Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Организация учебно-исследовательской работы на уроках русского языка.
«О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком»
Л. В. Щерба
Слайд 2
Метод исследования.
Исследовательский метод – это «организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде».
Слайд 3
Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
Приём обобщения.
Знаете ли вы устойчивые словосочетания, которые встречаются в сказках?
Допишите, правильно расставляя знаки препинания.
Объясните значения записанных выражений.
Назовите сказки, в которых они встречаются.
В тридевятом царстве, …в тридесятом государстве;
сказка - ложь, ….да в ней намёк;
встань передо мной, …как лист перед травой;
ни в сказке сказать, …ни пером описать;
по щучьему велению, ...по моему хотению …
Слайд 4
Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.
Подберите однокоренные слова к существительному дорога. (Дорога- дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье …)
Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова. (Ученики объясняют значения слов.)
Присмотритесь повнимательнее к словам из большого семейства «родственников» слова дорога. Слово дорожка. Перечислите основные его значения.
то же , что дорога;
устроенная для ходьбы дорога в садах, парках;
то же, что и тропинка;
специально устроенная дистанция для бега;
узкий длинный коврик, половик …
Составьте словосочетания со словом дорожка, в каких из них возможна замена словом дорога:
посыпанная песком дорожка; +
вышитая дорожка - …
Сделайте вывод.
Приём сопоставления
Слайд 5
требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений.
Приём доказательства
горéть угáр
горéлый огáрок
загорáть загáр
Расставьте ударение.
Сопоставьте слова в двух столбиках.
Попробуйте сформулировать правило, когда пишется А, О?
Сравните с орфограммой №27.
Слайд 6
направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.
Прочитайте фразеологизмы. Что они обозначают?
Запишите одним словом по образцу.
на мякине не проведёшь – не обманешь
становиться на задние лапки - прислуживаться
плясать под чью-нибудь дудку – …
не верить своим ушам – …
из рук валится - …
Слова какой части речи вы записали? Объясните орфограммы.
Приём использования аналога
Слайд 7
Классификация исследовательских работ учащихся.
Реферат.
Учебное исследование.
Проект.
Слайд 8
Реферат
Учебно-исследовательская деятельность позволяет выявить и раскрыть интересы и склонности учащихся к научному поиску, сформировать интеллектуальную среду, стимулирующую творческую активность обучающихся.
Слайд 9
Требования к содержанию реферата.
1. Тема реферата должна соответствовать критериям:
• грамотность с литературной точки зрения;
• четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);
• сочетание емкости и лаконичности формулировок;
• адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).
Слайд 10
2. Вводная часть
должна включать в себя:
• обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности;
• постановку целей и формирование задач;
• краткий обзор и анализ источниковой базы, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).
Слайд 11
3. Основная часть
1 глава количество и названия определяются
автором и руководителем
2 глава Обязательными являются ссылки на авторов,
чьи позиции, мнения, информация
использованы в реферате.
Цитирование и ссылки не должны
подменять позиции автора реферата
3 глава …
Слайд 12
4. Заключительная часть
состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач.
Слайд 13
5. Список литературы
оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы).
Слайд 14
Оформление сносок
является обязательным и возможно двумя способами:
• постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);
• с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).
Слайд 15
6. Приложения к реферату:
Портреты, иллюстрации…
Биография, …
Таблицы…
Схемы …
Диаграммы…
Слайд 16
творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).
Учебно-исследовательская деятельность позволяет выявить и раскрыть интересы и склонности учащихся к научному поиску, сформировать интеллектуальную среду, стимулирующую творческую активность.
Проект
Слайд 17
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
1 этап Ознакомительный Аналитическое чтение биографических материалов и произведений
( Рекомендательный список готовит учитель)
2 этап Отборочный Отбор наиболее важных биографических фактов. Выбор стихотворений, которые можно соотнести с биографическими фактами. Выделение определенных этапов жизненного пути.
3 этап Сопоставительно-аналитический Сопоставление характеристики прототипов из мемуарной литературы с поэтическим женским образом, воплощённым в поэзии …
4 этап Обобщающий Систематизация и обобщение результатов исследования
5 этап Оформительский Оформление результатов исследовательской деятельности в виде публикации
Слайд 18
Спасибо за внимание!