Презентация - Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Иванова И.Л.,учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Слайд 3

Умение учиться
Унивесальные учебные действия (УУД)- это совокупность способов действия ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения и организовать этот процесс.

Слайд 4

Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 5

Личностные УУД ( сформировать внутреннюю позицию, мотивацию к учебе, ориентацию на моральные нормы)
Выделяют три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е.ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 6

Личностные УУД
Виды заданий Участие в проектах Творческие задания Зрительное, вербальное восприятие музыки Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма Самооценка событий,происшествия Дневники достижений
Приемы Театрализация Вопрос к тексту Диалог с автором Комментированное чтение

Слайд 7

Личностные УУД
Задание: «Развитие речи». Цель: привить любовь к родному языку, повысить культуру речи, обогатить учищихся народной мудростью. 1.Учащимся предлагается дописать пословицы, подобрав глаголы противоположного значения. На печи не храбрись, а в поле….. Смелый побеждает,а трус ….. Труд кормит,а лень…. После выполнения предлагается объединить в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц.

Слайд 8

Типовые задачи по формированию личностных УУД. Литература
Задание: «Законы чести». Цель: обсуждение законов чести, которыми руководствовались герои романа А. С. Пушкина «Дубровский». Разработка законов чести, которыми должны руководствоваться люди в наше время. Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа. Описание задания: учащимся предлагается обсудить законы чести, которыми руководствовались герои романа А. С. Пушкина «Дубровский». Ребятам даётся время для нахождения в тексте произведения примеров на заданную тему. Далее ученики объединяются в пары, обсуждают и на основании общего решения выделяют 5–6 законов чести нашего времени. Далее объединение продолжается вплоть до общей группы. Тогда сравниваются и формулируются общие законы чести нашего времени. Законы чести записываются на доске. Ребята обсуждают их и приводят примеры из жизни.

Слайд 9

Регулятивные универсальные учебные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию для к преодолению препятствий.

Слайд 10

Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль
Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?» «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Слайд 11

Регулятивные универсальные учебные действия (умение организовывать свою деятельность и работать с информацией)
Коррекция Оценка и самооценка Саморегуляция
«Установи правильный порядок предложений в тексте» «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера.

Слайд 12

Регулятивные универсальные учебные действия (умение организовывать свою деятельность и работать с информацией)
Виды заданий «Преднамеренные ошибки» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Взаимный диктант Контрольный опрос

Слайд 13

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД. Русский язык
Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс. Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока. Тема урока «Неопределенная форма глагола». Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока: 1. Дать определение глаголу. 2. Мне нравится искать глаголы в тексте. 3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Слайд 14

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение». Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану: Что это такое? Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Какими частями речи может быть выражено? Как подчеркивается? Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике)

Слайд 15

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
Задание «Исправь ошибки» Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается. Скварец высунулса ис сваего домека. Прикриплённого к виршине сохронённого для токой целе маладого дупка. Паслушал паслушал взмохнул крылями и начял дерско дрознить салавья. Аднако голоз ево был слап, ему нехвотала тех не улавимых отенкав, каторыми прерода адаряет лиш сваих исбраников – генеальных пивцов.

Слайд 16

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
Тема урока: «Повторение изученного в 5-9 классах. Орфоэпия». 10 класс Задание «Ток-шоу». Вы принимаете участие в телевизионном ток-шоу, посвященном проблемам русского языка. В своем выступлении вам необходимо использовать слова аналог, вандал, жалюзи, завсегдатай, зевота, немота, факсимиле, феномен, вероисповедание, мышление, намерение, обеспечение, ознакомление, разное видение одного и того же вопроса, украинский, отроческий, мизерный, красивее, баловать, звонит. Расставьте ударения, чтобы правильно произнести слова во время выступления. После окончания работы проверьте правильность выполнения по словарю. Поставьте себе оценку за качество выполнения задания, исходя из следующих критериев: «5»- не более одной ошибки; «4»-2-4; «3»- 5-6; .«2»-более 6. Сформулируйте свою учебную задачу.

Слайд 17

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
Начинаем изучать тему «Причастие». Перед учениками ставится вопрос: «Что надо знать и уметь, чтобы успешно справиться с новой темой?» Далее учитель делает полный обзор темы (или, что лучше, ученики просматривают все параграфы темы в учебнике), на основе которого каждый ученик приходит к выводу, что он должен хорошо знать морфологические признаки прилагательного и глагола, уметь определять основу настоящего и прошедшего времени глагола и т.д. и что только при этом условии он может рассчитывать хорошо понять новую тему. Следующий этап саморегуляции – ответ на вопрос: Знаю ли я всё необходимое для освоения темы?» Ответ на этот вопрос должен определить дальнейшие действия ученика и меру помощи, которую должен оказать ему учитель.

Слайд 18

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД
Задание 2. "Составь алгоритм определения вида придаточного предложения« (9 класс) Учебная дисциплина: русский язык Тема урока: "Типы придаточных в сложноподчиненном предложении" После изучения типов придаточных предложений в составе сложноподчиненного учащимся предлагается составить словесный алгоритм "Как определить вид придаточного предложения?" После общего обсуждения вариантов и определении всех необходимых шагов этот алгоритм предлагается записать в виде логической схемы, затем обсудить схемы в парах и выбрать лучший вариант, применив алгоритмы к группе примеров, предложенных учителем.

Слайд 19

Познавательные универсальные учебные действия (умение мыслить и работать с информацией в современном мире)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средст умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Слайд 20

Познавательные универсальные учебные действия (умение мыслить и работать с информацией в современном мире)
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 21

Типовые задания по формированию познавательных УУД.
Задание: «Составь слово», 5 класс В словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий –… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.  3. Стоит за буквой Р.  4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.

Слайд 22

Типовые задания по формированию познавательных УУД.
Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс. Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ». Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? Детям раздаются карточки: Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания: Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»! Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит». - В чем главная мысль этой басни?- На какие группы делятся все приставки? - Заполнить таблицу примерами из данного текста:  Неизменяемые приставки Изменяемые приставки

Слайд 23

Типовые задания по формированию познавательных УУД.
Тема урока: «Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души» (9класс) Учащимся необходимо выяснить, с какой целью писатель изображает несколько помещичьих хозяйств и их владельцев. Возникает необходимость выявить подход, художественный прием, который используется в "помещичьих главах". Поэтому девятиклассники получают задание: выявить общие элементы в композиции глав о посещении Чичиковым помещиков. При организации такой работы в классе можно использовать обсуждение в группах, причем каждая группа сравнивает две главы в таком порядке:1 гр. - 2 и 3 главы, 2 гр. - 3 - 4 главы, 3гр. - 4 - 5 главы и т. д. При заслушивании выступлений групп составляется список повторяющихся элементов композиции глав и делается вывод о способах изображения героев, о приемах раскрытия характеров .

Слайд 24

Коммуникативные УУД (умение общаться, взаимодействовать с людьми)
владеть всеми видами речевой деятельности; извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию; предъявлять информацию разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие; осуществлять речевой контроль;

Слайд 25

Коммуникативные УУД (умение общаться, взаимодействовать с людьми)
Виды заданий составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...»; «опиши устно...»; «объясни...» и т. д.

Слайд 26

Коммуникативные УУД ( умение общаться, взаимодействовать с людьми)
Методические приемы на осмысление текста чтение с остановками чтение с пометами ( инсерт) составление кластера дискуссия проектная и исследовательская деятельности; театрализация; рефлексия;

Слайд 27

Коммуникативные УУД ( умение общаться, взаимодействовать с людьми)
Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему». детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Ура инфинитиву», «Служебные части речи», «Стили речи» и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.