Презентация - Методика обучения географии


Методика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географииМетодика обучения географии
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка преподавателя к занятию МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ЛЕКЦИЯ 2

Слайд 2

Слайд 3

План лекции 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ 2. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ 3. СХЕМА РАБОЧЕГО ПЛАНА-КОНСПЕКТА 4. СХЕМА РАБОЧЕГО ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Слайд 4

Дидактическая копилка Прием «Необычный взгляд на обычное» Использование : все уроки географии и др. предметы Значение: повышение интереса к учебному предмету; формирование эмоционально-ценного отношения к изучаемому Ход: Обычные, изучаемые в курсе географии, предметы или явления показываются учащимся с непривычной стороны

Слайд 5

Слайд 6

Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии Цель и задачи (для чего учить?) Содержание (чему учить?) Средства обучения (с помощью чего учить?) Методы, формы, технологии обучения (как учить?)

Слайд 7

Основная деятельность учителя при подготовке к уроку: 1. Анализ ФГОС и программ 2. Анализ методических пособий и рекомендаций в. т.ч. в электронном виде 3. Анализ учебников 4. Анализ географической литературы, в т.ч. картографической Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 8

Слайд 9

Виды планирования Тематическое (календарно- тематическое) Поурочное (система занятий (уроков) по теме или разделу) План Занятия (план-конспект Урока) Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 10

Значение планирования 1. Определение типа и вида занятия (по дидактической цели) 5. Выявление воспитательного и образовательного потенциала каждого занятия 2. Определение системы работы по формированию содержания образования 6. Выявление опорных знаний и умений 3. Обдумывание системы средств обучения 7. Установление связи между отдельными занятиями (ВПС) 4. Выявление наиболее подходящих методов и приемов работы, организационных форм 8. Определение системы практических работ 9. Определение системы самостоятельной работы учащихся Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 11

Тематические планы (календарно-тетамическое планирование – сценарии учебного процесса, составляемые педагогом на четверть/модуль, полугодие/семестр или весь учебный год Используются много лет, если: Внесение изменений, дополнений, методических идей и рекомендаций Значение тематических планов: - построение обучения по определенной логике; - рациональная организация самостоятельной деятельности учащихся; - определение основного и дополнительного материала для изучения Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 12

Схема календарно- тематического планирования (полугодие . ч., год ч.) № п/п Тема (раздел) Количество занятий Практические работы Экскурсии Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 13

Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии Схема календарно- тематического планирования по географии (полугодие . ч., год ч.) № п/п Тема (раздел) Количество занятий Практические работы Номенклатура

Слайд 14

Слайд 15

Поурочные планирование – последовательность занятий по определенной теме подробнее раскрыты задачи, содержание, методы и формы обучения Тематическое планирование Поурочное планирование Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 16

Примерный вид поурочного планирования Тема, тип и вид, сроки занятия Зада-чи занятия Основ-ное содер-жание занятия Опорные знания и МПС Струк-тура занятия Сред-ства и ме-тоды обуче-ния Практи-ческие и самосто-ятель-ные работы Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 17

Примерный вид поурочного планирования по географии Тема, тип и вид, сроки занятия Зада-чи занятия Основ-ное содер-жание занятия Опорные знания и МПС Практи-ческие и самосто-ятель-ные работы Сред-обуче-ния ства Номенк- латура Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 18

Слайд 19

План занятия – конкретная программа организации деятельности педагоги и учащихся на занятии Поурочное планирование План урока (рабочий план-конспект урока) Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 20

Особенности планов занятий : 1. Учет конкретных условий работы в данном классе/группе 2. Отражение вопросов и заданий для проверки знаний и умений 3. Четкая логика изучения нового материала 4. Список, используемых средств обучения 5. Наличие методов и приемов обучения по достижению образовательных, воспитательных и развивающих задач урока Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 21

Традиционная схема плана урока/занятия Проверка знаний Изучение нового материала Задание на дом Закрепление « » - прост в написании; - легок в проведении; - знаком учащимся «-» - затрудняет реализацию современных задач географии; - снижает качество обучения предмету; -неинтересен школьникам Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 22

Вариант формы записи плана урока/занятия I Смысловые блоки и задачи урока Источники знаний и методы обучения Деятельность Уровни познавательной деятельности учащихся педагога учащи-хся « » формы: выделена организация деятельности учащихся на разных этапах урока/занятия Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии

Слайд 23

Вопрос 1 Планирование деятельности учителя при подготовке к занятиям по географии Вариант формы записи плана урока/занятия II Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся время на каждый вид деятельности; используемые средства обучения

Слайд 24

Слайд 25

Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию Этапы подготовки к занятию 1. Определение цели и задач урока/занятия 2. Отбор материала содержания урока/занятия 3. Составление плана-конспекта урока/занятия

Слайд 26

1 этап. Определение цели и задач урока/занятия Цель – формирование гармонично развитой личности посредство урока географии по теме Задачи : 1. Обучающие 2. Воспитательные 3. Развивающие Задачи в адаптированной форме необходимо доводить до сведения учащихся (Сегодня на уроке мы ) Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 27

Алгоритм написания задач урока: Цель задачи: 1. Обучающие А) на формирование (закрепление, обобщение, проверку) знаний ( знания : понятия, представления, причинно-следственные связи, географические закономерности, географические факты) Б) на формирование (закрепление, обобщение, проверку) умений и навыков В) на формирование опыта творческой деятельности Г) на формирование эмоционально-ценного отношения к изучаемому 2. Воспитательные (экологическое, нравственное воспитание, формирование навыков работы с учебной книгой, сплочения коллектива и т.д.) 3. Развивающие (развитие мышления, памяти воображения и т.д.) Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 28

Алгоритм написания задач урока/занятия: Цель задачи: Знать Уметь Владеть Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 29

Алгоритм написания задач урока/занятия: Цель задачи: Формируемые компетенции Компете нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности. Компетенция - совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно – продуктивной деятельности. Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 30

2 этап. Отбор материала содержания урока/занятия - выделение «смысловых блоков» - разграничение основного, вспомогательного и дополнительного материала - отбор средств обучения - отбор методов и приемов обучения Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 31

Показатели выбора средств и методов обучения: - задачи урока/занятия; - содержание урока/занятия; - этапы обучения (место урока в теме и темы в целом); - опорные знания; - МПС; - уровень умений учащихся; - возрастные особенности учащихся; -методическое мастерство педагога Вопрос 2 Этапы подготовки к занятию

Слайд 32

Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта Схема плана-конспекта Титульный лист Предисловие Ход урока/занятия Заключительная часть Приложения к плану

Слайд 33

Титульный лист Название занятия (с указанием практической работы) ФИО студента, группа год Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта

Слайд 34

Предисловие - поурочное планирование по изучаемому разделу (теме); - список основной литературы и/или интернет-источников для подготовки к уроку/занятию; - тип и вид урока/занятия; - задачи (компетенции) урока/занятия (обучающие, воспитательные, развивающие); - о сновные методы и приемы изучения нового материала; - средства обучения, используемые на уроке Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта

Слайд 35

Ход занятия - организационная работа преподавателя на перемене перед занятием; - организация учащихся на учебный труд на занятии; - проверка состояния знаний и умений учащихся; - актуализация знаний и умений учащихся; - изучение нового материала; - закрепление изученного на уроке; - Д/З; - подведение итогов занятия Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта

Слайд 36

Заключительная часть краткий самоанализ проведенного занятия Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта

Слайд 37

Приложения - карточки для самостоятельной работы учащихся; - эскизы используемых на уроке самодельных схем и таблиц (презентаций); эскизы оформления классной доски для каждого этапа урока; образец записей в тетради учащихся по ходу урока Вопрос 3 Схема рабочего плана-конспекта

Слайд 38

Слайд 39

В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Слайд 40

ФГОС - собой совокупность требований: - к структуре основной образовательной программы; - к условиям реализации основной образовательной программы; - к результатам освоения основной образовательной программы: личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами (приложение 3). По новому стандарту география в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 272 часа, из них по 34 ч. (1 час в неделю) в 5-6 классах и по 68 ч. (2 часа в неделю) в 7,8 и 9 классах. В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС

Слайд 41

В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС Разработка урока в соответствии с ФГОС Структура деятельностного урока . 1. Подведение учеников к цели урока. 2. Освоение нового материала. 3. Применение освоенного в практической деятельности. 4. Оценивание планируемых достижений.

Слайд 42

В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС Алгоритм действий по подготовке проекта урока. 1. Выбрать тему урока в школьном учебнике. 2. Определить место рассматриваемой темы в общей структуре курса. 3. Определить цель и планируемые достижения. Цель урока (за основу берется одно, два положения из раздела «выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированные с темой урока). Планируемые достижения: Предметные (перечень конкретных знаний, умений, отношений, которые предполагается сформировать у школьников на данном уроке); Метапредметные (УУД, реализуемые на уроке). 4. Определить материальные средства, которые будут использоваться на уроке. 5. Определить содержание урока и его структуру. Содержание урока выводится из цели урока, планируемых достижений. Содержание включает предметные знания, умения, УУД, элементы учебного исследования. Необходимыми элементами каждого деятельностного урока следует считать: доведение целей урока до школьников, планирование и работу по плану, практическую работу с усвоенным материалом, элементы оценки (самооценки).

Слайд 43

Структура урока в соответствии с ФГОС. 1. Проблематизация, актуализация, мотивация Цель: «включение» в учебную деятельность Итог: осознание проблемы, самостоятельная постановка учебной задачи Условия: - фронтальная работа учителя с классом - обсуждение ведет учитель - учебные ситуации: игры, проблемные вопросы, инсценировки и ИКТ. 2. Первичное ознакомление Цель: «включение» в целенаправленное действие Итог: осознание смыслов, самостоятельное «открытие» нового знания Условия: - работа в парах, малых группах - учитель – консультант, участник, организатор - учебные ситуации: дидактическая игра, исследование - ИКТ: работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, поиск информации, установление соответствие и т.п.) В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС

Слайд 44

3. Отработка и закрепление Цель: «включение» в тренировочную деятельность Итог: освоение нового знания, способа действий на уровне исполнительской компетенции Условия: - самостоятельная работа – индивидуальная, в парах, группах и взаимооценка, с обязательным обсуждением - учитель – консультант, участник, модификатор - учебные ситуации: «Проверь себя», «Составляем инструкцию», «Делаем памятку» и. т.д. - ИКТ: работа с тренажерами, ИКТ-ресурсами и инструментами 4. Обобщение, систематизация, применение Цель: «включение» в продуктивную деятельность Итог : освоение нового знания, способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний Условия: - проектная деятельность с последующей презентацией - учитель – консультант, участник, организатор - учебные ситуации: «Составляем обобщающую таблицу», «Виртуальный музей/путешествие», «Летопись », «Составляем электронное пособие», «Подарки», ИКТ: работа с инструментами ИКТ с целью создания новых объектов 5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач. В-4 Схема рабочего плана-конспекта по географии с учетом требований ФГОС

Слайд 45

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Ф Г О С Ф актические знания Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение О пора на проблемное обучение С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний)

Слайд 46

УРОК Мотивирование к учебной деятельности Актуализация опорных знаний Рефлексия Постановка проблемы Первичное закрепление Открытие нового знания Включение нового знания в систему знаний и повторение Дидактическая структура урока Технологическая карта План - конспект

Слайд 47

Слайд 48

Последовательность действий учителя Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний ; комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока - отражает ведущий метод обучения.

Слайд 49

Последовательность действий учителя Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса : задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока , т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования

Слайд 50

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ ФГОС НОО

Слайд 51

Базовые технологии стандартов второго поколения Коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (проблемное решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные технологии

Слайд 52

Документация урока Технологическая карта урока План-конспект урока

Слайд 53

Обучение с использованием технологической карты позволяет: организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию универсальных учебных действий соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Слайд 54

Технологическая карта урока с методической структурой Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

Слайд 55

Раздел, тема Цель темы Задачи Предметные Метапредметные Личностные Планируемый результат УУД Основные понятия Тип урока Метод обучения Метапредметные связи Ресурсы: - основные; - дополнительные Наглядные пособия Организация пространства Технологическая карта урока с дидактической структурой

Слайд 56

План – конспект урока Технология проведения Деятельность педагога Деятельность обучающихся Планируемые результаты Мотивационно-целевой этап Изучение нового материала Изучение новых способов действия Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 57

Современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах. Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия. Именно в этом случае происходит развитие личности. Именно это является одной из основных задач современного урока. Вывод

Слайд 58