Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Методы и приемы формирования познавательных УУД
на уроках русского языка и литературы
Мишаленкова Т.В. МБОУ Ульяновская СШ
Слайд 2
Универсальные учебные действия
Слайд 3
Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия;
Смысловое чтение;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 5
Деятельностный характер обучения обеспечивается
за счет практической работы, в основе которой лежат:
лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам;
информационно-смысловая обработка текста, использование схем, таблиц;
трансформация текста (жанровая, стилевая, графическая).
Слайд 6
«Музей слова» 1.Лексическое значение слова. 2.Часть речи ,морфологические признаки. 3.Фонетический разбор слова. 4.Морфемный и словообразовательный разбор. 5.Составление предложения с данным словом.
Слайд 7
Рассказ по кругу.
Примерный список фразеологизмов для карточек:
- очертя голову
- обвести вокруг пальца
- руки по швам
-как в воду глядел
-днем с огнем не сыскать
-хоть караул кричи
-со дна моря достать
-с жиру беситься
-рвать и метать
-переливать из пустого в порожнее
Слайд 8
«Однажды глупый заяц обманул умную лису, и решила она достать косого хоть со дна моря. Бросился заяц очертя голову в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А лиса все с жиру бесится, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но серого трусишку отыскать не может. Бегает лиса, а заяц как в воду глядел, хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а тот сидит тихо да посмеивается. Рыжая же ни о чем думать не может. Переливает из пустого в порожнее, на каждом углу о зайце справляется, в каждую щелочку заглядывает. Просто напасть какая-то – днем с огнем не сыскать! Вдруг лиса дупло заприметила, а оттуда уши торчат, да совсем не беличьи. Заглянула она в дупло, а заяц прижался к стенке, лапки по швам. Страшно косому, хоть караул кричи. А лиса посмотрела и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвел рыжую вокруг пальца
Слайд 9
Кроссенс
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение
к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента
Слайд 10
Давайте попробуем найти пересечение смыслов
данных картинок.
Слайд 11
«Верные–неверные утверждения»
Деепричастие – самостоятельная часть речи
Деепричастие – особая форма глагола
Деепричастие обладает признаками глагола и наречия
Деепричастие не изменяется
Деепричастие изменяется по временам
Деепричастие в предложении является сказуемым
Слайд 12
Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с пометами
Составление кластера
Слайд 13
-Составление фразеологического словарика на тему…(«Кот» или «Кошка») -Презентация словарного слова -Презентации по теме «Лексика» -Рисование иллюстраций к произведениям -Мультимедийные презентации («Былины»)
Слайд 14
Составление алгоритма образования причастий
Действительное причастие настоящего времени
глагол сов. в. перех. и неперех.
-ущ-(-ющ-) – 1 спр.
-ащ-(ящ-) – 2 спр.
Действительное причастие
прошедшего времени
глагол сов. в. и несов. в.
перех. и неперех.
-вш-
-ш-
Страдательное причастие настоящего времени
глагол несов. в. перех. наст. вр.
-ем-(-ом-) – 1 спр.
-им- – 2 спр.
Страдательное причастие
прошедшего времени
глагол сов. в. и несов. в. перех.
-нн-
-енн- (-ённ-)
-т-
Слайд 15
Создание проблемных ситуаций
1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
2) СКАЗАТЬ – I спряжения
3) СКАЖЕТЕ – будущее время
4) СКАЖИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
ска´ж - ЕТЕ
скаж – и´ - ТЕ
Слайд 16
Этапы проблемного диалога
на уроках литературы
1 Формулирование проблемного вопроса;
2 Выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;
3 Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;
4 Решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
Слайд 17
Клоуз- тест Великий рассказчик Марк Твен Настоящее имя писателя - ……………………, а Марк Твен - это его ………………………, которым он подписывал свои произведения. Он родился в ………году. Слова «…… ….....» кричит измеряющий глубину матрос. Это значит, что пароход может плыть, он не сядет на мель. Секрет Марка Твена – в умении …………………………… Он получил своё образование в ....................................., где работал наборщиком. Его девиз: «Каждый ребёнок - ...........................».
Слайд 18
ченч-тест
(стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»):
Опять я в посёлке. Хожу на работу,
Пою свои песни— живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Зашёл я в амбар и заснул глубоко.
Слайд 19
Проблемная рефлексия
1 Анализ уровня усвоенияУУД, полученных на уроке.
2 Оценка их по шкале.
0% 50% 100 %