Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование метапредметных компетенций через активные методы обучения как условие успешного продолжения обучения в высшем учебном заведении.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Слайд 2
Основные формы обучения в высшем учебном заведении.
Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них – насущная необходимость студента.
Семинар – одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция – это монолог преподавателя, то семинар – выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-диспут, семинар-деловая игра и т. д.
Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы.
Слайд 3
Лекция как активная форма обучения.
Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений. Проблемное содержание лекции должно передаваться в проблемной форме.
Принцип совместной коллективной деятельности. Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций создает активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности
Лекция с запланированными ошибками (провокация). После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т.д. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции.
Слайд 4
Семинар как активная форма обучения.
Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения.
Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.
Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация; закрепление знаний, превращение их в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков самостоятельной работы с книгой: развитие культуры речи, формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы
Слайд 5
Семинар как путь формирования метапредметных компетенций.
Метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты;
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Коммуникативно-речевые метапредметные умения:
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Слайд 6
Практические и лабораторные работы как активные формы обучения
Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера
Слайд 7
Практические и лабораторные работы как путь формирования метапредметных компетенций.
А) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Б) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Слайд 8
Разработка алгоритмов, обеспечивающих активное участие учащихся в формировании метапредметных навыков и умений.
Критерии оценивания выступление на семинаре.
Критерии оценки эссе (сочинения – рассуждения)
Инструкции по выполнению лабораторных и практических работ
Слайд 9
Разработка системы оценивания формирования метапредметных компетенций.
Стобальная система.
81 – 100 баллов – отлично «5»
80 – 60 баллов – хорошо «4»
59 – 40 баллов – удовлетворительно «3»
39 и меньше – неудовлетворительно «2»
Слайд 10
Определение метапредметных компетенций, необходимых для обеспечения непрерывности образования в средней и высшей школе.
Для достижения метапредметных результатов нужно формировать метапредметные навыки. Метапредметные навыки — это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов.