Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Общие правила танца «русских» цыган — стиля , сложившегося на территории России в XVII-XX вв. Версия WADA (World Art & Dance Alliance)
Слайд 2
Дисциплины цыганского танца
Слайд 3
1.Народно-сценический цыганский танец
- Сценический танец(традиционный) на основе городской манеры
- Цыганская венгерка
- Сценический танец на основе таборной манеры
2. Стилизация цыганского танца
3. Цыганский каскад
Слайд 4
1. Народно-сценический цыганский -танец на основе городской манеры
Слайд 5
Исполнение основано на фольклоре русских цыган ( у истоков которой стояла русская плясовая).
Сценический (традиционный)танец в отличие от таборного( историко-бытового) обладает более законченной и развитой композицией, а значит , более выраженным ускорением темпа к его концу , и может включать в себя резкие темповые переходы , музыкальные обрывы и пр.
Женский танец , помимо изящных движений ногами, предполагает разнообразные движения рук , дублирующиеся часто или местами работой с юбкой.
Допускается исполнение акробатических элементов ,таких , как «колесо» и прогиб в «мостик».
Слайд 6
Костюм :
Женский- пёстрая, иногда гладкая, яркая юбка в два-три солнца,длиной до щиколотки или ниже, блуза с разнообразными широкими рукавами .Туфли или босиком.
Мужской- Брюки, рубаха, возможен жилет .Ботинки или сапоги. Допустимы набойки , фибры на обувь.
Слайд 7
- Цыганская венгерка
Слайд 8
Цыганская венгерка — танцевальная композиция под инструментальные вариации специальной мелодии, исполняемой в сопровождении гитаристов.
В основе техники положен городской цыганский фольклор.
Техника венгерки — базовый цыганские элементы , степовые движения ,которы появились под влиянием сценического эстрадного искусства ХХ века и исполнялись уже в манере цыганского танца.
Мужской стиль- техничный , с использованием сложных хлопушек , основан на виртуозной технике ног.
Женские варианты исполнения могут быть основаны в большей степени на утончённом стиле («манерная» венгерка с развитой пластикой рук) в сочетании с чечёткой.
Экспозиция танца в технической венгерке может быть основана на ритмических дробях без мелодического сопровождения. В технических фрагментах музыка может стихать или уходить на второй план (так называемые «обрывы» , и подчёркивающие эмоциональность»piano- forte»)
Исполняется под фонограмму или сопровождение одного или группы гитаристов и пр. аккомпаниаторов.
Слайд 9
Женский-в идеале однотонные платья или юбка с кофтой одного тона. Допускаются строгие костюмы с рисунком. Различные фасоны рукавов в цыганской манере. Обязательно туфли.
Мужской — может быть традиционным цыганским , либо современным (костюм классического стиля). Сапоги или ботинки(возможно с подковами на подошве).
Слайд 10
-Народно-сценический танец на основе таборной манеры
Слайд 11
Это танец русских цыган, условно , таборный — аутентичный стиль, сформировавшийся первоначально в группе русских цыган.
В этом стиле танцуют на цыганских праздниках.
Популярные плясовые таборные песни- «Дуй, дуй» , «Кхероро» , «Шед ме версты» ,»Да лю, да ля» . Как правило , используются песни частушечного характера.
Танец часто исполняется в форме перепляса с поочерёдным выходом танцоров и исполнения сольных импровизаций.
Юбка в женском танце практически не используется. Юбку придерживают, руки координируются с движениями ног.
Слайд 12
Женский- пёстрая , неширокая юбка длинной от середины икры до щиколотки, блуза с рукавами до локтя. Возможен платок на голове или собранные на затылке волосы. Босые ноги, но допускаются и туфли.
Мужской- шаровары, рубаха , возможен жилет.Сапоги , реже босые ноги.
Слайд 13
2.Стилизация цыганского танца
Слайд 14
Стилизация цыганского танца — сочетание традиционных стилевых черт цыганского танца и новых форм и приёмов хореографии и использование современной музыки. Допускается использование декораций , предметов ,аксессуаров , выносящихся участником в один приём.Запрещается использование
средств , которые могут испортить напольное покрытие : вода ,блёстки , мелкие предметы.
Слайд 15
3. Цыганский каскад
Слайд 16
Цыганский каскад — вокал , переходящий в танец (в одной музыкальной композиции).
Исполняется по живой аккомпанемент или минусовую фонограмму.в зависимости от возможностей исполнителя , акцент делается на песню или на пляску , соответственно .
Основная часть номера представляет собой или песенное или танцевальное выступление.
Слайд 17
Особенности композиции цыганского сценического танца
Слайд 18
Композицию цыганского сценического танца можно условно разделить на несколько фраз, более или менее чётко выраженны:
1. «Выходка «- это заявка исполнителя. Танцор предствляет себя, демонстрирует свою стать , манеру. Традиционно композиция начинается с одноимённого движения «выходка» особой танцевальной проходки (выход по кругу, полукругу и т. п.), за которым традиционно следует развитие с использованием цыганских элементов - «цыганский батман», «оттяжка» и пр.
Современный формы «выходки»(экспозиции танца)могут быть осложнены композиционно, представляя собой насыщенные связки (с хлопками ,поворотами , прыжками и пр.)со вставками в виде традиционной проходки.
Композиция , особенно в стиле «венгерка» , может начинаться с быстрого выхода дробей (обычно без музыкального сопровождения , так называемая «роспись»), заканчивающихся люфтпаузой , которая соответствует темпу следующего фрагмента . Далее действие развивается под сопровождение аккомпанимента. Такое построение композиции чаще используется мужчинами. Но не исключается и в женской «венгерке»
Слайд 19
2. «Развитие действия».
Исполняется в среднем темпе Включает более сложные связки, динамичные движения ног. Один из важных технических базовых элементов техники танца - « трепак»( дробушка) , дробь с акцентами , триолью.
3.»Загон».
Происходит динамическое смешение темпа. Это очень яркая, быстрая часть , которая предшествует заключительным движениям танца. Может включать тряску плечами или быстрые связки движений ног , обычно сопровождающиеся амплитудной работой рук или юбки.
4. «Кода».
Финал с «точкой» в конце. Исполняется на заключительные квадраты мелодии.
Как яркий акцент , по завершению танца может быть исполнен на « бис» танцевальный фрагмент ( без музыкального сопровождения) из хлопков и дробей. Характерно для мужской «венгерки».
Слайд 20
Отличительные черты техники цыганского танца
Слайд 21
- В исполнении цыганского танца ценится лёгкость , техничная работа ног , свой собственный почерк , манера , яркая темпераментная подача.
- Мужской танец отличается использованием хлопушек - ударов и хлопков ладонями , по разным частям тела :
груди , коленям , внутренней части голенища сапог , разнообразием чечёток.
Слайд 22
Особенности ритмичного рисунка цыганского танца.
Слайд 23
Цыганская плясовая песня имеет ритм 4/4 и куплетную форму.
Ритмичные акценты(хлопки , подстуки) могут и на сильную, и на слабую долю ритма. В последнем случае акцентируется «противодоля». Такие внутредолевые синкопы (хлопки) являются отличительной чертой цыганского танца. Синкопирование (при хлопках и «тактирование» ногами) используется как ритмическая составляющая аккомпанемента плясовой песне , так и непосредственно при исполнении танца.
Слайд 24
Запрещения в женском цыганском танце
Слайд 25
танцевание без подъюбника . Подъюбник должен закрывать колени, чаще всего он в форме колокола.
выступление в чёрных или цветных колготках(в идеале босые ноги). С туфлями — колготки телесного цвета.
поднимание юбки во время исполнения дробей выше колена.
открытие пупка.
Падение в партер на спину лицом к зрителям.Допустимо только боком или спиной.
Короткие кофточки , сильно открывающие живот. Допустимо небольшое открытие живота в категориях «юниоры « и «молодёжь».
Слайд 26
В цыганском танце используются предметы одежды (юбка , шаль) , бубен , предметы обихода (например кнут).
Слайд 27
Удачного судейства!!!