Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культура ранней средневековой Европы
Слайд 2
План
1. Представления средневекового человека о мире.
2. Представление об устройстве Вселенной и Земле
3. Представление о времени.
4. Каролингское Возрождение.
5. Семь свободных искусств
6. Искусство рукописной книги.
Слайд 3
Представления средневекового человека о мире.
Первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.
Слайд 4
Представление об устройстве Вселенной и Земле
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.
Слайд 5
Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». И феодалы, и крестьяне часто путали прошлое, настоящее и будущее.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
.
Слайд 6
Каролингское Возрождение.
Грамотных людей не было не только среди крестьян - они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.
Слайд 7
Семь свободных искусств
в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. Обучение шло на латинском языке.
В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»:
наук «тривиума»,
«квадривиума».
«Тривиум» включал в себя:
-грамматику (умение читать и писать на латыни),
-риторику (красноречие),
-диалектику (искусство рассуждать).
Каролингский иллюстратор Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили:
- арифметика,
- геометрия,
- астрономия,
- музыка.
Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.
Слайд 8
Искусство рукописной книги
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи - свитком из пергамена.
1 книга шкуры с 300 телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей:
одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком;
другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры;
третьи делали заставки и орнамент.
Книг было мало, и стоили они очень дорого.
Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красиво изготовленных, огромного размера Библий с дорогими переплетами делали для соборов, где их прикрепляли цепями - чтобы не украли.