Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Зощенко Михаил Михайлович.
Золотые слова.
Великие путешественники.
Слайд 2
Юмор (англ. humour – причуда, настроение, нрав, комизм, юмор), вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой.
Слайд 4
Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения.
Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.
- А почему ребята попадали в такие смешные истории?
Потому что они маленькие и наивные.
Приём 1: комические ситуации.
Что рассмешило вас в рассказе?
Слайд 5
Использование взрослых выражений в речи детей.
- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.
«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».
- Что означает это выражение?
«Очень далеко».
- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.
«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».
«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».
«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…»
«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д.
- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?
- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи?
Чтобы нам было смешно)
Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).
Языковые комические приёмы.
Слайд 6
«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по
дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».
«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться
домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».
«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я
подскочил на земле, как мячик».
- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.
б) Комические сравнения.
Слайд 7
Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?
- Чем оно закончилось?
- Кто такие великие путешественники?
Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли
- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?
- Почему же автор дал своим героям такое название?
Он смеется, иронизирует над ними
в) Комический эпитет.
Слайд 9
- Главные герои рассказа Минька и Лёля.
- Повествование ведётся от первого лица, рассказчик – Минька
- Кто главные герои рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
Слайд 10
Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы?
Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни.
Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему?
Случай с маслом. Понравился больше всего, т.к. ситуация, которая произошла с мальчиком вызывает смех.
На сколько смысловых частей мы разделили эпизод?
Как озаглавили каждую часть
Мы снова ужинаем со взрослыми.
Замерзшее масло.
Масло в стакане.
«Что с вами произошло»?
Золотые слова.
Слайд 11
«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.»
«Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал».
«Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.»
«Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».
Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника?
Точно следовали приказу папы
Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом». 1. Проследите, как дети следовали указанию отца? «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…»
Слайд 12
«На этот раз мы сидим тихо.»
«Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся».
«Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.»
«И тогда я положил масло на кончик ножа».
«А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника».
«Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.»
«Я вытаращенными глазами смотрел на масло.»
«Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику».
«Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».
Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом. «На этот раз мы сидим тихо.»
Слайд 13
«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»
«..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай».
«Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.»
«Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток».
«Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.»
«Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан».
«Папин начальник сказал:
- Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»
Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»
Слайд 14
Как присутствующие отреагировали на происшествие?
С интересом рассматривали чай и были возмущены тем, что дети не предупредили начальника.
Какие мудрые слова сказал папа? Зачитайте.
ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ
Как он сам назвал эти слова?
Папа эти слова назвал золотыми словами»
В каком значении употреблено слово «золотые»?
См Словарь С.И.Ожегова
Сделанный из золота
Блестяще-жёлтый
Перен. О чём-нибудь, имеющем большое значение.
Зощенко употребил слово «золотой» в 3 значении, потому что слова: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки» поучительны и для писатель они в дальнейшем имели большое значение.
Слайд 15
ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ, т.е. ВЛАДЕТЬ СИТУАЦИЕЙ.
Какой жизненный урок извлёк герой?