Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технологии рефлексии
в педагогическом процессе
Слайд 2
Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса состояния своего развития,
саморазвития и причин
этого.
2
Слайд 3
Обучение на основе
рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер
«Смысл образовательного
пути – рефлексия»
Фазы процесса
обучения
3
Слайд 4
Обращение к опыту как фиксация
происходившего без анализа
или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.
Фазы процесса обучения
4
Слайд 5
Формы рефлексии
Ретроспективная – выявление и
воссоздание схем, средств и процессов,
имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление и
корректировка схем и средств
возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль,
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.
(по Ладенко И.С.)
5
Слайд 6
Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.
Интроспективная – регулирование
деятельности «здесь и сейчас».
6
Слайд 7
Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие
7
Слайд 8
Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование.
Организаторская-организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная-общение педагога и
воспитанника.
Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла
их деятельности.
8
Слайд 9
Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия учителя и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников пед.
процесса к корректировке своей деятельности
и взаимодействия.
9
Слайд 10
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Эмоционально-чувственная(положительные,
или отрицательные эмоции-радость, огорчение,
чувство разочарования, успех…..
Потребностная-пассивное, или активное
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….
Мотивационная-насколько деятельность
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.
10
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 11
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса…
Сфера ценностных ориентаций-что явилось
личностной ценностью, как обогатился спектр
ценностей, в чем проявилась ценность…
Деятельностная сфера-какую деятельность
это взаимодействие провоцирует, какую
корректирует, от какой заставляет отказаться,
насколько обогащает опыт деятельности…
11
/ по С.С. Кашлеву /
Слайд 12
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Гностическая сфера-что произошло со
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что нового узнал…
Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
Сфера умений-какие умения приобрел/не
приобрел, как изменился уровень умений…
12
/ по С.С. Кашлеву /
Слайд 13
Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Возможные причины:
успешность деятельности /взаимодействия;
смена видов деятельности;
интересное содержание;
благоприятная атмосфера общения;
возможность творчества;
полилог;
диалог;
13
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 14
Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Возможные причины:
личностная ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии
14
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 15
Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.
Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.
15
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 16
Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия
Критерии оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).
16
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 17
Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
17
/ по С.С. Кашлеву /
Слайд 18
Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень
10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает ее
и делает краткий анализ.
18
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 19
Технологии рефлексии Рефлексивная мишень
10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19
Слайд 20
Технологии рефлексии «Мини-сочинение»
Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».
20
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 21
Технологии рефлексии Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.
«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.
«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.
21
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 22
Технологии рефлексии
«Заверши фразу»
Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
22
/ по С.С. Кашлеву /
Слайд 23
Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 24
Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
14
15
16
17
24
Слайд 25
Технологии рефлексии
«Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.
25
/по С.С. Кашлеву/
Слайд 26
Спасибо за внимание!
Фото Пугачев Е.П.
г. Вихоревка