Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лабораторные работы на уроках русского языка как способ формирования метапредметного учебного результата
Подготовила: Дмитриева М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 28
Слайд 2
Обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний
Выработка умений соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике
Привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой
Формирование способности творческого внутри- и межсистемного переноса знаний, навыков и умений
Ознакомление с методами и приемами лингвистического анализа
Слайд 3
Тематика лабораторных работ
Слайд 4
Этапы исследования
проведение лингвистического эксперимента;
решение лингвистических задач;
обобщение результатов и формулировка вывода.
Слайд 5
Задания для индивидуальной и групповой работы
Оптимальное количество учащихся в группе – 6-8 человек
Время выполнения лабораторной работы
Оценочный лист
Наличие учебной и справочной литературы
Слайд 6
Структура проведения лабораторной работы
Подготовительный этап
Проведение лабораторной работы
Самостоятельное выполнение работы
Подведение итогов
Анализ результатов
Слайд 7
Оценочный лист лабораторной работы №______
Тема: ______________________________________________________________________________________
Ученика (цы) _____класса Ф.И.________________________________________________________________
Дата выполнения:__________
Самооценка _______________________________________________________________________________
Оценка экспертов __________________________________________________________________________
Оценка учителя____________________________________________________________________________
Итоговая оценка ___________________________________________________________________________
Подпись учителя_____________________
№ задания.1.2.3.4.5
Задание 1.....
Задание 2.....
Задание 3.....
Задание 5.....
Задание 6.....
.....
Слайд 8
Лабораторная работа №1
Тема: Лексикография
Систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей
1.
Закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы над словарем
2.
Слайд 9
Типы словарей
Основные типы словарей
Энциклопедические
Лингвистические
Многоязычные
Двуязычные
Универсальные
Одноязычные
Отраслевые
Комплексные
Аспектные
Слайд 10
Основные способы толкования значения слов
Значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождественным (или близким по значению) словом – синонимом (синонимами)
Синонимический способ
Значение слова или выражения раскрывается путем перечисления тех объектов, которые называются данным словом
Перечислительный способ
Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков
Логическое определение
Необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами
Описательный способ
Отрицательное определение
Указываются такие свойства предмета, которые у него отсутствуют:
Слайд 11
Задание 1
Схема анализа словаря
2. Автор (составитель), редактор словаря
7. Система условных помет
8. Способ подачи омонимов
9. Пример словарной статьи
10. Тип характеризуемого словаря
Слайд 12
Задание 2. Вам предложены словарные статьи
(по одному слову из различных словарей)
Слайд 13
Задание 3. Произведите сравнительный анализ построения словарных статей на одном из указанных ниже слов в разных типах толковых словарей: в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, в толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова
Актер, бисер, вечер, вид, вольный, горло, дно, забирать, заводить, заводной, злой, искать, корень, кулак, лечь, малый, налетать, образ, острый, преследовать, пробиваться, рассеивать, сдавать, сердечный, старушка, страховать.
Слайд 14
Назовите словари,
которые есть
в вашей домашней
библиотеке
Назовите словари,
которые, на ваш взгляд,
должны быть
в библиотеке
девятиклассника
Запишите их
названия,
сгруппировав их
по типам