Презентация - Методика обучения написанию сочинений «ролевой рассказ» (5-7 кл.)

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методика обучения написанию сочинений «Ролевой рассказ» (5-7 кл.)
Андреева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 346
Невского района города Санкт-Петербурга

Слайд 2

«Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста», - писал Л.С. Выготский. Задача учителя - создать такую систему работы, которая способствовала бы развитию творческих возможностей учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Основой творческой деятельности является воображение. Особенно поможет нам развитие у детей воссоздающего воображения, то есть умения создавать в своем воображении картины, людей, их действия. В течение учебного года предлагается провести серию уроков, объединённых общим названием « Я представляю», где ученики пытаются представить себя в различных ситуациях, картинах, а затем оформить свои представления в слове.

Слайд 3

Задание №1. Представьте себе ситуации так, чтобы их можно было охарактеризовать по принципу антонимичности. Общими усилиями выстраиваем ряд: Ситуации могут быть весёлые – грустные, обычные – необычные, правдоподобные – фантастические. Из большого числа предложенных ребятами ситуаций мы выбрали для работы обычную – собирание грибов. « Сочинили» такое начало: « Я шел (шла) по лесу и увидел (а) прекрасный подосиновик….» Задание №2. Нарисуйте в тетрадях подосиновик , а затем опишите его устно и письменно. Рисуем подосиновик в тетради и на доске. Задание №3. Попробуйте описать человека « глазами» гриба. Дети сначала удивились, потом появились сочинения – миниатюры.

Слайд 4

Для организации такой работы нужны тексты- образцы, чтобы в них можно было увидеть представление какого- либо предмета и описание этого представления. Большой интерес в этом отношении представляет рассказ Филиппа Ридли « Левиафан». Герой его - мальчик - во сне видит себя вот так: « Я – большая рыбина в прозрачном океане. Вокруг меня, в лазурных водах, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь, плавают меньшие рыбы. Это мой дом, мой мир: мне никто не грозит, никто не страшен, и все меня любят. Мимо проплывают акулы и дельфины, изгибаются киты, дышит и исходит пузырьками коралл, весь океан вращается вокруг меня, ведь я его отрада. И я плыву от одного затонувшего судна к другому, и меньшие рыбы - лосось и щука- укрываются за щитами моих плавников».

Слайд 5

Беседу по содержанию строим по следующим вопросам: Задание №4. Учитель: Вчитайтесь в первую фразу. В чём её необычность? Ученик: Необычно то, что мальчик как бы видит себя рыбой, большой рыбой. Учитель: А что следует в тексте за этим? Что рисует писатель? Ученик: дальше рисуется то , что мальчик видит; словно став рыбой, он плавает в океане, и его окружают морские растения, животные. Всё дано как бы через восприятие рыбы, увидено её глазами. Задание №5. Выделите точные и яркие эпитеты, сравнения, создающие эту замечательную картину: прозрачный океан, лазурные воды, дышит и исходит пузырьками коралл, рыбы плавают, переливаясь и сверкая, как алмазная россыпь. Задание №6. Закройте глаза и попробуйте представить каждый себе эту картину. Картина оживёт в представлении детей. Очень важно уловить в этом описании то главное чувство, которое его пронизывает, - это чувство очень доброе, ведь в этом мире никто никому не угрожает, всё в нём любовь, сильные – защита для слабых. В библейской мифологии Левиафан – огромное страшное чудовище, которое воплощает зло и внушает ужас, а мальчик представляет себя большим и добрым существом.

Слайд 6

Далее предлагаем вопросы: --Кем вы себя представляете сегодня?(Сейчас? Иногда?) Напишите миниатюру –представление: « Я….(кто я?)» Кто я? 2. Какой я ? (Характерные черты внешности и повадки). Откуда я. (Как я здесь появился). 3. Где я живу? (Мои хозяева и мое окружение). 4. Мои друзья и враги. 4. Что я люблю и чего боюсь. (Мои страхи и восторги). 5. Потрясающий случай (Однажды…) Если это трудно, то опишите животное от лица этого животного ( Можно на уроке литературы прочитать рассказ А.И. Куприна « Сапсан», «Дневник Фокса Микки» Саши Чёрного)

Слайд 7

Далее продолжаем работу по развитию творческих возможностей учащихся на уроках литературы. При изучении темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века» в V и VI классах мы продолжим работу над развитием воссоздающего воображения. Предлагаем познакомиться с некоторыми элементами урока в VI классе . Портрет дерева. VI класс. Цели и задачи урока: развивать умение самостоятельно интерпретировать художественный текст; совершенствовать навык письменного аргументированного ответа на вопрос в режиме ограниченного времени; формирование способности мыслить словесно-художественными образами; развитие воссоздающего воображения (умение создать в своём воображении картины, людей, их действия) работа над следующими умениями: находить общий тон, настроение, проследить смену чувств в лирическом произведении. литературно- творческая деятельность учащихся: рисовать портрет персонажа.

Слайд 8


Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ. А.Ахматова. Элементы урока. Беседа по вопросам. - Какое значение слова «портрет» нам более привычно? (Портрет – изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии, литературный портрет- художественное описание героя литературного произведения). - Портрет дерева - ………(Дерево как образ в литературном произведении). - В прямом или переносном смысле использовано здесь слово портрет? (В переносном – метафора).

Слайд 9

Сегодня мы будем говорить о том, какое место занимает образ дерева в русской поэзии ХIХ века. Иногда описание дерева оттеняло чувства и настроение лирического героя. Дерево могло становиться героем литературного произведения: Ф. Тютчев « Что ты клонишь над водами , ива, макушку свою?» и А. Фет « Ива». Ива по–разному описывалась поэтами. Ива обычно растёт у воды и опускает свои ветви в струи потоков. Дерево кажется как бы горестно поникшим, и оттого , наверное, иву зовут плакучей.

Слайд 10

В 1854 году А. Фет пишет: Сядем здесь у этой ивы. Что за чудные извивы На коре вокруг дупла! А под ивой как красивы Золотые переливы Струй дрожащего стекла! Ветви сочные дугою Перегнулись над водою, Как зелёный водопад; Как живые , как иглою, Будто споря меж собою, Листья воду бороздят.  В этом зеркале под ивой Уловил мой взгляд ревнивый Сердцу милые черты…. Мягче взор твой горделивый Я дрожу , глядя, счастливый, Как в воде дрожишь и ты.
В 1836 году Тютчев написал: Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю? Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струёй…. Но струя бежит и плещет, И, на солнце, нежась, блещет, И смеётся над тобой….

Слайд 11

В стихотворении Тютчева два героя: ива и поток , струя. Ива (что делает?)……( клонит макушку, ловит струю, томится , трепещет). А струя?................( бежит и плещет, блещет, смеётся). В потоке- жизнь ,радость движения, она увлекает нас. А ива печальна ,потому что не может слиться со струёй. Листья ивы сравниваются с жадными устами. Как вы понимаете это сравнение? (Ива сравнивается с человеком. Человек, если хочет пить, ловит капли росы ртом. Ива, чтобы утолить жажду, пытается обмакнуть свои листы в воду). Кому сочувствует поэт? (Иве).
Почему лирический герой Фета счастлив? (Лирический герой счастлив, потому что рядом с ним любимый человек. Ива уже не борется с потоком, а сливается с ним. Счастье – когда ты не один).Совсем другая музыка стиха- энергичная, радостная, почти ликующая! Обратите внимание на восклицательные знаки, на рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы…).
Отчего возникает горечь в стихотворении Тютчева и радость в стихотворении Фета? Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Я- ива». Заканчивается урок толкованием эпиграфа – строк из стихотворения А.Ахматовой.