Презентация - Подростки середины XX века в литературе уральских писателей

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Подростки середины XX века в литературе уральских писателей
Распечатать
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 18
  • Просмотров: 420
  • Скачиваний: 55
  • Размер: 3.02 MB
  • Класс: 7
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1».
Исследовательская работа по литературе на тему: Подростки середины XX века в литературе уральских писателей
Выполнили: Зайдуллина Карина и Вахрамова Мария, ученицы 7 «А» класса. Руководитель: Крук Татьяна Александровна

Слайд 2

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 2

Актуальность темы: Познакомиться с жизнью сверстников 20 века, жителей Урала, так как Башкортостан стал частью Уральского экономического района. Урал – место центральной России, которое связывает Европу и Азию. Никому и никогда не удастся умалить подвиг Урала в Великой Отечественной войне, оспорить значение его вклада в Победу. Другое дело, что существует тенденция к тому, чтобы распространять данный образ на всю историю Урала, видеть в нем ее концентрированное воплощение, выражение его духа, логики и закономерностей развития на протяжении, по крайней мере, последних трехсот лет!

Слайд 3

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 3
Начав наблюдать за тем, какие сюжеты литературных произведений уральской истории первыми всплывают в памяти, невольно замечаешь одну странность – все они выступают в «изображенном» виде, представлены произведениями литературы, кинематографа. Анализируя исторические данные, хорошим источником пополнения трудовых коллективов в военные годы на Урале - это подростки и молодежь. Например, на заводе им. Калинина 14-18-летние подростки составляли 70% от числа работающих. Наряду со взрослыми они трудились по 12-14 часов.

Слайд 4

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 4

Цель: на примере литературных произведений уральских писателей показать реальные проблемы и трудности подростков в послевоенные годы на пути их взросления. Задачи: Исследовать и описать особенности отражения подростковых проблем в уральской литературе; Привлечь внимание педагогов, родителей к проблемам сверстников. Знать: основные факты биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты; Уметь: выявлять проблематику изучаемых произведений; определять авторскую позицию в изучаемых произведениях; Осуществлять анализ произведений. Проследить этапы нравственного взрос­ления героев; Почувствовать коло­рит уральского быта, в котором происходят события повестей, погрузиться в их атмосферу.

Слайд 5

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 5
Предмет исследования: Подростки 20 века в литературе уральских писателей. Объект исследования: Литературные произведения уральских писателей на примерах рассказа Иосифа Ликстанова «Малышок» и повести Бориса Анатольевича «Сокрушение Лехи Быкова». Для изучения произведений мы использовали следующие методы: - анализ текста; - устное словесное рисование; - иллюстрации к произведениям; - использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), - самостоятельная организация учебной деятельности, анализ литературы и информации в сети интернет. Гипотеза исследования: внешние и внутренние проблемы подростков военного и поствоенного времени, освещённые в произведениях уральской подростковой литературы, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется наш интерес к этой теме.

Слайд 6

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 6

Значимость нашей работы: Материалы исследования могут иметь практическую ценность в пропаганде значимости чтения литературы про жизнь подростков в разные периоды жизни (в том числе в военные и послевоенные) среди одноклассников, на уроках внеклассного чтения, а также в качестве аргумента, при написании сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд 7

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 7

Проведение и анализ анкетирования Нам интересно было узнать, на сколько точно в литературных произведениях уральские писатели описывают реальные проблемы и трудности подростков 20 века. Поэтому мы провели опрос среди знакомых и родственников старшего поклонения на тему: "Трудный период взросления", которые в начале и в середине 20 века в подростковом возрасте выросли и работали в г. Екатеринбурге и Свердловской области.
Цель анкетирования: Выяснить, что говорят о своих переживаниях, друзьях, школе, еде, играх, быте, страхах и мечтах люди, жившие в данный период времени. Участники анкетирования: семьи соседей, знакомых, родственников. Количество анкетируемых семей: 7. Место проведения анкетирования: дистанционно, город Октябрьский. Время проведения анкетирования: декабрь 2020 г.

Слайд 8

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 8

Проведя опрос среди 7 семей родственников, знакомых старшего поколения, мы выяснили: что именно школа должна формировать нового человека, готового к трудовым достижениям, так как только трудом школьник воспитывается в духе социалистического патриотизма; что послевоенная концепция отразилась на проблематике советских подростков. «Трудовые дни» подростков могли проходить, например, за станком на заводе или дежурством в госпитале. Вспоминая о своей детской жизни в деревне, очевидцы выделяют школу и клуб – два учреждения по проведению досуга; Дружеские отношения завязывались в совместных походах в школу, уличных играх и т. д. Главной обязанностью в их семье было содержать дом в чистоте, а к маминому приходу «чтоб еда была приготовлена, а полы вымыты»;

Слайд 9

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 9

На основе таких ответов мы сделали следующую диаграмму:

Слайд 10

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 10

Слайд 11

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 11

Сравнение жизни подростков военного и послевоенного времени в литературных произведениях и в реальной современности. Советская идеология в военные и послевоенные периоды не только влияла на умы всех граждан страны, включая детей и подростков, она формировала их мировоззрение, скрывая противоречия повседневных реалий. Так, дети, воспитанные в деревне, считали городских жителей «недосягаемыми», в свою очередь, дети городской провинции относились к «столичным» настороженно и часто недоброжелательно, а дети «врагов народа» испытывали постоянную неприязнь и даже травлю со стороны сверстников. Такое отношение можно объяснить предполагавшей ситуацией, деление общества на «своих» и «чужих». Тем не менее, утверждать, что военное и послевоенное время воспринималось детьми одинаково и только в серых тонах, тоже неверно, так как многое зависело не только от социального статуса.

Слайд 12

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 12

Немаловажную роль в стихийной социализации детей военного и послевоенного времени играла уличная и дворовая жизнь. Занятость родителей, нехватка игрового пространства, подростковый интерес к свободной от контроля родителей жизни приводили к появлению уличной и дворовой культуры. В семье – будь то сельской или городской – в воспитании детей велика роль родителей. Именно дома ребенок усваивает социальные нормы, привыкает к труду. Крепкие межпоколенческие семейные взаимоотношения также способствуют воспитанию подрастающего поколения. Например, пока старшие на работе, за детьми приглядывают другие родственники.

Слайд 13

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 13

Ученые отмечают: самая большая разница между советскими и современными подростками - в их ответственности. Психологи считают, что нынешние старшеклассники предпочитают перекладывать ответственность на других. Современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от инициативных действий, так что современные подростки адекватны обществу, в котором они растут.

Слайд 14

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 14

В рамках нашего исследования, анализируя иллюстрации и фотографии послевоенного времени, мы изучили колорит быта уральских подростков.
В периодическом издании нашего города - газете «Октябрьский нефтяник» отметили интересную статью о Елене Кауркиной, где отражены ее увлечения с подросткового возраста, как раз на начало 20 века.

Слайд 15

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 15

Тетради учеников 20 века

Слайд 16

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 16

Заключение У нас была цель: на литературном материале проследить, насколько созвучен круг обозначенных литературой подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди Урала в послевоенные годы на пути взросления И в нашей исследовательской работе мы для себя нашли ответы на вопросы: узнали, как в сложных условиях военного и послевоенного времени жили и общались подростки Южного Урала; узнали, что война дала свои приоритеты: война — это не только народный героизм, но, как всякое бедствие, она рождала и подлость, и жестокость…; изучили и отразили особенности отражения подростковых проблем в уральской литературе; узнали биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты; выявили и определили авторскую позицию в изучаемых произведениях; проследили этапы нравственного взрос­ления героев; почувствовали коло­рит уральского быта, в котором происходят события повестей, погрузились в их атмосферу.

Слайд 17

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 17

На примере данных произведений и воспоминаний наших родственников мы сделали выводы о том, как тяжело было нашим сверстником в то нелегкое время, что нам даже и долю таких испытаний не прочувствовать. Мы, подростки настоящего времени должны ценить мир, в котором мы живем, и быть благодарными нашим потомкам за благополучие, сказку, созданную нашими родными и близкими.
Мы убедились, что внешние и внутренние проблемы подростков военного и поствоенного времени, освещённые в произведениях уральской подростковой литературы на самом деле отражают переживания взрослеющих детей.

Слайд 18

Подростки середины XX века в литературе уральских писателей, слайд 18
Спасибо за внимание!
Используемая литература: Рассказ Иосифа Ликстанова «Малышок» Повесть Бориса Анатольевича «Сокрушение Лехи Быкова». Детство, опаленное войной / Сост. Булатова З.Л., Полежаев Ю.В., Ремизов Б.А., Татаринов А.Е. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 252 с. Иванова И.А., Никифорова С.В. Убитое детство: сб. воспоминаний бывших детей-узников фашист. концлагерей. Вып.1. / Иванова И. А., Никифорова С.В. СПб.: ИНКО, 1993. – 112 с Николаева С.А. Дети и война. М.: Дет. Лит-ра, 1991. – 160 с. Мочилин Е.А. Судьба и жизнь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kniga.pmem.ru/2-8-sudba-zhizn.htm Улицкая Л. Детство 45 – 53: а завтра будет счастье. М.: АСТ, 2013. – 538 с. 68. Человек и война: Воспоминания
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.