Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему
Подготовка к ОГЭ
Слайд 2
Структура текста типа речи рассуждение
ТЕЗИС
АРГУМЕНТ(ы)
ВЫВОД
Слайд 3
ТЕЗИС
– это мысль или положение,
истинность которого требуется доказать
Правила тезирования:
А. Тезис должен быть четким и ясным .
Б. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
Слайд 4
АРГУМЕНТ
– это доказательство,
приводимое в поддержку тезиса
Правила аргументации:
А. Аргументы не должны противоречить друг другу.
Б. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.
В. Аргументы должны соотноситься с темой и тезисом,
а не быть мнением вообще.
Слайд 5
ВЫВОД
– это итоговая,
заключительная часть текста.
Вывод должен соотноситься с тезисом, заявленным в начале текста.
Слайд 6
Подберите синонимы
функция
роль
значение
назначение
предназначение
Слайд 7
Подберите синонимичные выражения
выполнять
функцию
- играть роль
иметь значение
нести в себе
служит для
Слайд 8
Распределите по графам таблицы
аргументы вывод
во-первых
итак
к примеру
например
во-вторых
словом
таким образом
значит
Слайд 9
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
1) Определяю исходный тезис
2) Привожу 2 аргумента (доказательства)
3) Делаю вывод
Слайд 10
Как сформулировать тезис, или С чего начать?
А. Без знаков препинания на письме обойтись невозможно.
Б. В письменной речи использование знаков препинания необходимо.
В. К. Паустовский так определил роль знаков препинания: …
Г. «Зачем нужны знаки препинания? Неужели без них никак нельзя!» - скажете Вы. Нет!
Слайд 11
Как привести аргументы?
А. У знаков препинания существуют различные функции.
Б. Приведем доказательства этому примерами из текста.
Слайд 12
Какой из этого следует вывод?
А. Поэтому я полностью согласен(сна) с мнением Антона.
Б. Знание пунктуации – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей.
В. Знание пунктуации помогает тонко и четко передать и воспринять смысл написанного.
Слайд 13
Вставьте пропуски
Знаки препинания ____________ важную роль в письменной речи.
_________, они служат для разделения смысловых отрезков речи .
_________, знаки препинания
помогают ________ эмоции.
______, пунктуация является
средством выражения
мыслей и чувств.
играют
Во-первых
Во-вторых
передавать
Итак
Слайд 14
Л. Фоминых «Какой удивительный знак – тире!»
Сегодня трудно представить себе, что когда-то в нашем языке не было знаков препинания. Но шли столетия, в XVI в. на Руси появилось книгопечатание, и при издании книг понадобилось не только отделять одно предложение от другого, но и стараться сделать мысль понятной.
Так появились вопросительный, восклицательный знак, скобки, затем двоеточие. В ХVIII в. русские писатели Н.М.Карамзин и Г.Р.Державин стали употреблять еще один знак – тире. Правда, поначалу его именовали по-разному: черта, длинная черта, линейка, знак пересечения, черная полоса чернил. Со временем непривычный знак внедрился в наш письменный язык, и постепенно он стал весьма популярным.
Тире – поистине удивительный знак, обладающий множеством функций, способный играть контрастные роли: выделять смысловые части в предложении; максимально подчеркивать отдельные слова, словосочетания; выражать противопоставление, пояснение, итог, следствие; обозначать паузу, приглашая читателя замедлить чтение и обратить особое внимание на следующие за тире слова; делать текст выразительнее.
Пунктуация – не застывший свод правил, а живое, развивающееся явление, которое обогащает наши возможности передавать самые тонкие оттенки смысла. (Ж. «Филолог», №10, 2009.)
Слайд 15
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте текст Е. Велтистова. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.