Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А М Горький
Пьеса
«НА ДНЕ»
Человек создан не для того,
чтобы влачить цепи,
а для того, чтобы, широко
расправив крылья, парить над землей.
В. Гюго
Literata.Ru
Слайд 2
«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию.
Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Слайд 3
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. . Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди». .
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Слайд 4
Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова.
Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.
Слайд 5
Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру в связи с работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902
Слайд 7
АКТЁР
кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик.
«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...»
«Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...»
Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.
Слайд 8
БАРОН
Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство.
Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе.
«А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.
Слайд 9
НАСТЯ
«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря.
В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене - Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.
Слайд 10
БУБНОВ
картузник, 45 лет
Все люди на земле — лишние.
Шум — смерти не помеха.
Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?
Все хотят порядка, да разума нехватка.
А кто пьян да умён — два угодья в нём…
Вовремя уйти всегда лучше.
На что мне совесть? я – небогатый!
Люди все живут…как щепки по реке плывут
Всё сказки
Слайд 11
«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств - болезни жены - чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот... умрет жена... » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.
КЛЕЩ
Слайд 12
«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят.
Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.
КОСТЫЛЕВ
Слайд 13
ВАСЬКА ПЕПЕЛ
28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения.
«Иди... со мной, — говорит он Наташе, — ...брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня... Назови ты... Наташа... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь мало радует...»
Слайд 14
Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.
ТАТАРИН
Слайд 15
ЛУКА
странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки
После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.
Слайд 16
Не всегда правдой душу вылечишь
Человека приласкать никогда не вредно
Ни одна блоха — не плоха. все — черненькие, все — прыгают
Так, без причины, и прыщ не вскочит
Все мы на земле странники
Человек должен уважать себя
Человек все может… лишь бы захотел
Он {человек} — каков есть — а всегда своей цены стоит
Во что веришь, то и есть
Христос всех жалел и нам велел
Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет
Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь
В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ
Слайд 17
САТИН
«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин... приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.
Слайд 18
Кто слаб душой тем ложь нужна.
Характер — вещь полезная.
Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются.
Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.
Дважды убить нельзя.
В карете прошлого ни куда не уедешь.
Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
Ложь — религия рабов и хозяев…
Правда — бог свободного человека!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Слайд 19
Человек может верить и не верить… это его дело!
Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..
Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!
Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
В ЧЁМ ПРАВДА САТИНА
Слайд 20
В пьесе «На дне» Горький показывает
людей сломленных жизнью,
отброшенных обществом.
«На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.
Это набор откровений различных людей, собравшихся в ночлежке.
Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею, над которыми
нам предстоит еще
ни один раз поразмышлять.
Literata.Ru