Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: «Общество как сложная динамичная система»
презентация по обществознанию 10 класс
Слайд 2
План:
Особенности социальной системы.
Социальные институты.
Слайд 3
Общество – динамическая система.
Система - ?
«система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность».
Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
Динамическая система допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Слайд 4
Система?
ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
ВСЕЛЕННАЯ
КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНОГО
НАРОДА
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Каковы характерные черты общества как системы?
Чем эта система отличается от природных систем?
Слайд 6
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Приведите пример.
Человеческое общество в глобальном масштабе, общество одной страны, различные общественные группы и др.
Слайд 7
ОБЩЕСТВО
Политическая
сфера
Экономическая
сфера
Духовная
сфера
Социальная
сфера
система
-Государство
-Партии и др.
Слайд 8
Следовательно, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Слайд 9
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и др), так и идеальных (ценностей, традиций и т.д.)
Слайд 10
Например:
Экономическая сфера включает: предприятия, транспортные средства, экономические знания, образцы экономического поведения и др.
Слайд 11
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными и т.д.
Слайд 12
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.
Слайд 13
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов качественных изменений не претерпевали: первобытное общество, средневековое общество и др. этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.
Слайд 14
Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
Слайд 15
Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Компоненты системы занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.
Слайд 16
Социальные институты
«институт»….
В переводе с лат. Instituto означает «установление»;
В русском языке – обозначение высших учебных заведений;
В области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (институт брака).
Слайд 17
В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Потребность в воспроизводстве рода;
Потребность в безопасности и социальном порядке;
Потребность в средствах существования;
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;
Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Слайд 18
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.
Слайд 19
Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:
институт брака и семьи;
политические институты, государство;
экономические институты, производство;
институты образования, науки, культуры;
институт религии.
Слайд 20
институт брака и семьи;
политические институты, государство;
экономические институты, производство;
институты образования, науки, культуры;
институт религии.
Объединяет большое количество людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов общества.
Слайд 21
Итак, социальный институт - это
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (работники образования).
Слайд 22
Черты социального института:
Закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (поведение людей в семье).
Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности (школа, завод, милиция и т.д.).
Слайд 23
Признаки социального института (семья):
Основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети).
-Потребность в создании семьи – одна из фундаментальных потребностей человека.
Слайд 24
Функции семьи:
Рождение и воспитание детей;
Экономическая поддержка малолетних и нетрудоспособных;
И др.
Слайд 25
Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные:
Институт судебной власти;
Институт представителей президента в регионах.
Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институализации.
Развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов (модернизация образования).
Пример: вид деятельности предпринимательство, возникновение законов, фирм и др.
Слайд 26
Домашнее задание:
Ответить на вопросы:
Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX века.
Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте дополнительный материал.