Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Выполнила Чулкова Е.В., учитель истории и обществознания
Слайд 2
Вопросы урока
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности.
Культура как самопознание.
Этика.
Эстетика.
Слайд 3
Что такое наука?
С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» писал: «Наука — система знаний о закономерностях развития природы, общества, а также отдельных отраслей знаний».
Наука – это особый способ познания окружающего мира. Ученые исследуют природу и общество, чтобы узнать, как они устроены и как они работают.
Слайд 4
Какие науки изучают человека?
Слайд 6
Гуманитарное знание
Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений. Гуманитарные науки изучают творения человеческого духа. К ним относятся произведения искусства, литературы, язык.
Особенности гуманитарного познания
1. Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений с тем чтобы понять их смысл.
2. Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.
3. Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Слайд 7
Важность изучения гуманитарных наук.
Знание истории позволяет нам понять прошлое, извлечь уроки и избежать повторения ошибок.
Изучение культуры и языка других народов позволяет нам научиться общаться и сотрудничать с людьми из разных культурных контекстов.
Философия помогает нам задуматься о смысле жизни, моральных принципах и этических вопросах.
Психология помогает нам лучше понять себя и других людей, а также развить эмоциональный интеллект и лидерские навыки
Слайд 8
Культура как самопознание.
Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого.
Внутренняя культура человека – это его ценности, которые определяют поведение человека.
Критерий внутренней культуры – отношение к другому человеку.
Внутренняя культура общества
определяется утверждением,
абсолютного равенства людей
независимо от их положения
в обществе.
Слайд 9
Культура как самопознание.
Внешняя культура человека – это нормы, которые определяют оптимальное существование человека в данной общественной группе.
Внешняя культура общества определяется ценностью памятников, музеев, театров, как население страны освоило данные ценности.
Слайд 10
Этика и эстетика.
Этика - наука о морали, учение о нормах морали и нравственности, сложившихся в обществе.
Мораль - представляет собой особую систему предписаний, правил поведения, регулирующих общественные отношения в соответствии со сложившимися в обществе критериями. В научном понимании термины «мораль» и «этика» не равнозначны.
Кадр из мультфильма
«Золотая антилопа»
Слайд 11
Основные категории этики
Добро и зло: добро является синонимом слова польза и благо. А зло является синонимом слова вред.
Совесть, честь и достоинство – уровень индивидуального морального сознания.
Достоинство – это осознание человеком того, что несет в себе.
Честь – определенного рода граница, которую сам человек себе устанавливает. То, на что способен человек не теряя достоинства.
Долг – требование общества к человеку.
Ответственность – та часть долга, которую человек принимает на себя.
Слайд 12
Этика и эстетика
Эстетика-
чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
искусство как высшая форма эстетической деятельности человек
Основными категориями эстетики называют следующие понятия:
прекрасное – безобразное;
возвышенное – низменное;
комическое – трагическое – драматическое.
Слайд 13
Ресурсы
https://morozfilm.ru/znacenie-gumanitarnyx-nauk-dlya-ponimaniya-mira-i-razvitiya-samogo-celoveka
https://spravochnick.ru/filosofiya/gumanitarnye_nauki_i_razvitie_chelovechestva/
https://newia.ru/news/2022-02-03/gumanitarnye-nauki-zachem-ih-izuchat-1118696
https://dzen.ru/a/ZDR366BmzHtoNBo