Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Материалы к факультативному занятию по литературе 10 кл.
Основные стили и направления в искусстве XVII – XX в.в.
Слайд 2
Содержание
Стили и направления
Барокко
Классицизм
Рококо
Сентиментализм
Ампир
Романтизм
Реализм
Импрессионизм
Кубизм
Фовизм
Футуризм
Абстракционизм
Сюрреализм
15. Термины
Слайд 3
Стили и направления
Барокко
Классицизм
Рококо
Сентиментализм
Ампир
Романтизм
Реализм
Импрессионизм
Кубизм
Фовизм
Футуризм
Абстракционизм
Сюрреализм
Слайд 4
Барокко
(конец XVI - начало XVII вв.)
В центре – конфликт «Бог – Человек - Природа»,
Контрастность, напряженность, динамичность образов, сильные аффекты.
Стремление к величию и пышности.
Неоднозначность и противоречивость мира.
Сложная уравновешенность открытых динамических композиции. Криволинейность, контрастность. Синтез искусств (садово-парковые ансамбли).
Слайд 5
В 1754-1762 гг. Ф.Б.Растрелли возвел новый Зимний дворец в стиле Барокко. Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов.
Слайд 6
Классицизм
XVII в.
Образец – античная культура.
Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства.
Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность.
Строгая иерархия «высоких» и «низких» жанров.
Регламентация художественных форм и приемов.
Пропорциональность, симметрия, ритм, четкость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов.
Слайд 7
В.Баженов в 1784-1786 гг. работал над домом П.Е.Пашкова. Он расположен в Москве напротив Кремля и со своими классицистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных из кирпича стен. Здание находится на высоком холме.
Слайд 8
Рококо
I половина XVIII в
Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий.
Легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту.
«После нас – хоть потоп».
Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций.
Слайд 9
Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705-1709 гг. по проекту П.А.Деламера. Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. В интерьере отеля особенно интересен овальный салон, созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Ж.Боффраном.
Пьер А. Деламер. Отель Субиз 1705-1709гг.
Жермен Боффран
Овальный салон отеля Субиз. 1735-1738гг.
Слайд 10
Сентиментализм
вторая половина XVIII в
Культ естественного чувства, природы.
Патриархальная идеализация обыденной жизни.
Морализирование.
Интерес к бытовому жанру, натюрморты.
Слайд 11
В творчестве Боровиковского отразились черты модного в конце XVIII столетия сентиментализма. На портрете М.И.Лопухиной мечтательная поза, уединение героини и окружающий ее пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности.
Портрет М.И.Лопухиной. 1797
Слайд 12
Ампир
Начало XIX в.
Вершина развития классицизма.
Идеал – императорский Рим.
В основном отразился в архитектуре.
Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие.
Слайд 13
Триумфальные ворота – последняя постройка зодчего Осипа Бове. Огромная белокаменная арка с чугунными деталями – колоннами, карнизами, рельефами и скульптурой – напоминала о победе русского народа в войне с Наполеоном, об особой роли Москвы в этой победе.
Триумфальные ворота. 1827-1834гг.
Слайд 14
Романтизм
Конец XVIII - начало XIX в
Мучительный разлад идеала и социальной действительности.
Стремление к свободе и независимости.
Индивидуализм творческой личности. Герой – одиночка, бунтарь. Героика протеста и мировая скорбь.
Интерес к национальному прошлому. Идеализация средневековья.
Обращение к фольклору. В живописи – нечёткость рисунка, пейзаж, динамические композиции. В архитектуре – псевдоготический, псевдовизантийский стиль и др. В литературе – расцвет лирики.
Слайд 15
Этот портрет Кипренский написал в Италии. Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребенка.
Портрет девочки в маковом венке. 1819
Слайд 16
Реализм
Середина XIX в.
Критическое отношение к буржуазной действительности.
Акцент на противоречиях жизни.
Утверждение трезвого взгляда на вещи.
В архитектуре – рационализм, конструктивизм.
В литературе – критика нравов, натурализм.
В живописи – пленэрная живопись, создаваемая на природе, пейзаж.
Слайд 17
На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принесшее ему известность, - «Грачи прилетели». Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета.
Грачи прилетели. 1871
Слайд 18
Импрессионизм
посл. треть XIX в.
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его недвижимости и изменчивости, передача своих мимолётных впечатлений, тонких настроений.
Создание ощущения сверкающего солнечного света.
Разложение сложных тонов на чистые цвета.
Кажущаяся неуравновешенность композиций, неожиданные ракурсы.
Слайд 19
Ренуар впервые добился успеха в Салоне, выставив там «Портрет мадам Шарпантье» с детьми». Красиво выстроенная композиция, излучающая тепло и свет, лишенная излишней экстравагантности, вполне удовлетворяла вкусам парижской публики.
Портрет мадам Шарпантье с детьми. 1878г.
Слайд 20
Кубизм
1 четв. ХХ в.
Модернистское течение.
Искусство призвано отражать не реальность, а наше восприятие её.
Деформация образов реального мира.
Конструирование объёмной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые геометрические фигуры.
Слайд 21
В 1913-1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился выразить яркие черты кубизма.
Полотно «Дама на остановке трамвая» на первый взгляд кажется произвольным сочетанием квадратов, треугольников и др.фигур. Они словно наплывают друг на друга, сходятся и расходятся, и из их таинственного движения возникают вполне узнаваемые образы.
Дама на остановке трамвая. 1913
Слайд 22
На полотне «Проселок» Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми ветлами на повороте и островками травы на обочине.
Поздние маленькие этюды художника написаны лёгкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия.
Проселок. 1873
Слайд 23
Фовизм
Начало ХХ в.
Модернистское течение.
Стремление к эмоциональной силе художественного выражения.
Эксперименты с цветом.
Резкое обобщение объемов, пространства, рисунка, стихийная динамика письма.
Слайд 24
Пейзажи Мориса де Вламинка динамичны по форме и ярки по колориту. Работая в фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок, писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то ванг-гоговскими крутыми завитками.
Баржи на сене. 1906г.
Слайд 25
На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Жоржа Руо поражают трагизмом. Персонажи художника – клоуны, уличные девицы, гротескно-уродливые жители городских предместий. Картины на евангельские темы, обычно воспевающие величие духа, у Руо пронизаны щемящим чувством слабости и беззащитности человека.
Святой лик. 1933г.
Слайд 26
Футуризм
Первая четв. ХХ в.
Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города.
Переплетение документальности и фантастики.
В литературе – эксперименты со словами.
В живописи – пересечения, сдвиги, повторение мотивов – для передачи движения.
Слайд 27
Фигура скачущей лошади в этой и других работах Боччони могла бы послужить иллюстрацией к следующему тезису одного из футуристических манифестов.
Атака улан. 1915
Слайд 28
Абстракционизм
первая четверть ХХ в. - первая половина ХХ
Отказ от изображения реальных предметов.
Художественное творчество – свободные ассоциации, не несущие определённого содержания.
Стихийность бессознательного творчества.
Беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции.
Слайд 29
Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие полосы сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко сталкиваются.
Композиция VI. 1913 Василий Кандинский
Слайд 30
Сюрреализм
Источник искусства – сфера подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).
Разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями.
Пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаётся видима достоверность.
Слайд 31
Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, художник Андре Массон. Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись.
Медитация на дубовом листе. 1942
Слайд 32
Термины
Синтез – метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
Рационализм – философское идеалистическое направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее разум единственной основой научного познания закономерностей природы и общества.
Пафосность – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
Слайд 33
Термины
Иерархия – порядок подчинения низших высшим.
Декор – внешнее, показное приличие.
Модернизм – формалистическое направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX – начала XX в., противопоставлявшие себя искусству прошлого. То, что современно и модно.
Тленный – подверженное тлению, разрушению, не вечный.
Слайд 34
Абстракционизм – общее название ряда течений в изобразительном искусстве ХХв., отказавшихся от понимания искусства как подражания природе, воспроизведение форм действительности.
Импрессионизм – направление в живописи второй половины XIX века – начала ХХ века, зародившееся во Франции, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности, передать свои мимолетные впечатления.
Термины
Слайд 35
Классицизм – идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве XVII века. Ему свойственны героический пафос, пластическая гармония и ясность.
Фовизм – течение во французской живописи начала ХХв., для которого характерно предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Барокко – стиль в европейском искусстве. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств, большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи.
Термины