Презентация - Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников)

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников)
Распечатать
  • Уникальность: 80%
  • Слайдов: 50
  • Просмотров: 2547
  • Скачиваний: 774
  • Размер: 12.29 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 1
Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников)

Слайд 2

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 2
Содержание:
1.Отражение любви к родному краю русских художников в жанре пейзажа: Саврасов Поленов Куинджи Васильев Шишкин Левитан 2

Слайд 3

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 3
Саврасов стоит у истоков национального пейзажа - он первым запечатлел на полотне красоту русских полей, звучащую негромкой музыкой и пронизанную неземным светом.  
Среди его учеников были К. А. Коровин и И.И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И.И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Слайд 4

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 4
«Ранняя весна. Оттепель»
Из всех времен года художник больше всего любил весну. Большой, неуклюжий, он шел по бульварам Москвы в Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал пейзаж, и с детским любопытством смотрел по сторонам. Ему все было интересно: распустились ли цветы, появились ли на деревьях листья, прилетели ли грачи? А потом с восторгом и воодушевлением рассказывал студентам, что видел: «Я был в роще… на дубах кора зеленеет… Как хорошо в воздухе чувствуется весна!»

Слайд 5

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 5
„Грачи прилетели”
Простоту и задушевность воплощенного в „Грачах” мотива Саврасов поднимает до степени типического, характерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувядаемая поэтичность „Грачей”, которая помогла картине стать подлинно народной.

Слайд 6

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 6
Большая часть работ Саврасова проникнута пафосом открытия красоты и поэзии самых, казалось бы, скромных и привычных картин жизни родной природы
«Проселок»
«Радуга»

Слайд 7

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 7
"Дворик. Зима»
Художник с любовью изображает и нехитрые предметы крестьянского быта, и кур, ворон, сидящих на заборах с развешанным бельем и крынками. Это трогательное внимание к подробностям жизни природы и поразительная способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения замечательно воплощены Саврасовым в работе "Дворик. Зима" (1870-е, ГТГ).

Слайд 8

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 8
«Зимний пейзаж. Иней» «Лунная ночь в деревне. Зимняя ночь»
именно Саврасов выступает родоначальником зимних мотивов в русском пейзаже. В полотне „Иней” передана волшебная красота сияющего под солнечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки молодых деревьев. Реальность мотива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника и невольно связывается в нашем сознании с народной сказкой, с созданными народной фантазией образами зимы.

Слайд 9

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 9
«Конец весны» «Зимний пейзаж. Оттепель»
"Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником". И "Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Если нет души, значит - ничего не будет и в живописи - холод и машина - одна ненужная теория". В границах этих требований и рождался национальный русский пейзаж, создателем которого позже назвал своего учителя И. Левитан.

Слайд 10

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 10
Автопортрет В. Д. Поленова
... я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte [натюрморт] и т.д., и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь. В. Д. Поленов

Слайд 11

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 11
«Московский дворик»
Художник был участником русско-турецкой войны, награжден медалью и военным крестом. Но никогда не писал картин военных. На его полотнах – жизнь мирная, теплая, согретая солнцем, какой мы видим ее на знаменитой картине «Московский дворик». Ее, светлую и поэтичную, едва увидев, сразу купил знаменитый Третьяков, основатель картинной галереи в Москве. Поленов много жил за границей, но его мучила тоска по родине: «Прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать. Чувствую себя без почвы, без смысла…»

Слайд 12

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 12
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.
«Заросший пруд»
«Старая мельница»

Слайд 13

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 13
«Бабушкин сад»
По заросшей тропинке сада в сопровождении прелестной юной девушки в розовом прогуливается сгорбившаяся, вся в черном, старушка. Это - само олицетворение старости, как ее спутница - юности и красоты. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа, изображенная художником. Это постоянное обновление природы тонко передано Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть пространства картины, ибо в ней проявляется неистребимая созидательная сила жизни. Характерно, что Поленов главным образом показывает в картине именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения старые, изуродованные временем деревья. От этого природа кажется вечно юной, никогда не стареющей и такой же прекрасной в своем цветении, как очаровательная молодая девушка в розовом, идущая по дорожке сада.

Слайд 14

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 14
Среди пейзажей Поленова заметное место занимают изображения русской деревни. Русская деревня в изображении Поленова предстает в опоэтизированном виде с ее простой и естественной, близкой к природе жизнью.
«Деревня Тургенево»
«Зима»

Слайд 15

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 15
самым любимым временем года Поленова является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве.
«Осень в Абрамцеве»
«Золотая осень»

Слайд 16

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 16
Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа
«Ранний снег»
«Горелый лес»

Слайд 17

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 17
Архип Иванович Куинджи
"...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Художник Рерих вспоминал, что ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: "Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя". Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Перед нами было одно из чудес природы; мы свидетельствовали, как малые пташки сидели рядом с воронами и те не вредили меньшим собратьям.

Слайд 18

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 18
   в творчестве Куинджи увлечение суровой красотой северной природы сочетается с социальными мотивами, отражающими его гражданские чувства, его близость к идейно-демократическому искусству передвижников. В своих картинах этого периода он сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы».
«Чумацкий тракт в Мариуполе»
«Забытая деревня»

Слайд 19

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 19
   С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи. Возносящиеся вверх тополя стоят, словно молчаливые стражи.
   «Украинская ночь»

Слайд 20

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 20
На долгие годы отдает свой талант Куинджи воспеванию природы южной и средней полосы.   В "Березовой роще" художник созерцает красоту. В картине доминирует идея красоты. «Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Необычайную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет форсирован, создает впечатление ясности мира. Цвет доведен до физической ощутимости. Можно сказать, что в "Березовой роще", так же, как в "Украинской ночи", Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.   
"Березовая роща"

Слайд 21

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 21
   Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Эта Картина принесла Куинджи славу и бессмертие. О Куинджи стали говорить как о мастере-волшебнике, владеющем каким-то секретом. Одни полагали, что он пишет свои картины на грунте с перламутром, другие — на чистом золоте, на стекле и т. д. Не на стекле, не на перламутре и не на золоте была написана «Лунная ночь на Днепре», а на обыкновенном холсте обыкновенными масляными красками. « Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом… река — действительно совершает величественное течение, и небо — настоящее, бездонное и глубокое», — отмечал в одном из писем И. Н. Крамской.
«Лунная ночь на Днепре»

Слайд 22

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 22
Неповторяема была вся жизнь Куинджи. Простой крымский пастушок, он сделался одним из самых прославленных наших художников исключительно благодаря своему дарованию и той необыкновенной любви к природе. Секретом незабываемых, удивительных работ Куинджи была та особенная любовь – любовь к природе, доброта к человеку. Именно она заставляла его жалеть и кормить птиц, подклеивать бабочке крыло, и она же позволяла ему переносить на свои картины свет луны, блеск звезд, туман, плывущий над лугами.
«Осень»
«Волга»

Слайд 23

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 23
Автопортрет художника Ф. А. Васильева
«Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин.»  Ге Н.Н. Он рано начал заниматься живописью. Ему только-только исполнилось восемнадцать, а он уже был признанным пейзажистом. «Работаю каждый день до тех пор, пока кисти в руках видны». Но времени «гениальному мальчику», как называл Васильева Крамской, было отпущено мало: он умер в 23 года. О его картинах говорили, что было в них «что-то почти мистическое, чарующее, точно не картина, а во сне какая-то симфония доходит до слуха – оттуда, сверху…» И все его картины – о России, которую он нежно любил.

Слайд 24

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 24
«После грозы»
Облака Сверкает солнце жгучее, В саду ни ветерка, А по небу летучие Проходят облака. Я в час полудня знойного, В томящий мертвый час Волненья беспокойного Люблю смотреть на вас. Но в зное те ж холодные, Без цели и следа, Несетесь вы, свободные, Неведомо куда. Все небо облетаете.. То хмуритесь порой, То весело играете На тверди голубой. Алексей Николаевич Апухтин

Слайд 25

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 25
В работах Васильева заметна тяга к романтическому восприятию природы. его картины подкупают поэтичностью и лиричностью чувств.
«Деревенская улица»
«Возвращение стада»

Слайд 26

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 26
В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как "лирический герой", определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева - свидетели и участники людских мыслей и чувств.
«Вид на волге. Барки»
«Деревня»

Слайд 27

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 27
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то "удивился до полной сконфуженности", не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
«После дождя»
«Деревенский двор»

Слайд 28

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 28
в 1871 году Васильев пишет одну из лучших своих работ "Оттепель", он вкладывает в холст не столько мечтательные мысли живописца, взволнованного наступлением весны, сколько сумму впечатлений и раздумий о горькой жизни русской деревни.
"Оттепель"

Слайд 29

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 29
«Мокрый луг»
Одно из лучших произведений Васильева, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием "Мокрый луг". (1872). Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей Васильева, - это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь- все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и любовного взгляда художника. Для Васильева, говоря словами Некрасова, "нет безобразия в природе" - надо только уметь видеть.

Слайд 30

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 30
Этот "юноша-мастер", по выражению Репина, уже в молодости умел видеть и изображать природу, как опытный пейзажист. А ведь его творческая жизнь по сути дела продолжалась всего пять лет. Васильев работал в одно время с Шишкиным, Саврасовым и многими другими признанными мастерами. Но и рядом с ними он, юноша, сумел остаться самим собою и внести в пейзажную живопись значительный вклад. Унаследовав от старшего поколения строго реалистический подход к натуре, умение точно и правдиво передавать русскую природу, он ввел в искусство живое лирическое чувство, непосредственность переживаний, чуткость ко всем оттенкам состояния изменчивой природы. "Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения", - писал Крамской.
«Заброшенная мельница»
«Болото в лесу. Осень»

Слайд 31

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 31
Творчество Васильева было прервано смертью на самом высоком его подъеме, и остается только гадать, что мог бы внести в сокровищницу отечественной и мировой культуры этот юноша, продлись его жизнь еще два-три десятилетия. Ведь он родился на десять лет раньше Левитана, и, может быть, пейзажная живопись конца XIX века получила бы свое наивысшее развитие не только в интимно-лирических картинах последнего, но и в столь же прекрасных романтических полотнах сорокалетнего Васильева. Но и то, что он успел сделать за немногие, отпущенные ему судьбой годы, огромно, и значительность оставленного им наследия не может быть переоценена. Сделанного им хватило, чтобы попасть в ряд крупнейших мастеров русской пейзажной живописи. Жизнь художника в конечном итоге измеряется его созданиями. Короткий путь Васильева - большой путь большого мастера.
«Тополя»
«В Крымских горах»

Слайд 32

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 32
Крамской Портрет И.И. Шишкина.
С природой одною он жизнью дышал! Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: “Нельзя, сынок, писать на книжках”. И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика и будут являться гимном всей его жизни.

Слайд 33

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 33
В 1852 году Шишкин едет в Москву и поступает в Московское училище живописи. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ..."
«Рубка леса»
«Полдень. Окрестности Москвы»

Слайд 34

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 34
Крамской так определил место и значение этого художника для русского искусства: "...он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа".
«Мачтовый лес в Вятской губернии»
«Сосновый лес»

Слайд 35

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 35
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, "гостеприимная" дорога, зовущая и манящая вдаль. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о "счастии, довольстве человеческой жизни".
Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. Так писал Некрасов после возвращения из-за границы в стихотворении "Тишина".
«Рожь»

Слайд 36

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 36
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий,. по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий написал медведей в картине. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
«Утро в сосновом лесу»

Слайд 37

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 37
Шишкин по-настоящему, глубоко любил природу. Он почти обожествлял ее, и кажется, что это не деревья, не травы и кусты, а живые существа. Корабельные сосны осанисты, по-королевски величавы. Светом, солнцем пронизан лес, в котором обитает медвежье семейство. И высокое небо – над полями и лугами России. Конечно, он был мастером. Но он не просто так писал деревья, колосья, поля. Он очень любил свою родину и считал: «раздолье, простор, рожь… - это русское богатство…» Иван Иванович Шишкин – воистину русский художник.
Картина (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
"Корабельная роща"

Слайд 38

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 38
Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ. Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.
«Ручей в лесу»
«Сосновый лес»

Слайд 39

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 39
Автопортрет Левитана
Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса".

Слайд 40

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 40
В этот сентябрь Исаак Левитан написал свою первую серьезную картину – «осенний день. сокольники». Через год богатый меценат собиратель Павел третьяков увидит её на ученической выставке и купит у горемычного художника. Это станет еще одним началом – преддверием признания великого пейзажиста.
Сезон беспомощных людей и опустевших дач. Сезон скорбей и неудач бьет моросью по лицам без передышки, как будто раненная птица в руках мальчишки. Сезон разлада и дождей, сезон страстей и листопада. Сентябрь. Я родился…  
«Осенний день. Сокольники».

Слайд 41

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 41
Известно, что Левитан и к растениям, цветам и деревьям относился, как к существам, братьям нашим меньшим, способным чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу в дни весны, грустить, роняя листву перед наступлением холодов или от гнета пригибающего ветви снега. Весною и летом он мог целыми неделями пропадать в лесу, полях и степях, наслаждаться небом и пить из лона природы, подолгу созерцая особую жизнь, открывающуюся чуткому взгляду и слуху на поверхности речного омута или на лесной поляне.
«ЗИМОЙ В ЛЕСУ»
«ВЕСНОЙ В ЛЕСУ»

Слайд 42

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 42
Одним из шедевров Левитана стала и полная мягкой, благородной гармонии картина «Вечер. Золотой Плёс» (1889). В каком-то смысле, образ Волги, вообще, изображение плавно несущей свои воды широкой реки является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности. Весь образный строй левитановской живописи "насквозь очеловечен". Лев Толстой говорил, что люди "как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая". К чистому, ясному, полноводному, согласному с красотой земли течению человеческой жизни и призывают картины Левитана.
«Вечер. Золотой Плёс»

Слайд 43

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 43
Одним из значительнейших полотен Левитана стала созданная вскоре после возвращения из первой заграничной поездки картина «Тихая обитель» (1890).
В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла. Над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. Звон заокольный и окольный, у окон, около колонн. Звон колоколен колокольный, и колокольчиковый звон. И колокольцем каждым в душу любого русского спроси! звонит, как в колокол, не глуше, звон левитановской Руси! НИКОЛАЙ РУБЦОВ
«Тихая обитель»

Слайд 44

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 44
Современники оставили немало признаний в том, что Левитан помог им увидеть родную землю. Александр Бенуа вспоминал, что "лишь с появлением картин Левитана" он поверил в красоту, а не в "красоты" русской природы: "...Оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки, алое зарево закатного солнца и бурые весенние реки, прекрасны все отношения ее особенных красок"
«Летний вечер»
«Золотая осень»

Слайд 45

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 45
«У омута»
Первая среди картин своеобразной драматической трилогии, созданной Левитаном в первой половине 1890-х годов, - «У омута» (1892). Начатая во время пребывания Левитана и Кувшинниковой в 1891 году в имении Панафидиных Покровское в Тверской губернии под впечатлением от омута, предание о котором некогда вдохновило Пушкина на создание Русалки, картина тем не менее лишена мифопоэтического, фантастического оттенка. Скорее прав Нестеров, считавший, что в этой картине запечатлено "нечто пережитое автором и воплощенное в реальные формы драматического ландшафта", и изображение этого сумеречного "гиблого места" есть проекция в природу драматизма внутренней жизни Левитана в то время.

Слайд 46

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 46
«Владимирка»
Картина «Владимирка», или, как написал сам художник в правом нижнем углу этой работы, "Володимирка" (1892), была написана под впечатлением встречи летом 1892 года с этим печально известным трактом (по которому отправляли в Сибирь каторжан). Во «Владимирке» художнику удалось не только передать свои пленэрныке впечатления, но и выразить средствами пейзажной живописи социальные настроения. М.В. Нестеров был прав, когда назвал «Владимирку» «образцом русского исторического пейзажа». Создание этого полотна имело для Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар Павлу Третьякову, которого считал "великим гражданином" и в собрании которого видел колоссальное общественное значение.

Слайд 47

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 47
«Над вечным покоем»
Изобразив мыс с ветхой деревянной часовней и кладбищем на фоне матово-свинцовых вод уходящего в пустынную даль озера, над которым в сумрачном небе клубятся тяжелые темные тучи, Левитан очень выразительно передал ощущение неуютности этого сурового пространства, малости изображенного им островка времени перед лицом океана вечной и равнодушной к человеку природы. Строга и ясна композиция полотна: высоко и величественно замечательно написанное небо, к которому возносит главу часовенка с теплящимся в оконце огоньком, привносящим в картину наряду с чувством одиночества и покоя могил "сердечную мысль" художника о "свете, который тьма не объят", о вечной жажде тепла, веры, надежды, огонек которой вновь и вновь, из века в век, "как свеча от свечи" (Л.Н. Толстой), зажигают люди.

Слайд 48

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 48
В искусстве Левитана словно рассеиваются тучи, и от драматической эпики художник во всеоружии зрелого, отточенного мастерства, словно говоря, что прекрасная жизнь природы, несмотря ни на что, продолжается, переходит к созданию образов, отличающихся широтой и легкостью дыхания, радостной, "напряженной нежностью" (Андрей Платонов).
Один из наиболее праздничных, ярких шедевров левитана – «Свежий ветер. Волга» (1895), которую он задумал еще в 1890 году в плёсе. "Музыка" этой картины отличается особенной бодростью и упругостью мелодики, звучностью мажорного цветового аккорда.
В том же 1895 году исполнена пронизанная солнечной радостью весеннего обновления природы прекрасная картина «Март»,

Слайд 49

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 49
В середине 1890-х годов Левитан часто писал натюрморты. Его работы в этом жанре позволяют ощутить любовь художника к природе в самых малых ее проявлениях, его чуткость к цветению, солнечным началам природы, сосредоточенным в венчике или пестике даже самых простых полевых цветов, ибо каждый из них устроен "по образу и подобию солнца" и есть "рассказ о солнце, исполненный выразительной силы" (Михаил Пришвин).
«Васильки»
«Лесные фиалки»

Слайд 50

Воспитание любви к природе родного края на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере творчества русских художников), слайд 50
И если о Левитане можно сказать словами Андрея Платонова о Пушкине, что он вошел в нашу культуру "наравне с полем и лесом", то и судьба его традиций неразрывно связана с судьбой любимых им русских полей и лесов, судьбой волги, всей земли и "строя чувств", единящих с ними.
«Весна. Большая вода»
«Озеро. Русь»
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.