Презентация - Формирование метапредметных компетенций через активные методы обучения как условие успешного продолжения обучения в высшем учебном заведении

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование метапредметных компетенций через активные методы обучения как условие успешного продолжения обучения в высшем учебном заведении.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Слайд 2


Основные формы обучения в высшем учебном заведении.
Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них – насущная необходимость студента.
Семинар – одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция – это монолог преподавателя, то семинар – выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-диспут, семинар-деловая игра и т. д.
Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы.

Слайд 3


Лекция как активная форма обучения.
Принцип проблемности.  Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений. Проблемное содержание лекции должно передаваться в проблемной форме.
Принцип совместной коллективной деятельности.  Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций создает активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности
Лекция с запланированными ошибками (провокация). После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т.д. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.

Слайд 4


Семинар как активная форма обучения.
Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация; закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой: развитие культуры речи, формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы

Слайд 5


Семинар как путь формирования метапредметных компетенций.
Метапредметные учебно-информационные умения: умение извлекать информацию из различных источников; умение составлять план; умение отбирать материал по заданной теме; умение составлять письменные тезисы; умение подбирать цитаты; умение составлять таблицы, схемы, графики. Коммуникативно-речевые метапредметные умения: умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; умение выделять интонационно-значимые части высказывания; умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию.

Слайд 6


Практические и лабораторные работы как активные формы обучения
Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера

Слайд 7


Практические и лабораторные работы как путь формирования метапредметных компетенций.
А) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Б) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Слайд 8


Разработка алгоритмов, обеспечивающих активное участие учащихся в формировании метапредметных навыков и умений.
Критерии оценивания выступление на семинаре. Критерии оценки эссе (сочинения – рассуждения)
Инструкции по выполнению лабораторных и практических работ

Слайд 9


Разработка системы оценивания формирования метапредметных компетенций.
Стобальная система. 81 – 100 баллов – отлично «5» 80 – 60 баллов – хорошо «4» 59 – 40 баллов – удовлетворительно «3» 39 и меньше – неудовлетворительно «2»

Слайд 10


Определение метапредметных компетенций, необходимых для обеспечения непрерывности образования в средней и высшей школе.
Для достижения метапредметных результатов нужно формировать метапредметные навыки. Метапредметные навыки — это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.

Слайд 11