и фотографии
послевоенного времени, мы изучили колорит быта уральских подростков.
В периодическом издании нашего города - газете «Октябрьский нефтяник» отметили интересную статью о Елене Кауркиной, где отражены ее увлечения с подросткового возраста, как раз на начало 20 века.
Слайд 15
Тетради учеников 20 века
Слайд 16
Заключение
У нас была цель: на литературном материале проследить, насколько созвучен круг обозначенных литературой подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди Урала в послевоенные годы на пути взросления
И в нашей исследовательской работе мы для себя нашли ответы на вопросы:
узнали, как в сложных условиях военного и послевоенного времени жили и общались подростки Южного Урала;
узнали, что война дала свои приоритеты: война — это не только народный героизм, но, как всякое бедствие, она рождала и подлость, и жестокость…;
изучили и отразили особенности отражения подростковых проблем в уральской литературе;
узнали биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты;
выявили и определили авторскую позицию в изучаемых произведениях;
проследили этапы нравственного взросления героев;
почувствовали колорит уральского быта, в котором происходят события повестей, погрузились в их атмосферу.
Слайд 17
На примере данных произведений и воспоминаний наших родственников мы сделали выводы о том, как тяжело было нашим сверстником в то нелегкое время, что нам даже и долю таких испытаний не прочувствовать. Мы, подростки настоящего времени должны ценить мир, в котором мы живем, и быть благодарными нашим потомкам за благополучие, сказку, созданную нашими родными и близкими.
Мы убедились, что внешние и внутренние проблемы подростков военного и поствоенного времени, освещённые в произведениях уральской подростковой литературы на самом деле отражают переживания взрослеющих детей.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
Рассказ Иосифа Ликстанова «Малышок»
Повесть Бориса Анатольевича «Сокрушение Лехи Быкова».
Детство, опаленное войной / Сост. Булатова З.Л., Полежаев Ю.В., Ремизов Б.А., Татаринов А.Е. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 252 с.
Иванова И.А., Никифорова С.В. Убитое детство: сб. воспоминаний бывших детей-узников фашист. концлагерей. Вып.1. / Иванова И. А., Никифорова С.В. СПб.: ИНКО, 1993. – 112 с
Николаева С.А. Дети и война. М.: Дет. Лит-ра, 1991. – 160 с.
Мочилин Е.А. Судьба и жизнь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kniga.pmem.ru/2-8-sudba-zhizn.htm
Улицкая Л. Детство 45 – 53: а завтра будет счастье. М.: АСТ, 2013. – 538 с. 68. Человек и война: Воспоминания