Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОГЭ. Задание 13.1
Сочинение на лингвистическую тему
Слайд 3
Сочинение- рассуждение
Сочинение-рассуждение – вид письменного высказывания,
в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции по поводу заявленной темы или поставленной проблемы.
Основная задача сочинения-рассуждения – разъяснение, подтверждение или опровержение какой-нибудь мысли.
тезис – аргументы – вывод
Слайд 4
Формулировка задания 13.1 ОГЭ
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ФИО лингвиста: «Цитата».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 5
Структура сочинения 13.1
1..Цитата лингвиста (писателя). Лингвистическое понятие. Смысл цитаты..1 балл
2..Примеры-аргументы.3 балла
1-ый пример-
аргумент
из прочитанного текста.2-ой пример-
аргумент
из прочитанного текста
3..Заключение. Вывод о том лингвистическом явлении, которое обозначено в вопросе..
Слайд 6
Критерии оценивания сочинения 13.1
Критерии.Баллы
С1К1. Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом
уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием
тезиса, нет..1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне.0
Слайд 7
Критерии оценивания сочинения 13.1
Критерии.Баллы
С1К2. Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте..3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента
из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте..2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста,
не указав его роли в тексте..1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста..0
Слайд 8
Критерии оценивания сочинения 13.1
Критерии.Баллы
С1К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения текста..2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется более одного нарушения абзацного членения.0
Слайд 9
Критерии оценивания сочинения 13.1
Критерии.Баллы
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет..1
В работе нарушена композиционная стройность,
и/или
работа не завершена,
и/или
в построении текста допущена одна ошибка и более.0
Слайд 10
Лингвистические понятия из открытого банка заданий ФИПИ
речь
язык
грамматика
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
части речи
стили речи
монологическая речь
диалог
композиция
грамматическая связь
выразительность
образ
художественные средства (средства выразительности)
эпитеты
метафора
фразеологизм
повтор
окончание
приставка
суффикс
существительное
прилагательное
деепричастие
частицы
союзы
местоимение
слово
разговорная лексика
синонимы
лексическая сочетаемость слов
лексическое значение слова
БСП
СПП
неполные предложения
восклицательные предложения
двоеточие
тире
абзац
Слайд 11
Словарик лингвистических терминов
Найти определения этих и других лингвистических терминов можно здесь:
Учебник Фоксфорда: https://foxford.ru/wiki
Словарь лингвистических терминов: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/?q=484
Слайд 12
Чек-лист «Как работать над сочинением»
Шаг 1
Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нём ключевые слова. Определите, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях или явлениях идёт речь.
Важно!
В самой цитате находится подсказка о том, что искать в тексте и в каком направлении развивать мысль в комментарии к приведённому примеру.
Внимательно прочитайте цитату и найдите ключевые слова:
само понятие;
что о нём говорится.
Слайд 13
Пример 1
Высказывание лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
Что искать? Местоимения.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны:
заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов;
связывают части предложений или предложения в тексте.
Слайд 14
Пример 2
Высказывание лингвиста Власа Платоновича Жукова: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской».
Что искать? Фразеологизмы.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны:
помогают дать оценку герою или его поступку;
делают речь более образной, эмоциональной.
Слайд 15
Чек-лист «Как работать над сочинением»
Шаг 2
Дайте определение термину (понятию). Объясните смысл цитаты (как вы понимаете слова лингвиста).
Клише
Известный лингвист (филолог, писатель, философ) ФИО утверждал (сказал, писал): «…» (цитата из задания). Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Понятие — это (дать толкование термина)... Я считаю, что (своё понимание высказывания).
Слайд 16
Пример 1
Известный лингвист Александр Александрович Реформатский утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Я считаю, что местоимения заменяют самостоятельные части речи и помогают избежать повторов, а также связывают части предложений или предложения в тексте.
Слайд 17
Пример 2
Известный лингвист Влас Платонович Жуков писал: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Фразеологизм — это устойчивое неделимое сочетание слов, которое имеет постоянное звучание и значение. Я считаю, что фразеологизмы помогают дать оценку герою или его поступку и делают речь более образной, эмоциональной.
Слайд 18
Чек-лист «Как работать над сочинением»
Шаг 3
Найдите примеры этих лингвистических понятий (явлений) в тексте. Подумайте, для чего они там нужны, какую роль играют.
Аргумент
Пример из текста с указанием номера предложения (-ий) и самого лингвистического явления.
Комментарий: для чего используется лингвистическое явление.
Слайд 19
Пример 1
(6) Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7) И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова…
Притяжательное местоимение «её» является средством связи предложений 6 и 7.
(15) Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
Относительное местоимение «который» заменяет существительное «Шулепа» и связывает главную и придаточную части в СПП.
Слайд 20
Пример 2
(12) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
Фразеологизм «души не чаять» обозначает «сильно любить» и помогает понять, насколько тёплым было отношение учительницы к рассказчику, а также делает повествование более ярким, эмоциональным.
– (21) Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота.
Фразеологизм «ворон считать» имеет значение «быть невнимательным, рассеянным, отвлекаться, заниматься бессмысленными делами» и показывает неодобрение учительницы по отношению к поведению главного героя.
Слайд 21
Чек-лист «Как работать над сочинением»
Шаг 4
Запишите аргументы.
Клише
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста (ФИО автора текста в родительном падеже). Во-первых, в предложениях (указать номера предложений) автор использует (назвать лингвистическое явление). Это помогает ему… (дать комментарий, для чего именно использовано понятие).
Во-вторых, в предложениях (указать номера предложений) писатель употребляет (назвать лингвистическое понятие). Этот пример показывает, что (как) (дать комментарий, для чего именно использовано понятие)...
Слайд 22
Пример 1
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста Юрия Валентиновича Трифонова. Во-первых, в предложениях 6–7 автор использует притяжательное местоимение «её». Это помогает автору связать эти предложения.
Во-вторых, в предложении 15 писатель употребляет относительное местоимение «который». Этот пример показывает, что оно заменяет существительное «Шулепа» и связывает главную и придаточную части в сложноподчинённом предложении.
Слайд 23
Пример 2
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста Юрия Марковича Нагибина. Во-первых, в предложении 12 автор использует фразеологизм «души не чаяла» со значением «сильно любила». Это помогает ему показать, насколько тёплым было отношение учительницы к рассказчику, а также делает повествование более ярким, эмоциональным.
Во-вторых, в предложении 21 писатель употребляет ещё один фразеологизм «ворон считать», который имеет значение «быть невнимательным, рассеянным, отвлекаться, заниматься бессмысленными делами». Этот пример показывает неодобрение учительницы по отношению к поведению главного героя.
Слайд 24
Чек-лист «Как работать над сочинением»
Шаг 5
Продумайте и запишите вывод (для чего вы приводили все эти аргументы).
Клише
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (писатель, публицист, философ) ФИО, говоривший о (важности, пользе, необходимости, уникальности, неповторимости, важной роли, большом значении, своеобразии и др.) ...
Слайд 25
Пример 1
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист Александр Александрович Реформатский, говоривший о важности и пользе местоимений.
Пример 2
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист Влас Платонович Жуков, говоривший о важной роли и своеобразии фразеологизмов.
Слайд 26
Практическая работа
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 27
Практическая работа
Текст
(1)Жил в городе Верном художник Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов. (12) В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
Слайд 28
Практическая работа
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18) Этим исчерпана жизнь художника.
(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
Слайд 29
Практическая работа
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик.
Слайд 30
Практическая работа
Шаг 1
Внимательно читаем высказывание о языке, выделяем в нём ключевые слова. Определяем, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях или явлениях идёт речь.
«Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
Что искать? ____________________________________________________________
Как комментировать? Показать, зачем они нужны:
_______________________________________________________________________
Что такое суффикс?
Суффикс — это __________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Каждый суффикс имеет ___________________________________________________
Слайд 31
Практическая работа
Шаг 1 (проверка)
Внимательно читаем высказывание о языке, выделяем в нём ключевые слова. Определяем, о каких свойствах языка, лингвистических понятиях или явлениях идёт речь.
«Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
Что искать? Слова с суффиксами.
Как комментировать? Показать, зачем они нужны: передать чувства и эмоции героев.
Что такое суффикс?
Суффикс — это значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов или форм слов. Каждый суффикс имеет своё значение.
Слайд 32
Практическая работа
Шаг 2
Даём определение термину (понятию). Объясняем смысл цитаты.
Клише
Известный лингвист ___________________________________ утверждал: «______________________________________________________________». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Суффикс — _______ ________________________________________________________________ Каждый суффикс имеет _______________________________________________
Я считаю, что суффиксы помогают _______________________________________
Слайд 33
Практическая работа
Шаг 2 (проверка)
Даём определение термину (понятию). Объясняем смысл цитаты.
Известный лингвист Людмила Алексеевна Введенская утверждала: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Суффикс — это значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов или форм слов. Каждый суффикс имеет своё значение. Я считаю, что суффиксы помогают передать чувства и эмоции героев.
Слайд 34
Практическая работа
Шаг 3
Находим примеры суффиксов в тексте. Определяем, для чего они там нужны, какую роль играют.
Найдите в тексте слова с суффиксами, помогающими понять чувства героев. Обратите внимание на предложения 26 — 27. Подчеркните в них слова с суффиксами и подумайте, какие чувства (эмоции, отношение) они помогают передать.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
___________________________________________________________________
Что передают:
___________________________________________________________________
Слова суффиксами сравнительной и превосходной степеней сравнения:
___________________________________________________________________
Что передают:
____________________________________________________________________
Слайд 35
Практическая работа
Шаг 3 (проверка)
Находим примеры суффиксов в тексте. Определяем, для чего они там нужны, какую роль играют.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
картинки, яблочки, на блюдечке
Что передают:
красоту картин художника и любовь рассказчика к ним
Слова суффиксами сравнительной и превосходной степеней сравнения:
яснее и проще, голубейшее
Что передают:
яркость красок, отсутствие полутонов на полотнах Хлудова, восхищение героя его работами
Слайд 36
Практическая работа
Шаг 4
Записываем аргументы.
Клише
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста ________________________________________________________. Во-первых, в предложениях ___________ автор использует слова с ______________________________ суффиксами: ___________________. Это помогает ему передать ______________________________________
Во-вторых, в предложениях __________ писатель употребляет слова суффиксами _______ и ____________ степеней сравнения: ________. Этот пример показывает, как автору удаётся описать __________________ _______________________________________________________________
Слайд 37
Практическая работа
Шаг 4 (проверка)
Записываем аргументы.
Попробую доказать справедливость своего суждения примерами из текста Юрия Осиповича Домбровского. Во-первых, в предложениях 26–27 автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: картинки, яблочки, на блюдечке. Это помогает ему передать красоту картин художника и любовь рассказчика к ним.
Во-вторых, в предложениях 26–27 писатель употребляет слова суффиксами сравнительной и превосходной степеней сравнения: яснее и проще, голубейшее. Этот пример показывает, как автору удаётся описать яркость красок, отсутствие полутонов на полотнах Хлудова, восхищение героя его работами.
Слайд 38
Практическая работа
Шаг 5
Продумываем и записываем вывод. Какова же роль суффиксов в русском языке?
Клише
Можно сделать вывод о том, что права ___________________________ , говорившая о __________________ роли ______________________ .
Слайд 39
Практическая работа
Шаг 5 (проверка)
Продумываем и записываем вывод.
Можно сделать вывод о том, что права Людмила Алексеевна Введенская, говорившая о важной роли суффиксов.