Презентация - Синтаксис и пунктуация

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Синтаксис и пунктуация
Распечатать
  • Уникальность: 99%
  • Слайдов: 16
  • Просмотров: 4718
  • Скачиваний: 1686
  • Размер: 0.47 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Синтаксис и пунктуация, слайд 1
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 2

Синтаксис и пунктуация, слайд 2
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Синтаксис (от греч. syntaxis — составление) — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное). Пунктуация (от лат. рunktum — точка) — система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: 1) л о г и ч е с к и й (смысловой) — знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме; 2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й — знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части; 3) и н т о н а ц и о н н ы й — знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.

Слайд 3

Синтаксис и пунктуация, слайд 3

В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление. По своей функции знаки препинания делятся на две группы: 1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире; 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.

Слайд 4

Синтаксис и пунктуация, слайд 4

Словосочетание — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в по строении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.

Слайд 5

Синтаксис и пунктуация, слайд 5

1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами различают словосочетания: 1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет); 2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:

Слайд 6

Синтаксис и пунктуация, слайд 6

согласование управление примыкание
зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово: в дыханье ночном, голубым и зелёным огнём зависимое слово ставится в той падежной форме, какую требует главное слово: вздохи дня, теплится огнём связь неизменяе- мого слова с главным словом по смыслу: теплится ярко, желание учиться, говорил улыбаясь

Слайд 7

Синтаксис и пунктуация, слайд 7

Сочинительные и подчинительные словосочетания называются свободными, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения; 3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются несвободными, т. к. выступают в качестве единого члена предложения: Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и тёмный бред души, и трав неясный запах... (А. Фет)

Слайд 8

Синтаксис и пунктуация, слайд 8
2. В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания: 1) именные: интересная книга (сущ.), весьма зани- мательный (прил.), двое из мальчиков (числ.), первый из очередников (числ.), некто из присутствующих (мест.) 2) глагольные: заниматься спортом, делающий зарядку, отвечая невпопад 3) наречные: очень близко, незадолго до отъезда

Слайд 9

Синтаксис и пунктуация, слайд 9
Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.

Слайд 10

Синтаксис и пунктуация, слайд 10
Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении (таблица)

Слайд 11

Синтаксис и пунктуация, слайд 11
В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм слово- употребления. Это делается с целью создания каламбура (игра слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов: «Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы». (Из письма А. П. Чехова)

Слайд 12

Синтаксис и пунктуация, слайд 12
Трудные случаи управления I. Серьёзного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей, например: вера в о ч т о — уверенность в ч ё м; обращать внимание н а ч т о — уделять внимание ч е м у; отзыв о ч ё м — рецензия н а ч т о; полный ч е г о — наполненный ч ё м; различать ч т о и ч т о — отличать ч т о о т ч е г о; заплатить з а ч т о — оплатить ч т о и т. д. Во избежание ошибок необходимо обращаться к словарю управлений.

Слайд 13

Синтаксис и пунктуация, слайд 13
Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов — совмещению компонентов двух различных, хотя и близких по смыслу сочетаний слов. Например, неверно: превосходство перед соперником, опираться на фактах. Исправить подобные ошибки можно двумя способами: 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (превосходство над соперником, опираться на факты). 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (преимущество перед соперником, основываться на фактах).

Слайд 14

Синтаксис и пунктуация, слайд 14
II. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами. Во избежание ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом — местоимение, например: Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. — Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его.

Слайд 15

Синтаксис и пунктуация, слайд 15
III. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимичные выражения, затрудняющие понимание смысла. Во избежание этого следует перестроить предложения, например: Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) — Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа. Тургенев продолжал чтение около часа.

Слайд 16

Синтаксис и пунктуация, слайд 16
Иногда встречается омонимия управления и согласования. Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например: Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?) — Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отвечала тихо, но твёрдо. V. Понимание смысла высказывания затрудняет скопление падежей. Яркие примеры подобных ошибок приведены в трудах известных лингвистов, например: Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. М. Пешковский) В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов... (Н. И. Былинский) Во избежание ошибок нужно сокращать цепь падежей, применяя другие синтаксические конструкции.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.