Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Методика обучения написанию сочинений
«Ролевой рассказ» (5-7 кл.)
Андреева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 346
Невского района
города Санкт-Петербурга
Слайд 2
«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия.
В течение учебного года предлагается провести серию уроков, объединённых общим названием « Я представляю», где ученики пытаются представить себя в различных ситуациях, картинах, а затем оформить свои представления в слове.
Слайд 3
Задание №1. Представьте себе ситуации так, чтобы их можно было охарактеризовать по принципу антонимичности. Общими усилиями выстраиваем ряд:
Ситуации могут быть
весёлые – грустные,
обычные – необычные,
правдоподобные – фантастические.
Из большого числа предложенных ребятами ситуаций мы выбрали для работы обычную – собирание грибов. « Сочинили» такое начало: « Я шел (шла) по лесу и увидел (а) прекрасный подосиновик….»
Задание №2. Нарисуйте в тетрадях подосиновик , а затем опишите его устно и письменно. Рисуем подосиновик в тетради и на доске.
Задание №3. Попробуйте описать человека
« глазами» гриба. Дети сначала удивились, потом появились сочинения – миниатюры.
Слайд 4
Для организации такой работы нужны тексты- образцы, чтобы в них можно было увидеть представление какого- либо предмета и описание этого представления. Большой интерес в этом отношении представляет рассказ Филиппа Ридли « Левиафан». Герой его - мальчик - во сне видит себя вот так: « Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня, в лазурных водах, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы.
Это мой дом, мой мир: мне никто не грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл, весь океан вращается вокруг меня, ведь я его отрада. И я плыву от одного затонувшего судна к другому, и меньшие рыбы - лосось и щука- укрываются за щитами моих плавников».
Слайд 5
Беседу по содержанию строим по следующим вопросам:
Задание №4.
Учитель: Вчитайтесь в первую фразу. В чём её необычность?
Ученик: Необычно то, что мальчик как бы видит себя рыбой, большой рыбой.
Учитель: А что следует в тексте за этим? Что рисует писатель?
Ученик: дальше рисуется то , что мальчик видит; словно став рыбой, он плавает в океане, и его окружают морские растения, животные. Всё дано как бы через восприятие рыбы, увидено её глазами.
Задание №5. Выделите точные и яркие эпитеты, сравнения, создающие эту замечательную картину:
прозрачный океан,
лазурные воды,
дышит и исходит пузырьками коралл,
рыбы плавают, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь.
Задание №6. Закройте глаза и попробуйте представить каждый себе эту картину. Картина оживёт в представлении детей. Очень важно уловить в этом описании то главное чувство, которое его пронизывает, - это чувство очень доброе, ведь в этом мире никто никому не угрожает, всё в нём любовь, сильные – защита для слабых.
В библейской мифологии Левиафан – огромное страшное чудовище, которое воплощает зло и внушает ужас, а мальчик представляет себя большим и добрым существом.
Слайд 6
Далее предлагаем вопросы:
--Кем вы себя представляете сегодня?(Сейчас? Иногда?) Напишите миниатюру –представление: « Я….(кто я?)»
Кто я?
2. Какой я ? (Характерные черты внешности и повадки). Откуда я. (Как я здесь появился).
3. Где я живу? (Мои хозяева и мое окружение).
4. Мои друзья и враги.
4. Что я люблю и чего боюсь. (Мои страхи и восторги).
5. Потрясающий случай (Однажды…)
Если это трудно, то опишите животное от лица этого животного
( Можно на уроке литературы прочитать рассказ А.И. Куприна « Сапсан», «Дневник Фокса Микки» Саши Чёрного)
Слайд 7
Далее продолжаем работу по развитию творческих возможностей учащихся на уроках литературы.
При изучении темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века» в V и VI классах мы продолжим работу над развитием воссоздающего воображения. Предлагаем познакомиться с некоторыми элементами урока в VI классе .
Портрет дерева.
VI класс.
Цели и задачи урока:
развивать умение самостоятельно интерпретировать художественный текст;
совершенствовать навык письменного аргументированного ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;
формирование способности мыслить словесно-художественными образами;
развитие воссоздающего воображения (умение создать в своём воображении картины, людей, их действия)
работа над следующими умениями: находить общий тон, настроение, проследить смену чувств в лирическом произведении.
литературно- творческая деятельность учащихся: рисовать портрет персонажа.
Слайд 8
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,
Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ.
А.Ахматова.
Элементы урока.
Беседа по вопросам.
- Какое значение слова «портрет» нам более привычно? (Портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии, литературный портрет- художественное описание героя литературного произведения).
- Портрет дерева - ………(Дерево как образ в литературном произведении).
- В прямом или переносном смысле использовано здесь слово портрет? (В переносном – метафора).
Слайд 9
Сегодня мы будем говорить о том, какое место занимает образ дерева в русской поэзии ХIХ века. Иногда описание дерева оттеняло чувства и настроение лирического героя.
Дерево могло становиться героем литературного произведения: Ф. Тютчев
« Что ты клонишь над водами , ива, макушку свою?» и А. Фет « Ива». Ива по–разному описывалась поэтами.
Ива обычно растёт у воды и опускает свои ветви в струи потоков. Дерево кажется как бы горестно поникшим, и оттого , наверное, иву зовут плакучей.
Слайд 10
В 1854 году А. Фет пишет:
Сядем здесь у этой ивы.
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые , как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой взгляд ревнивый
Сердцу милые черты….
Мягче взор твой горделивый
Я дрожу , глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
В 1836 году Тютчев написал:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струёй….
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце, нежась, блещет,
И смеётся над тобой….
Слайд 11
В стихотворении Тютчева два героя: ива и поток , струя.
Ива (что делает?)……( клонит макушку, ловит струю, томится , трепещет).
А струя?................( бежит и плещет, блещет, смеётся).
В потоке- жизнь ,радость движения, она увлекает нас.
А ива печальна ,потому что не может слиться со струёй. Листья ивы сравниваются с жадными устами.
Как вы понимаете это сравнение? (Ива сравнивается с человеком. Человек, если хочет пить, ловит капли росы ртом. Ива, чтобы утолить жажду, пытается обмакнуть свои листы в воду).
Кому сочувствует поэт? (Иве).
Почему лирический герой Фета счастлив? (Лирический герой счастлив, потому что рядом с ним любимый человек. Ива уже не борется с потоком, а сливается с ним. Счастье – когда ты не один).Совсем другая музыка стиха- энергичная, радостная, почти ликующая! Обратите внимание на восклицательные знаки, на рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы…).
Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета?
Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Я- ива».
Заканчивается урок толкованием эпиграфа – строк из стихотворения А.Ахматовой.