Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Уроки Французского
(1973)
Валентин Г. Распутин
Копыловой Анастасии Прокопьевне
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?»
Слайд 2
История создания
Рассказ «Уроки французского», действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году.
Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова.
Слайд 3
История создания
Рассказ глубоко автобиографичен, в основу его сюжета легли детские впечатления самого автора.
После окончания четырёхлетней школы в своей деревне будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе.
Слайд 4
История создания
В жизни писателя была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”.
Слайд 5
История создания
В рассказе описываются реальные события, именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин.
«детство – главный период в формировании не только характера, но и таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом» – считал писатель.
Слайд 6
Тема
В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе.
Слайд 7
Тема
Уроки Французского, преподаваемые Лидией Михайловной стали уроками жизни как для мальчика, так и для самой молодой женщины.
Основная мысль рассказа в том, что, помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой.
Слайд 8
Композиция
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.
Слайд 9
Композиция
Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания?
Слайд 10
Главные герои
Мальчик-повествователь
Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Честный, мужественный,
смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.
Слайд 11
Главные герои
Лидия Михайловна
Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и
выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами.
Слайд 12
Главные герои
Мать мальчика
Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла
решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
Слайд 13
Главные герои
Василий Андреевич
Директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор
школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок.
Слайд 14
Второстепенные персонажи
Дядя Ваня
Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
Слайд 15
Второстепенные персонажи
Федька
Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
Слайд 16
Второстепенные персонажи
Вадик
Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой.
Слайд 17
Второстепенные персонажи
Птаха
Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
Слайд 18
Второстепенные персонажи
Тишкин
Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.
Слайд 19
Жанр
Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.
Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунуться в воспоминания и раскрыть внутренний мир персонажей – всё это превратило произведение в маленький шедевр, глубокий, трогательный и правдивый.
Слайд 20
Жанр
Этот рассказ реалистический, автора обычно относят к так называемым “писателям-деревенщикам”. Деревенская проза была распространена в 60-80-ые годы XX века.
Писатели этого направления раскрывали особенности деревенской жизни, подчёркивали её самобытность, поэтизировали и в чём-то идеализировали деревню.