Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
М.Ю.Лермонтов 1814-1841
Слайд 4
Стихотворение «Бородино» посвящено историческим событиям 1812 года. Судьбу народов России в этой войне с Наполеоном решило Бородинское сражение
Слайд 5
Бородинская битва
26 августа (7 сентября) 1812 года на Бородинском поле сошлись 132 тысячи воинов и 624 орудия русских и 135 тысяч воинов и 587 орудий французов
Слайд 7
С. Герасимов. «Кутузов под Бородином»
Наполеон I на Бородинских высотах
Слайд 8
Отечественная война 1812 года Русские Французы
Слайд 9
Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Хромолитография Н. Богатова.
1912 г
Слайд 10
Славься ввек, Бородино!
(урок-экскурсия по стихотворению
М.Ю. Лермонтова "Бородино").
Слайд 11
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
Эпиграф урока
Слайд 13
В стихотворении «Бородино» много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются.
Словарная работа
Слайд 14
Словарная работа
редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Слайд 15
Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии
Слайд 16
Кивер– высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком
Слайд 17
Лафет – станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки
Слайд 18
Лафет - станок, на котором укрепляется ствол
артиллерийского орудия.
Художник В. Правдин.
1955 г.
Слайд 19
Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью
Слайд 20
Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками). Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск
Слайд 21
Булат – оружие булатной стали, сабля
Слайд 22
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Художники Александр Юрьевич Аверьянов
Слайд 23
Мусью – ироническое обращение к французу (от месье).
Хват – бойкий, полный молодечества человек.
Слайд 24
Идея стихотворения
В стихотворении М.Ю.Лермонтов воспроизводит события той страшной битвы: о них рассказывает ветеран-артиллерист, участник боя, молодым солдатам, родившимся уже после войны с Наполеоном. Старый солдат не просто сухо передаёт факты, он делится своими чувствами: горем утраты от потери героя-командира, гордостью за свою страну и русских солдат.
И мы испытываем гордость за Россию и русского солдата.
Слайд 26
«Да, были люди в наше время»
Слайд 27
«Мы долго молча отступали»
Слайд 28
«И вот нашли большое поле»
Слайд 29
«Построили редут»
Слайд 30
«Забил заряд я в пушку туго»
Слайд 31
«Уж мы пойдем ломить стеною»
Слайд 32
«Два дня мы были в перестрелке»
Слайд 33
«И вот на поле грозной сечи ночная пала тень»
Слайд 34
«Прилег вздремнуть я у лафета»
Слайд 35
«Но тих был наш бивак открытый»
Слайд 36
«Сверкнул за строем строй»
Слайд 39
«Французы двинулись как тучи»
Слайд 40
«В дыму огонь блестел»
Слайд 42
«Наш рукопашный бой»
Слайд 44
«И застучали барабаны…»
Слайд 45
«И отступили басурманы…»
Слайд 47
«На большой дороге. Отступление, бегство…»
художник В.В.Верещагин
Слайд 49
Немного истории.
После сражения под
Бородино по решению
Михаил Илларионовича
Кутузова русская армия
для восстановления сил
отступила и оставила
Москву неприятелю.
Наполеон отдал город на
разграбление. Но вскоре
в Москве вспыхнул пожар.
Французы покинули город. Р.Волков. Фельдмаршал М.И.Кутузов.
Слайд 50
И. М. Прянишкиков. В 1812 году. Французы с позором покинули Россию. Наполеон, бросив свою армию, бежал.
Слайд 51
Исследовательская работа по группам
Слайд 52
Соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте вывод.
1 группа
Слайд 53
М.Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».
2 группа
Слайд 54
Вступление
I Отступление
II Выбор места сражения
III Ожидание боя
IV Ночь перед сражением
V Клятва верности
VI Описание Бородинского сражения
VII Поле боя после сражения
Заключение
3 группа
Озаглавьте словами текста
Слайд 55
Подводим итоги
работы по группам
Слайд 56
Цитаты из исторической справки
После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве
3 сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.
Мы долго молча отступали…
И вот нашли большое поле…
1 группа
Цитаты из стихотворения
Слайд 57
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.
Ну ж был денек!..
Слайд 58
Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Слайд 59
2 группа Характеристика рассказчика
Кто он? Рядовой участник событий, бывший артиллерист.
Возраст 45 – 50 лет
Внешний облик Седые волосы и усы, шрамы
Манера держаться Взволнованно, с достоинство
Особенности речи Неспешная, эмоциональная
Характер Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за родину, гордость за своих товарищей
Слайд 60
3 группа Озаглавь словами текста
Вступление
I Отступление «Мы долго молча отступали»
II Выбор места сражения «И вот нашли большое поле»
III Ожидание боя «Два дня мы были в перестрелке»
IV Ночь перед сражением «Прилёг вздремнуть я у лафета»
V Клятва верности «И умереть мы обещали»
VI Описание Бородинского сражения «Вам не видать таких сражений»
VII Поле боя после сражения «Тогда считать мы стали раны»
Заключение
Слайд 62
Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные?
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
Итоги урока
Слайд 63
«Да, были люди в наше время…
Богатыри – не вы!»
Идея стихотворения «Бородино» - восхищение подвигом русских солдат.
Слайд 64
-Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя,
Богатыри -не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Слайд 65
1. Рассказ о героях Бородино.
2.Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько существительных и глаголов
Домашнее задание
Слайд 66
М.Греков. Лейб-гвардии гренадёрский полк в сражении при Бородино.
Слайд 67
Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
1812 года
Слайд 70
Герои - полководцы
Слайд 71
храм
Христа Спасителя
памятник героям
на Бородинском поле