Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русский
язык
9 класс
Слайд 2
Готовимся к экзамену В 5
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при обращении.
Мы жили далеко от дома, (1) я и моя сестрёнка, (2), которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, (3) раз в месяц я приводил сестрёнку в нашу холодную спальню, (4) сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
- Смотри, (5) Люда, (6) вот наша мама.
5, 6
Слайд 3
Готовимся к экзамену В 5
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
И вдруг слышу: «Молчишь, (1) не отвечаешь? Всё равно, (2) море, (3) я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! Иногда ты мне кажешься очень хитрым. А иногда добрым,(4) когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, (5) какие можно построить морские электростанции, (6) используя твои подводные течения.
2, 3
Слайд 4
Готовимся к экзамену В 5
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых,(4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.
1, 4
Слайд 5
Готовимся к экзамену В 5
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении.
Я в ту пору повсюду таскал за собою книжки, (1) особенно я любил фантастику. Эта книга, (2) как сейчас помню, (3) тоже была фантастическая. В общем,(4) там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, (5) где начиналась неведомая часть планеты.
2, 3
Слайд 6
Способы передачи
чужой речи
Повторим
Русский
язык
?
?
?
?
Слайд 7
Способы передачи
чужой речи
Повторим
Русский
язык
Прямая речь,
косвенная речь,
диалог,
цитирование
Слайд 8
Выберите верное высказывания.
Чужая речь в предложении (знаки препинания не проставлены) Чувство родины – основное в моём творчестве так определял С.Есенин лейтмотив своей поэзии. передана при помощи:
А) вводного предложения;
Б) косвенной речи;
В) прямой речи.
Повторим
Слайд 9
Повторим
2. Выберите верные высказывания.
А). Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего.
Б). Предложение с косвенной речью – простое предложение.
В). Вопрос, переданный в косвенной речи, называется риторическим.
Г). Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.
Слайд 10
Повторим
3. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?
1) «Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянец Леонардо да Винчи.
2) Болельщики возмущались: - «Эх ты, в пустые ворота не можешь попасть»?
3) «Видишь ли, сказал мне товарищ: идея эта зародилась у меня несколько лет назад».
4. В каких схемах неверно расставлены знаки препинания?
1) А – «П». 2) «П», - а, - «п». 3) «П», - а.
Слайд 11
Расставьте знаки препинания и замените, где следует, строчные буквы прописными.
Рыбин густо и громко сказал здравствуйте, Ниловна.
Только разум освободит человека твердо сказал Павел.
Ух смело говорит толкнув мать в плечо сказал высокий рабочий.
Вам бы вступиться за Павла-то воскликнула мать вставая ведь он ради всех пошел.
Когда пойдете на свидание с Павлом говорил Егор скажите ему что у него хорошая мать.
Тоскуешь спросила она похлопав мать по плечу.
Павел — редкий человек тихонько произнес хохол железный человек.
Мы должны идти нашей дорогой ни на шаг не отступая в сторону твердо заявлял Павел.
Мама сказал Павел вы сходите принесите книг.
Слайд 12
Цитата. Способы цитирования
Русский
язык
Слайд 13
Цитата
— это дословная выдержка из какого-либо произведения или высказывания;
— это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада). При цитировании указывается автор или источник.
Слайд 14
В каких случаях прибегают к
цитированию?
Для подтверждения собственной мысли.
Для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Для более яркого выражения собственной мысли.
Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении.
Слайд 15
Основные правила оформления цитат
Цитата должна совпадать с текстом произведения.
Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.
Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.
Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.
Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.
После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…"
Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).
Слайд 16
Способы оформления цитат
1. Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи.
Например:
Д. С. Лихачев утверждает: «Память — это преодоление времени, преодоление смерти».
Слайд 17
Правила оформления цитаты предложением с прямой речью
Схема 1 Схема 2 Схема 3 Схема 4
"П", – а.
"П!" – а.
"П?" – а.
А: "П".
А: "П!"
А: "П?"
"П, – а, – п".
"П, – а. – П".
А: "П," – а.
А: "П!" – а.
А: "П?" – а.
Если цитата стоит в предложении только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после цитаты и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы.
Например:
«Краткость – сестра таланта», - учит нас Чехов.
Если цитата стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.
Например:
Чехов нас учит: «Краткость – сестра таланта». Если цитата разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от неё знаками тире.
Например:
«Краткость, - учит нас Чехов, – сестра таланта». Изредка возникает потребность поместить цитату внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.
Например:
Чехов нас учит: «Краткость – сестра таланта», - и мы не можем с ним не согласиться.
Слайд 18
Способы оформления цитат
2. Цитата может быть включена в текст как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:
А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).
Слайд 19
Косвенная речь –
пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.
Ср.:
Он сказал: «Я хочу пойти с вами». Это прямая речь.
Он сказал, что хочет пойти с нами.
Он сказал о своём желании пойти с нами.
В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменясь другими лексическими средствами:
Брат сказал: «Я приду поздно». → Брат сказал, что он придёт поздно.
Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» → Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.
Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:
Я всё думал, кто бы это был.
Я всё думал: кто бы это был?
Повторим
Слайд 20
Правила оформления цитат
Стихотворные цитаты могут быть представлены двумя способами:
с точным соблюдением строк и строф (как в подлиннике) - при этом кавычки не ставятся:
Лермонтов с болью делился мыслями о проблемах современной ему молодежи:
Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Без разделения на строки, но с указанием их границ - при этом кавычки ставятся:
«Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики», - писал Н. Рубцов.
Слайд 21
Правила оформления цитат
Если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы.
Например:
М. Горький в одной из своих статей по вопросам литературы указывает, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём».
Слайд 22
Правила оформления цитат
Если слова автора следуют за цитатой, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной (пропуск части текста обозначается многоточием):
«...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы неправдив», — писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове.
А в первоисточнике:
Печорин был для него слишком узок, следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы неправдив. (М. ГОРЬКИЙ, О ПУШКИНЕ)
Слайд 23
Сравним:
Цитата приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», – писал Писарев.
Слайд 24
Правила оформления цитат
Если в цитате есть пропуски, это отмечается многоточием.
Например:
О. Мандельштам имел основания ещё в 20-е годы написать: «…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».
Слайд 25
Правила оформления цитат
Если цитата приводится не с начала предложения, то перед ней после открывающих кавычек ставится многоточие:
Я. Рерих считал: «...гнев и раздражение собирают и отлагают вреднейший яд, и, чтобы очистить сердце своё, мы должны признать и гнев и раздражение разрушительными и непрактичными».
Слайд 26
Правила оформления цитат
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия:
перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения;
в середине цитаты, когда пропущена часть текста;
после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.
Слайд 27
Правила оформления цитат
Многоточие ставится в середине цитаты, когда часть текста внутри её пропущена:
«Какое прекрасное слово — творчество! Оно говорит о чем-то скрыто возможном, ... победительном и убедительном», — писал Н. Рерих.
В первоисточнике:
Какое прекрасное слово «творчество»! На разных языках оно звучит зовуще и убедительно. Оно в самом себе уже говорит о чем-то скрыто возможном, о чем-то победительном и убедительном. (Н.Рерих)
Многоточие ставится после цитаты, перед закрывающими кавычками, если она приводится не до конца:
К Паустовский, говоря о неисчерпаемом богатстве русского языка, утверждал: «Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну...»
Слайд 28
Правила оформления цитат
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например:
В одной из своих литературных статей М. Горький писал, что «Рудин — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».
Слайд 29
Правила оформления цитат
Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный/восклицательный знак или многоточие, то те же самые знаки после кавычек не повторяются:
Читали ли вы повесть Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?»
Но ср.: С каким удовольствием я прочёл повесть Франсуазы Саган «Любите ли вы Брамса?»!
Слайд 30
Правила оформления цитат
Если в начале или в конце цитаты (то же относится к прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться (так называемые ёлочки « » и лапки „ " ):
Учитель сказал: «„Евгений Онегин" — выдающееся произведение пушкинского гения».
Автор статьи указывает, что в «золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как „Война и мир"».
Слайд 31
Потренируемся?
Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.
Томас Карлейль
Томас Карлейль
(1795—1881) —
британский писатель, публицист,
историк и философ
шотландского происхождения,
автор многотомных сочинений
«Французская революция» (1837)
Слайд 32
Прочитайте предложения. Объясните способы цитирования.
1. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца». (П.)
2. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». (П.)
З.Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив». (Т.)
4. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза». (Инб.)
5. Поэт Николай Тихонов когда-то написал о наших людях: «Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей». (Эр.)
6. Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».
7. Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать...»
8. «Стало быть, для того чтобы понять историю искусства и литературы той или иной страны, — указывает Г. В. Плеханов, — надо изучить историю тех изменений, которые произошли в положении её жителей».
9. Докладчик привёл слова М. Горького: «Всякая индивидуальность есть результат социальной группировки», — и этим закончил своё выступление.
10. Л. Н. Толстой писал: «...в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».
11. Говоря о достоинствах языка народной поэзии, писатель А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы...»
Слайд 33
Проверочная работа
Слайд 34
Введите каждую цитату в свое высказывание разными способами.
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
Л.Н.Толстой
Богатство языка есть богатство мыслей.
Н.М.Карамзин
Слайд 35
Домашнее задание:
учить ОК,
выполнить упражнение (по вариантам)
Слайд 37
Источники
Презентация Татьяны Александровны Захаровой
http://www.proshkolu.ru/user/saxarowa66/file/1220908/
Основной источник теории:
Д.Э.Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку. 2004.
Дополняла Бурмистрова Р.А.
Слайд 38
Начальный Н обязателен после предлогов Начальный Н факультативен после предлогов Начальный Н не используется после предлогов
без него, близ него, в него, вблизи него, в виде него, вдоль него, в качестве него, вместо него, возле него, вокруг него, впереди него, в пользу него, в продолжение него, в рамках него, в результате него, вроде него, в свете него, вследствие него, в счет него, в течение него, в честь него, для него, до него, за него, за счет него, из него, из-за него, к нему, кроме него, кругом него, между ними, мимо него, на него, на нем, над ним, напротив него, насчет него, о нем, о него и об него, от него, по нему, под ним, перед ним, позади него, помимо него, поперек него, после него, посреди него (но: посредине его!), при нем, про него, против него, ради него, с ним, сверх него, сквозь него, среди него, у него, через него внутри него и внутри его
внутрь него и внутрь его
взамен него и взамен его
во имя него и во имя его
в отношении него и в отношении его
в роли него и в роли его
в силу него и в силу его
в ходе него и в ходе его
в целях него и в целях его
в числе них и в числе их
относительно него и относительно его
по поводу него и по поводу его
благодаря ему
включая его
вне его
вопреки ему
вслед ему
навстречу ему
наперекор ему
наподобие его
подобно ему
посредине его (но: посреди него!)
посредством его
согласно ему
Как правильно: «внутри нее» или «внутри ее»?
Употребление косвенных падежных форм местоимений он, она, оно, они с начальным
Н обязательно после большинства предлогов, факультативно после некоторых предлогов.
После части предлогов выступают формы без Н.
Согласно «Краткому словарю трудностей русского языка» Н. А. Еськовой:
После форм сравнительной степени прилагательных и наречий начальный
Н в личном местоимении факультативен: лучше него и лучше его,
больше нее и больше ее, дальше них и дальше их.
http://new.gramota.ru/spravka/letters/22-spravka/letters/65-n-mestoimenie