Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сравнение программ: «Школа России» и «Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова»
Слайд 2
Принципы программы «Школа России»
Принцип воспитания гражданина;
Принцип ценностных ориентиров;
Принцип обучения в деятельности;
Принцип синтеза традиций и инноваций;
Принцип экоадекватного характера образования;
Принцип глобальной ориентации образования;
Принцип работы на результат;
Слайд 3
Принципы программы «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Слайд 4
Концепция программы «Школа России»
Главная концептуальная идея: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.
Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью
Слайд 5
Концепция программы «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
Эта программа практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ - формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
Слайд 6
Особенности программы «Школа России»
Цель обучения — формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности со стороны учащихся.
Ориентация на «среднего» ученика;
Ориентация на личностно-развивающее образование учащихся начальной школы;
Предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу в обучении;
Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов
Слайд 7
Особенности программы «Школа России»
А также:
Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь.
Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности.
Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном.
Слайд 8
Особенности программы «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
Цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности.
Основная задача - пробуждение в ученике потребности учиться.
Особенностью данной авторской методики является то, что:
Учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.
Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа
Оценивание без оценок
Задается минимум домашнего задания
Слайд 9
Перечень предметов и внеурочных занятий программы «Школа России»
УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:
- Обучение грамоте и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
- Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
- Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
- Изобразительное искусство (2 линии).
Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).
Слайд 11
Перечень предметов и внеурочных занятий программы «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
УМК системы Эльконина - Давыдова выпускает издательство «ВИТА-ПРЕСС».
- Русский язык.
Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И.
- Математика. Автор: Александрова Э.И.
- Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Слайд 13
Сравнение программ: «Школа России» и «Система Эльконина-Давыдова» по предмету – Математика 1-2 класс
Слайд 14
Школа России(1кл.).Система Эльконина-Давыдова(1кл.)
Часы: 132 учебных часа.Часы: 132 учебных часа
Разделы:
«Числа и величины»,
«Арифметические действия»,
«Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»,
«Работа с информацией»..Разделы:
«Числа и величины»,
«Отношения между величинами»,
«Элементы геометрии».
Научатся:
называть и обозначать действий сложения и вычитания, знать таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания;
оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;.Научатся:
использовать термины равенство и неравенство.
образовывать числа первых двух десятков;
понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
Слайд 15
Школа России(1кл.).Система Эльконина-Давыдова(1кл.)
Научатся:
вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20;
записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок);
решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
строить отрезок заданной длины;
вычислять длину ломаной..Научатся:
применять переместительное свойство сложения;
выполнять сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах двух десятков;
выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и находить его значение;
понимать и использовать термины «выражение» и «значение выражения», находить значения выражений в одно два действия;
сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях.
Слайд 16
Школа России(1кл.).Система Эльконина-Давыдова(1кл.)
Научатся:
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);.Научатся:
рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
соотносить содержание задачи и чертеж к ней, составлять по тексту задачи чертеж и, обратно, по чертежу составлять задачу;
составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, вы полненному решению;
рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные
распознавать пространственные геометрические тела: шар, куб;
Слайд 17
Школа России(1кл.).Система Эльконина-Давыдова(1кл.)
Научатся:
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,
определять длину данного отрезка;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий..Научатся:
находить в окружающем мире предметы и части предметов, похожие по форме на шар, куб.
применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.
Слайд 18
Вывод: в целом, если сравнивать эти две программы по предмету – Математика за 1 класс, то можно сказать, что:
В программе «Школа России» идет постепенно усложнение заданий и изучение тем, акцент делается на повторение тех базовых данных, которые должны уже иметься у учащихся на момент поступления в 1 класс.
В «Системе Эльконина-Давыдова» темы изучаются сгруппировано, по блокам, акцент делается на анализ схем, таблиц, рисунков, составления чертежей, а также на вариативность решения той или иной ситуации(задачи) разными способами, а также присутствует изучение объемных фигур, таких, как: шар, куб.
Слайд 19
Школа России(2кл.).Система Эльконина-Давыдова(2кл.)
Часы: 140 учебных часа.Часы: 140 учебных часа
Разделы:
«Числа и величины»,
«Арифметические действия»,
«Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Геометрические величины»,
«Работа с информацией»..Разделы:
«Числа и величины»,
«Отношения между величинами»,
«Элементы геометрии».
Общая х-ка: познакомятся с разными арифметическими действиями(+,-,*,:), величинами, понятиями….Общая х-ка: исследование вопроса о том, какие бывают числа, это начинается с измерения-отмеривания и позволяет рассмотреть исторический аспект числа.
Слайд 20
Школа России(2кл.).Система Эльконина-Давыдова(2кл.)
Научатся:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;.Научатся:
пользоваться понятием натурального числа как универсальным средством сравнения величин при переходе от непосредственного сравнения к опосредованному;
решать задачи на измерение, отмеривание и нахождение удобной мерки;
чертить с помощью линейки отрезок данной длины и измерять длину отрезка;
читать диаграммы, анализировать их и использовать при решении задач;
записывать результат измерения системой мерок;
Слайд 21
Школа России(2кл.).Система Эльконина-Давыдова(2кл.)
Научатся:
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;.Научатся:
сравнивать числа, группировать их по заданному или самостоятельно установленному правилу;
складывать и вычитать многозначные числа в различных системах счисления, в том числе десятичной, опираясь на таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие ей табличные случаи вычитания;
прогнозировать результат вычисления, пошагово контролируя правильность и полноту выполнения с опорой на составленный совместно с другими детьми справочник ошибок;
делать оценку и прикидку будущего результата;
Слайд 22
Школа России(2кл.).Система Эльконина-Давыдова(2кл.)
Научатся:
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника)..Научатся:
пользоваться калькулятором для проверки в том случае, если ученик сомневается в правильности вычислений;
строить графические модели ( схемы, диаграммы) отношений между величинами при решении текстовых задач с буквенными и числовыми данными с опорой на понятие целого и части и разностное сравнение величин;
исследовать зависимость решения задачи от ее условия, зафиксированного в схеме;
сравнивать разные способы вычислений и выбирать рациональные способы действий с опорой на графическую модель (схему);
Слайд 23
Школа России(2кл.).Система Эльконина-Давыдова(2кл.)
Научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)..Научатся:
использовать известные ученику математические термины и обозначения;
понимать и применять принцип последующего и предыдущего чисел на числовой прямой;
понимать и применять принцип образования многозначных чисел в любой системе счисления;
понимать и применять общий способ чтения любого многозначного числа в любой системе счисления с неограниченным числом разрядов;
понимать и применять общий принцип выполнения любого арифметического действия на примере сложения и вычитания любых многозначных чисел в десятичной системе счисления.
Слайд 24
Вывод: основное отличие заключается в том, что в «Системе Эльконина-Давыдова» преимущественно изучается раздел, связанный с геометрией, где учащиеся чертят разные фигуры, находят их периметр, а также уже изучаются многозначные числа и операции с ними, учатся строить диаграммы, чертежы, схемы и читать их.
В свою очередь в программе «Школа Россия» основной уклон делается на разные операции с числами в пределах 100, а также на изучение различных фигур: квадрат, прямоугольник, 4-хугольник и т.п.
Слайд 25
«+» и «-» программы «Школа России»
«+»: задания посильны для освоения учащихся даже очень слабого уровня
«-»: мало развивающих заданий на логику, мышление, расширяющих кругозор детей. Здесь все зависит от учителя, будет ли он в своей деятельности использовать дополнительный, развивающий материал. Кругозор знаний учащихся будет недостаточным для среднего звена.
Слайд 26
«+» и «-» программы»Система Эльконина-Давыдова»
«+»: дети стремятся к знаниям, а не к отметкам, обладают высоким уровнем мотивацией, имеют глубокие знания, стремление к нестандартному мышлению. Уроки интересны, часто используются игры.
«-»: сложный уровень преподаваемых предметов, сложно перестроится на другую систему преподавания в изменившихся условиях.
Слайд 27
Отзывы по программе «Школа России»
Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. Дети спокойно переходят в среднее звено, обучение в котором также ведется по традиционной программе.
образец лучших традиций отечественной начальной школы, по которыми учились несколько поколений
Возможно, детям с определенными способностями будет скучновато. Но это можно решить дополнительным образованием или выбрать другую программу.
Учителя, работающие по УМК, положительно отзываются об учебниках и довольны результатами. Материал доступен детям и понятен родителям. Особенно выделяют учебники А.А. Плешакова по окружающему миру. Материал в них подобран с учётом возрастных особенностей, содержится материал для всестороннего развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять.
Слайд 28
Отзывы по программе »Система Эльконина-Давыдова»
Мнения родителей и учителей разделились.
Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.
Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.
Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.
Слайд 29
ВЫВОД: по-моему мнению, самая оптимальная программа для учащихся будет-»Школа России», т.к. эта программа рассчитана на любого ребенка в зависимости от возраста и индивидуальных способностей. Но, если же ребенок одаренный, и ему не хватает тех знаний, которые он получает наряду со всеми, то ему можно попытаться пройти курс обучения по «Системе Эльконина-Давыдова»