Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Модели управления поведением ребенка с СДВГ
Общие основы консультирования
Слайд 2
Этапы поведенческого руководства
1 этап - дифференцированное поощрение желательного поведения
2 этап - санкции за нежелательное поведение
3 этап - обучение важным жизненным навыкам и моделям поведения
Слайд 3
1 этап - введение дифференцированного поощрения желательного поведения
Вводится первые 1-2 недели
Изолированно
Хорошо воспринимается ребенком
Помогает установить более благоприятную атмосферу в семье
Суть метода
Родителям предлагается выбрать целевое желательное поведение (например, выполнение указаний с первого раза, вежливое общение, содержание в порядке своей комнаты и т. д.) и систематически поддерживать его частыми, немедленными поощрениями.
Слайд 4
Какие должны быть поощрения
Немедленные
Социальные, материальные или поведенческие
Желательные и значимые
Недоступные для ребенка
Периодически обновляемые
Накопительные (как вариант)
Имеющими временные ограничения
Без права требовать поощрения или торговаться
Слайд 5
2 этап - введение санкций за нежелательное поведение
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Осуждение.
Личностная оценка.
Угрозы.
Санкции не должны быть страшными для ребенка.
Унизительными.
Жестокими.
Не должны моделировать нежелательное для самого ребенка поведение.
Нельзя наказывать лишением любви, пищи – всего, что связано с базовыми потребностями.
Вводить после 1-2 недель поощрений.
Применять спокойно, но твердо.
Сопровождать коротким объяснением, за какое поведение они назначаются.
Санкции должны быть справедливыми.
Значимыми.
Слайд 6
Виды санкций
Методы изоляции:
- тайм-аут
- домашний арест
- коммуникативная изоляция
2. Временное лишение привилегии
3. Штрафы
4. Возмещение ущерба или дополнительная работа
* В случае критических ситуаций - отвлекать, переключать внимание ребенка
Слайд 7
3 этап - обучение важным жизненным навыкам и моделям поведения
Социальные и коммуникативные навыки:
- Общение
- Контроль эмоций
Бытовые навыки
Организация времени
Решение проблем
Слайд 8
Методы формирования жизненных навыков в условиях семьи
Учить детей желательному поведению
Поощрять это поведение
Моделировать ситуации общения и социального поведения
Использовать ролевые игры
Закреплять перенос навыка на другие ситуации
Использовать приемы тайм-менеджмента для управления временем
Слайд 9
Обучение родителей: приемы тайм-менеджмента
Установление степени важности (правило 1-2-3, начинаем с 1, совместная фиксация )
Метод 3 минуты (тренинг волевого усилия)
Короткое сосредоточение
Фиксация этапов деятельности:
Матрица Эйзенхауэра (для старших)
Слайд 10
Моделирование ситуаций, перенос навыка
По Микляевой Н.В., Семенака С.И.
Слайд 13
Основные принципы управления поведением
У ребенка с СДВГ нарушен контроль поведения, поэтому он значительно больше, чем ровесники, нуждается во внешнем контроле и руководстве поведением. Это связано с риском и опасностью для жизни самих детей и окружающих.
Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды гораздо сильнее, чем внутренними правилами, указаниями и т. д., поэтому первоочередной метод влияния на поведение ребенка с СДВГ – соответствующая организация внешней среды. Внешняя среда должна быть адаптирована под особые потребности ребенка с СДВГ.
Слайд 14
Поведение ребенка с СДВГ контролируются немедленными, а не отдаленными последствиями, поэтому родители должны создать такую систему поведенческого руководства, при которой желательное поведение ребенка сопровождается немедленными, частыми, эффективными поощрениями, а проблемное – такими же негативными последствиями (санкциями).
** Это связано с тем, что поведение детей определяется лишь теми последствиями, которые находятся в поле их зрения и значимы для них.
Сила поощрений и негативных последствий должна быть достаточно значительной, чтобы они были эффективными.
Слайд 15
5. Принципы поощрения и наказания не должны поддерживать проблемное поведение (поощрение непослушания, непоследовательность).
6. Помочь детям научиться жить по социальным правилам, контролировать свое поведение.
7. Помочь родителям применять принцип поощрения желательного поведения, понять возможность находить собственные творческие подходы и приемы решения проблем ребенка в каждой конкретной ситуации.
– ориентировка на конкретные ситуации
Слайд 16
Поведение в общественных местах
Промоделировать поход в общественное место дома.
Непосредственно перед посещением общественного места изложить ребенку ваши правила.
Почаще хвалить ребенка за соблюдение правил (в магазине и проч.).
Выбрать приемлемое наказание для ребенка.
Оговорить возможность помощи со стороны ребенка.
Не оставлять ребенка без присмотра.
Слайд 17
Спасибо за внимание!