Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Слайд 2
Сегодня на уроке:
Вы научитесь оценивать воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного/регионального компонента
Слайд 3
Проанализируйте причины загрязненности территории Казахстана
Слайд 4
Заполните таблицу «Антропогенные изменения окружающей среды» Установите соответствие видов деятельности человека с антропогенными изменениями Дескриптор: - определяет влияние человека на природную среду Критерии: - анализирует влияние человека на природную среду
Вид деятельности.Почва.Состав
воздуха.Тепловой баланс.Состав
биоценоза
1. Горнодобывающая....
2. Транспорт....
3. Электроэнергетика....
4. Металлургия....
5. Земледелие....
6. Охота, рыболовство, лесное хозяйство....
Слайд 5
Заполните таблицу «Антропогенные изменения окружающей среды» Установите соответствие видов деятельности человека с антропогенными изменениями Дескриптор: -определяет влияние человека на природную среду Критерии: -анализирует влияние человека на природную среду.
Вид деятельности.Почва.Состав
воздуха.Тепловой баланс.Состав
биоценоза
1. Горнодобывающая.+.+..+
2. Транспорт..+.+.
3. Электроэнергетика..+.+.
4. Металлургия.+.+.+.
5. Земледелие.+...+
6. Охота, рыболовство, лесное хозяйство....+
Слайд 6
Установите соответствие
1.Кисло́тный дождь..А) экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу
2.Озо́новый слой..В) повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса
3.Глобальные проблемы мирового океана..С) разрез — совокупность горных выработок, образованных при добыче полезного ископаемого открытым способом; горное предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом
4.Антропогенные факторы..D) все виды метеорологических осадков дождь, снег, град, туман, при которых наблюдается понижение водородного показателя (pH) дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно оксидами серы и оксидами азота
5.Терриконы..E) часть стратосферы на высоте от 20 до 25 км с наибольшим содержанием озона (вещества, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода, O3), образующегося в результате воздействия ультрафиолетового излучения Солнца на молекулярный кислород (O2).
6.Карьеры..F) Нарушение экосистем в некоторых частях океана пропадают уникальные экосистемы, уничтожаются редкие виды, меняется состав растительности, уменьшается биоразнообразие
7.Парниковый эффект..H) отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов от различных производств и сжигания твёрдого топлива
2. Классифицируй данные проблемы
Слайд 7
Дилемма: Представьте, что вы — министр охраны окружающей природной среды Казахстана и хотите уменьшить объемы атмосферного загрязнения. Ваши эксперты предлагают вам несколько способов. Какой из них вы считаете наиболее эффективным?
Варианты действий:
Повысить цены на электроэнергию для ее эффективного использования, а значит,— уменьшить загрязнение.
Закрыть старые промышленные предприятия, которые вызывают значительное загрязнение атмосферного воздуха.
Снизить разрешенные уровни атмосферного загрязнения, особенно оксида серы (IV), оксидов азота или выбросы пыли.
Способствовать внедрению новых технологий и оборудования для сокращения выбросов.
Слайд 8
Варианты действий:
1. Повысить цены на электроэнергию для ее эффективного использования, а значит,— уменьшить загрязнение.
Эти затраты можно перевести с производителя электроэнергии на потребителей. Возможно, следует выяснить энергоэффективность бытовых приборов, которые отвечают за «реальное» потребление электроэнергии.
2. Закрыть старые промышленные предприятия, которые вызывают значительное загрязнение атмосферного воздуха.
Благодаря этим мероприятиям можно прекратить загрязнение, особенно на местном уровне. Но эти мероприятия могут вызвать сокращение рабочих мест и быть непопулярными.
3. Снизить разрешенные уровни атмосферного загрязнения, особенно сульфат (IV) оксида, оксидов азота или выбросов пыли.
Задумывались ли вы над тем, каким образом определить принятые уровни выбросов? Эти нормы будет сложно внедрять, поскольку они требуют значительных инвестиций и даже закрытия заводов.
4. Способствовать внедрению новых технологий и оборудования для сокращения выбросов.
Это предусматривает предоставление заводам финансовой поддержки, значительных инвестиций в развитие «зеленых технологий».
Слайд 9
Факторы, влияющие на здоровье человека
Здоровье человека – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни или физических дефектов
(по определению ВОЗ)
Качество воздуха
Качество воды
Составляющие качества среды жизни человека
Динамические качества природных систем
Качество почвы
Слайд 10
Качество воды — это химические, физические и биологические характеристики воды, основанные на стандартах ее использования
Качество почвы -
это совокупность всех имеющихся положительных и отрицательных характеристик и свойств, определяющих его плодородие. Качество почвы определяется взаимодействием его физических, химических микробиологических свойств
Качество воздуха
Динамические качества
природных систем - способность природных систем
изменяться и сохранять структурно-функциональные характеристики
во времени: надежность, замкнутость, устойчивость и др.
Слайд 11
Оценка качества окружающей среды осуществляется по направлениям:
качество воздушного бассейна
качество водного бассейна
качество почвенного слоя
качество экосистем
При воздействии вредного вещества на организм
сначала возникает адаптация,
но при сохранении той же интенсивности воздействия развиваются токсические, канцерогенные, мутагенные и аллергенные эффекты, которые могут вызывать болезни
Слайд 12
Нормативы оценки окружающей среды, установленные в соответствии с законодательством – юридический критерий для определения ее благоприятного состояния
Санитарно-гигиенические
Экологические
Производственно-хозяйственные
Временные
Слайд 13
Экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием антропогенных и природных факторов
Конкретный объект окружающей среды
Измерение параметров
Сбор и передача информации
Обработка и представление данных, прогноз
Почему важно соблюдать последовательность процесса мониторинга окружающей среды? Обоснуйте свои доводы.
Слайд 14
Методы оценки качества окружающей среды
Информационные
и аналитические
Отбор проб воздуха,
воды, почвы
Регистрация биологических эффектов у живых организмов
Регистрация
в лабораторных условиях
Анализ в лаборатории
Использование
химико-физических методов
Определение качества не только отдельных экосистем, но и биосферы в целом
Слайд 15
Мониторинг по оценке качества окружающей среды является многоуровневой системой Выделяют системы локального (местный), регионального, национального и глобального уровней
Виды мониторинга.Объекты контроля.Пункты контроля
Локальный/импактный..
Региональный..
Глобальный (биосферный)..
Стр. 106
Слайд 16
.Затраты (млрд. т).Твердые.Жидкие и газообразные.Авто-транспорт.Обезврежено
(тыс.т).Утилизировано.Коэф. итог
Карагандинская.17,0.132,7.470,8.385,6.6472,10.1086,50.2,61
Атырауская.25,2.2,3.106,8.140,1.1,4.1,5.1,49
Костанайская.16,6.47,2.56,6.243,6.798,6.297,7.1,43
Актюбинская.16,4.20,1.101,7.190,7.134,6.104,9.1,32
Туркестанская.4,0.11.48,9.545,9.89,3.73,3.1,29
г. Алматы.3,7.6,9.36,6.556,2.878,1.2,6.1,21
Алматинская.1,6.11,8.39,7.559,7.370,9.20,2.1,20
ВКО.13,3.28,3.101,2.358,4.1631,90.1344,60.1,12
Мангистауская.14,7.4,5.83,9.172,1.7.1,1.1,10
Павлодарская.16,3.135,8.474,4.198,2.15104,9.3718,2.1,0
Акмолинская.0,6.35,1.49,6.213,4.500,1.355,3.0,64
Нур-Султан.1,0.12,5.52,7.279,2.1606,00.117,9.0,60
СКО.0,8.24,7.47,2.193,2.984,9.4,8.0,59
ЗКО.5,0.3,3.41,4.136,6.40,8.2,6.0,55
Кызылординская.2,4.5,7.25,1.138.1.0.0,44
Жамбылская.2,2.12,4.25,8.221,8.1052,10.1035,90.0,28
ИТОГО.140,8.494,3.1762,4.4533,7.29673,7.8167,1.
Слайд 17
Проверочный опрос
1.Назовите составляющие качества среды жизни человека.Качество воздуха, качество воды, качество почвы, качество экосистем
2.Принцип, лежащий в основе нормативов, ограничивающих воздействие вредных факторов:
А) принцип экологичности;
Б) адаптационная возможность организма;
В) санитарно-гигиенический принцип.Б) адаптационная возможность организма
3.Установите правильную последовательность процесса мониторинга окружающей среды:
а) сбор и передача информации;
б) выбор объекта окружающей среды;
в) измерение параметров;
г) обработка и представление данных, прогноз..Б-В-А-Г
Слайд 18
4.Какие виды нормативов не служат юридическим критерием для определения качества ОС:
а) информационные и аналитические;
б) санитарно-гигиенические;
в) производственно-хозяйственные;
г) временные;
д) экологические..А) информационные
и аналитические;
5.Установите соответствие:.2В
3А
1С
1. Анализ в лаборатории.В. Отбор проб воздуха, воды, почвы
2.Информационные и аналитические.А. Регистрация в лабораторных условиях
3.Регистрация биологических эффектов у живых организмов.С. Использование химико-физических методов
Слайд 19
Интернет ресурсы
https://i.pinimg.com/originals/5e/9f/2e/5e9f2e9774c213eea009547ba3d09ace.jpg
https://voxpopuli.kz/ekologicheskaya-situaciya-v-mangistu-11924/
https://www.lada.kz/uploads/photos/2018-01/1515402107.jpg
https://kazkurort.kz/upload/news/nashi-novosti/ab57855c928274bdacb6.jpg
https://www.instagram.com/p/CMmCDvunVFl/
https://visitmangystau.kz/ru/blog/top-10-unikalnykh-mest-mangistau#gallery-2
http://uac-info.com/uploads/styles/publication_single/publications_8c2b51a5d6c708d851f73ccd9cc471b1.png
Каймулдинова К.Д., Абдиманапов Б.Ш., Абилмажинова С.А. «География», 11 класс , Алматы «Мектеп», 2020 год