Презентация - Технология развивающего обучения географии

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Технология развивающего обучения географии». Автор: Тюрина Людмила Викторовна - учитель географии МОУ Кувшиновская СОШ № 1, г. Кувшиново. Логин: lyudmilatiurina; эл. почта:lyudmilatiurina@yandex.ru

Слайд 2

Вступление Образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения.

Слайд 3

Технология развивающего обучения -
творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников
Главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, даёт возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера. Остановлюсь на проектном и исследовательском методах в своей практике.

Слайд 4

Актуальность метода проектов в развивающем обучении

Слайд 5

Проектная технология даёт возможность:
Формирование регулятивных УДД (самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, навыков организации рабочего пространства, рационального использования времени). Формирование личностных УДД (позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения). Формирование познавательных УДД (сбор, систематизация, хранение, использование информации). Реализовать системно - деятельностный поход в обучении географии. Формировать у школьников информационную компетентность, умение работать с различными источниками информации, в Интернет. Формировать умение географического прогнозирования.

Слайд 6

Исследовательская деятельность:
Технология развивающего обучения
Приобретение компетенций:
Способствует развитию: критического мышления; информационной культуры; творческих и коммуникативных способностей; умения ставить и находить пути их достижения.
видеть проблему, ставить задачи для её решения; планировать и оценивать свою работу; уметь связно излагать свои мысли, аргументировано выступать перед публикой, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций (быть коммуникативным).

Слайд 7

Типология проектов в моей практике
Экологический, краеведческий, исследовательский. 1.«Экологическое состояние лесов Кувшиновского района»(Исмагилов Артём, Ларькин Андрей). 2. Исследовательские проекты «Родники Кувшиновского района».(Лебедева В, Карпешина А. Илютина О, Фатеев И.) 3. «Туристический маршрут по г Кувшиново»(Козьмик Елизавета, Кучурова Софья)
По содержанию: Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Слайд 8

Игровые, творческие проекты.
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения , либо определяются лишь в самом завершении проектной деятельности. Примеры заданий: 1. Составить и провести виртуальную экскурсию по городу, региону, стране (по карте, плану, с использованием ИКТ). 2. Спроектировать дорогу, символический знак, герб для определенной страны, острова, города. 3.Составить и оформить краткий путеводитель по метам Верхневолжья, справочник «Природным ресурсы Кувшиновского района»с использованием карт и фотографий своей местности.

Слайд 9

Проектная деятельность в учебном процессе
Цель:
Информационный проект «Возделывание риса» Выполнила ученица 7 а класса КСОШ №1 Дёмина Полина
1. Создать условия для развития исследовательских умений учеников. 2.Развитие способов эффективного преобразования разных источников географической информации содержания курсов природоведения и географии – «Введение в биологию и экологию» – 5 класс, «Землеведение»- 6 класс, «Материки, океаны, народы и страны» -7 кл., «География России»- 8-9 кл., факультативов: Занимательная география» – 6-7 кл., «Человек и экология» – 8 кл.

Слайд 10

Задачи проектной и исследовательской деятельности:
Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление). Дать возможность учащимся развивать свои творческие способности, самостоятельно получать знания и использовать их в нестандартных учебных и жизненных ситуациях. Способствовать повышению личной уверенности, позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

Слайд 11

Алгоритм проектной деятельности:
В проекте обозначена проблема и потребность, которая должна быть удовлетворена в результате работы. «Найди потребность и удовлетворение её» - вот девиз проектной деятельности. Самостоятельное решение проблемы с обоснованным выбором альтернативных вариантов с последующей рефлексией. Насколько решена проблема? Насколько я был успешен в процессе проектирования?

Слайд 12

Роль учителя в проектной деятельности
Задачи для учителя
Деятельность учителя
1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе исследования и проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приёмы. 3. Разработать примерную тематику проектов в рабочих программах для разных курсов. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебной деятельности. 6. Наметить задачи для последующей работы по методу проектов.
1. Управляет процессом получения знаний. 2. Управляет и формирует мировоззрение школьника. 3. Обучает приёмам подготовки презентации разных видов. 4. Корректирует и вдохновляет в исследовательскую деятельность.

Слайд 13

Деятельность учащихся
1. Распознает и формулирует проблему. 2. Собирает данные, работая с литературными источниками, краеведческим материалом. 3. Намечает план действия. 4. Формулирует гипотезу, проверяет её на протяжении всей работы. 5. Оформляет результаты, предоставляя отчёт.  
Наблюдение географического объекта в проекте: «Родник в д. Облово» (Карпешина Анна – биолог проекта, рук. проекта – Тюрина Л.В.)

Слайд 14

Творческий проект: «Мои увлечения» ученика 5 «б» класса Рябова Алексея
Московский зоопарк
В зоопарке
Спорт
Танцы
Спорт
На уроках природоведения в 5 классе предложила темы мини-проектов: «Мир моих увлечений», «Расскажи о себе». Ребята делились своим внутренним миром после уроков, когда в школе проходил «Интеллектуальный марафон». Важно планировать проектную деятельность, учитывая мероприятия внеклассной воспитательной работы, продумывать условия защиты проекта.

Слайд 15

Исследовательский проект «История моей семьи в истории Тверской области» рамках всероссийской программы «Корнями дерево сильно» Рефлексия
«Собирая материал для этой работы, я узнал много интересного о своих родных. А ещё ощутил горечь от чувства разочарования, какой-то потери, когда хотелось узнавать больше, дальше, про следующие поколения, а бабушки и дедушки уже больше ничего не знают и рассказать не могут. Как жаль, что ниточка памяти, которая связывает поколения такая тоненькая ...» (Фатеев И. - 5 « а» класс)

Слайд 16

Генеалогическое древо семьи Фатеева Ильи.

Слайд 17

Информационный проект по географии «Мёртвое море» в теме урока «Озёра» 6 класс. Между какими государствами находится Мёртвое море? Как объясняется большое количество соли в Мёртвом море? Какая река питает водой Мёртвое море? Выполнила ученица 7 «а» класса МОУ КСОШ № 1 Ногаева Ульяна. . .

Слайд 18

Станция «Супер». Проблема: «Экологические последствия разрушения озонового слоя». Урок – исследование «Органический мир Антарктиды» - 7 класс. .
Творческий проект выполнили уч-ся 7 «а» класса МОУ КСОШ № 1 Соловьёва Оксана, Некрасова Светлана, Еремеев Андрей, Морозова Марина.
Специалисты станции раскрыли проблему, сделали прогноз состояния атмосферы и льдов Антарктиды. Знакомьтесь: Оксана – климатолог, Светлана- руководитель станции, Андрей – гляциолог , Марина – эколог .

Слайд 19

Информационный проект: «Озёра Тверской области» в теме урока: «Внутренние воды России» .
Проект выполнили учащиеся 8 «а» класса: Бровцева Анастасия, Сычёв Дмитрий, Фатеев Илья, Самуйлов Павел КСОШ №1, Кувшиново , 2014 г
Площадь Тверской области - 84,2 тыс.кв.км; 1769 озёр, которые покрывают поверхность 1178 кв.км. С площадью более 10 кв.км 19 озёр; 127 озёр имеют размеры от 1-10 кв. км.
Учащиеся рассказали о происхождении озёр, их экологическом состоянии, об использовании их в хозяйстве, показали на карте Тверской области.

Слайд 20

Актуализация темы проекта

«Разработка туристического маршрута г Кувшиново». Авторы: Козьмик Елизавета, Кучурова Софья – учащиеся 10 кл. «Мы решили затронуть эту тему, поскольку она актуальна в наше время. Богатейший потенциал малых городов остаётся недооценённым, нереализованным. Возникает необходимость в создании туристических мини- центров. Эти действия позволят российской туриндустрии перехватить инициативу у зарубежных конкурентов, организовать индивидуальный и семейный отдых наших граждан. Развитие туризма – одно из направлений развития Кувшиновского района, как в экономическом, так в культурном плане, будет способствовать созданию новых рабочих мест, а значит - экономической стабильности...»

Слайд 21

Исследовательская работа: «Экологическое состояние лесов Кувшиновского района».
Подготовили ученики 7б класса МОУ КСОШ №1 Исмагилов Артём Ларькин Андрей
Цель: изучить экологическое состояние лесов в Кувшиновском районе и их видовой состав. Задачи: 1.Сделать оценку экологического состояния лесов Кувшиновского района. 2.Провести разъяснительную работу среди населения по охране лесов от пожаров, от несанкционированных вырубок. Гипотеза: экологическое состояние лесов в Кувшиновском районе удовлетворительное.

Слайд 22

Разъяснительная работа среди населения г. Кувшиново .
Развешивали листовки в школе и в городе. Работниками лесного хозяйства проводятся совещания с арендаторами, собираются комиссии по чрезвычайным ситуациям. Составляются письма главам сельских поселений, по свалкам мусора в лесах. Лесничие и арендаторы патрулируют лесные массивы. Гипотеза подтвердилась: «Состояние лесов Кувшиновского района удовлетворительное»
«Если Вы стали свидетелем пожара, вырубки, и т.п., звоните по телефону: 8(48 257) 44-0-66 или 8-800-100-90-25 »

Слайд 23

Исследовательский проект Тема: «Родники Кувшиновского района». «Паспорт родника д. Облово».
Гипотеза: «Вода в роднике чистая, пригодная для питья». Доказать гипотезу. Изучить состав питьевой воды и его влияние на здоровье человека. Провести мониторинг и паспортизацию родника д. Облово, Кувшиновского района. Осуществить исследование физико – химических Разработать и осуществлять мероприятия по охране родника.

Слайд 24

Результат исследования: Паспорт родника «Неопалимая Купина» Название родника:_№ 2___ «Неопалимая Купина» Область:____Тверская________________________________________________ Район:_______Кувшиновский_ Населённый пункт: _ деревня Облово Элементы рельефа: равнинный участок с понижением 1. Геологические условия выхода воды: вода бьёт на дне колодца родника Характеристика слоя, из которого вытекают подземные воды: песок 0,9 м 2)Породы водоупорного горизонта: глина 3)Выход воды на поверхность: грунтовые воды 2. Растительность около родника: луговой тип и гигрофиты: рогоз, купальница и др. ___________ 3. Животный мир около родника: (в радиусе 10 м)_ Следов млекопитающих не обнаружено. Птицы: воробей домовой -5 особей, сорока – 1 особь, галка – 3 особи, следы дятла на дереве, лягушка – 3 особи. 4. Физические свойства воды родника: 1) Прозрачность: высота водяного столба 10 см 2) Запах : 1 балл, очень слабый 3) Вкус: 0 баллов, привкус не ощущается 4) Температура:____10 ° С 5) Цветность: __бесцветная 6) Плотность: ____ (0,985) 7) Замерзание родника: в зимний период не замерзает 8) Дебит (полноводность) родника: бьёт круглый год, выше уровень воды весной. 5.Влияние родника на окружающую среду: провалов, оползней, проседания грунта вблизи родника не обнаружено; даёт начало ручью. 6. Химический анализ родниковой воды: 1) Щёлочность: PH - 7, 0 2) Наличие сульфатов: 20,0 3) Наличие аммиака: 0 4) Наличие азот нитритов: 0,43 Наличие хлоридов: 6,0 6. Хозяйственное использование родника: Вода родника используется жителями в качестве питьевой воды и для бытового назначения.

Слайд 25

Историко-краеведческий проект «Родник д. Ново Кувшиновского района»
Проект подготовили Лебедева Валерия, Илютина Ольга, Карпешина Анна, Фатеев Илья – учащиеся 7 а , 7 б класса.
Авторами проекта собран богатый краеведческий материал.

Слайд 26

Участие
III Межрайонная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» г. Андриаполь (апрель 2014 г) «Паспорт родника д. Облово» . Авторы: Карпешина Анна, Лебедева Валерия , Фатеев Илья - лауреаты X Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты» Авторы исследовательской работы «Экологическое состояние лесов Кувшиновского района» Исмагилов Артём, Ларькин Андрей являются лауреатами X Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Детские исследовательские работы и проекты». Районная конференция «Юнные исследователи» г. Кувшиново а) Исследовательские проекты: «Паспорт родника д. Ново» (Илютина Ольга, Лебедева Валерия, Карпешина Анна, Фатеев Ильям – 8 класс); б) «Анализ состояния лесов Кувшиновского района» (Исмагилов Артём, Ларькин Андрей – 8 класс; в) «Туристический маршрут по г Кувшиново» – (Козьмик Елизавета, Кочерова Софья – 11 класс). Краеведческая конференция «Моя малая Родина» в номинации «Зелёная планета» г. Кувшиново . 2013 г 3. На сайтах Интернет «1 сентября», «Талантоха», «Завуч. Инфо».

Слайд 27

«-» «+»

Слайд 28

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Заключение:

Слайд 29

Литература:
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20. Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36 Нефёдова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .