Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Восемнадцатое ноября
Урок –практикум по написанию итогового сочинения на основе произведений В.Астафьева, Э.Хемингуэя
(направление «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»)
Слайд 2
Цели урока:
содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение,
совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом,
приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме,
развивать устную и письменную речь,
способствовать нравственному воспитанию учеников.
Слайд 3
Задачи урока:
Приобщить учащихся к творческому миру писателей.
Понять позицию автора в произведении.
Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит гуманное отношение человека к природе.
Подготовить к написанию итогового сочинения по направлению «Человек и природа».
Слайд 4
Работа с эпиграфами
«… Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране»
К.Г.Паустовский
Слайд 5
“...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом... умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!” М.Пришвин
Слайд 6
Композиция итогового сочинения
Вступление.
Собственное рассуждение.
Аргументы.
Заключение.
Слайд 7
Синквейн к слову «природа»
2 прилагательных
3 глагола
Словосочетание или простое предложение
Вывод: 1 существительное
Слайд 8
Природа -
Живая, таинственная.
Беречь, охранять, любить.
«Кладовая солнца».
Храм .
Слайд 9
Тема сочинения
Отношение человека к природе
Слайд 10
Вопросы по теме
Какие ассоциации вызывает у человека слово «природа»?
Что даёт нам общение с ней?
Чему она учит?
Что заставляет человека разрушать её, истреблять редких животных, варварски отнестись к ней?
Ваше мнение, ваше рассуждение по этому поводу.
Слайд 11
Аналитическая беседа по эпизодам произведений из учебника литературы
1 группа
В.Астафьев , повесть «Царь-рыба»
Зиновий Игнатьич Утробин
2 группа
Э Хемингуэй, повесть «Старик и море»
Старый рыбак Сантьяго
Слайд 12
1 вопрос
Какие причины толкнули заняться незаконной ловлей рыбы Игнатьича? Что его на это подвигло?
Какие причины толкнули заняться рыболовством старика Сантьяго?
Слайд 13
Ответ
потребительское отношение, с целью наживы - браконьерство
от безвЫходности, от крайней бедности, чтобы прокормить себя, других;
чтобы доказать, что человека нельзя победить, его девиз «Жизнь – постоянная борьба»
Слайд 14
2 вопрос
Можно ли назвать главного героя одиноким?
Слайд 15
Ответ
Занимается браконьерством втайне от всех, один ночью, остаётся один на один с «царицей» реки - осетром
Он не одинок, потому что чувствует единство с морскими обитателями, относится к морю, к рыбе - мечу, морским свиньям, ласточкам, как к живым существам, наделённым разумом, разговаривает с ними, ведь он – пытливый наблюдатель и философ
Слайд 16
3 вопрос
Какое наказание получает за свои грехи?
«Царем» природы ли оказался Игнатьич?
Почему старик Сантьяго одерживает победу над рыбой-мечом, стаей акул?
Слайд 17
Ответ
Запутался в своих же сетях, поставленных для осетра.
Нет, он из МУЧИТЕЛЯ превратился в МУЧЕНИКА,
терпит ВЕЛИКИЕ МУКИ
Воспитан неустанным трудом, у него доброе отношение к миру, природе
Слайд 18
4 вопрос
Какова позиция автора?
Слайд 19
Позиция автора
Идея произведения: человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее.
Идея произведения: человека, сильного духом, нельзя победить ни при каких обстоятельствах, автор верит в него.
Слайд 20
Вывод:
Природа даёт человеку многое, а мы взамен как поступаем с ней, а что даёт человек?
Природа – храм или мастерская?
Слайд 21
Вывод :
Человек берёт от природы всё, что хочет: истребляет леса и животных, загрязняет реки, моря, океаны.
Он вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой, что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.
Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь природных богатств.
Слайд 22
Вывод всего урока:
Бережное, гуманное отношение к природе – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведения В.Астафьева “Царь – рыба”, Э.Хемингуэя «Старик и море».
Слайд 23
Домашнее задание:
написать сочинение «Отношение человека к природе»