Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
«Крестики-нолики»
Слайд 2
Цели и задачи
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
ФОРМИРОВАТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
УМЕТЬ КОНСТРУИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Слайд 3
РАЗМИНКА ГДЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ ТАК, ЧТОБЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ БЫЛО ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
МАЛЬЧИК ЧИТАЛ БЫСТРО ПЕРЕВОРА-
ЧИВАЯ СТРАНИЦУ ЗА СТРАНИЦЕЙ.
Слайд 4
ЯЧЕЙКА.
В. И. ДАЛЬ: "ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ, В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО".
ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПОЛУЧИЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.
Слайд 5
ПОДСКАЗКИ:
-НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ;
-НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЯТЕЛЬ, ДЕЕСПОСОБНЫЙ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ВЫЯВИТЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Слайд 6
ЯЧЕЙКА. Исправьте ошибку
"СИДЯ У ОКНА, В КОМНАТУ ВЛЕТЕЛ ВОРОБЕЙ".
Слайд 7
ИСПРАВЬТЕ ПОДОБНЫЕ ОШИБКИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
НАСЫПАВ В ТЕСТО МАХОРКИ, ПАВКУ ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ.
ПРИСЕВ НА СКАМЬЮ, ГЛАЗА ДЕВОЧКИ НАПОЛНИЛИСЬ СЛЕЗАМИ.
ДВОРНИК ВЕЛ ПОД УЗДЦЫ ЛОШАДЬ, ОТМАХИВАЯ МУХ ХВОСТОМ.
ДЕНЬ ОНЕГИНА НАЧИНАЛСЯ С ТОГО, ЧТО, ЛЕЖА В ПОСТЕЛИ, ЕМУ НЕСЛИ РАЗНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ.
ПРОВОЖАЯ МЕНЯ, ЛИЦО ЕГО ВЫРАЖАЛО СОЖАЛЕНИЕ. ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ЕМУ СТАЛО ХОЛОДНО.
ПОДУМАВ, НОГИ ЧАЦКОГО НАПРАВИЛИСЬ К СОФЬЕ.
МЕДЛЕННО И ЧЕТКО ПРОИЗНОСЯ СЛОВА, ПРАВИЛО ЛЕГЧЕ ЗАУЧИВАЕТСЯ НАИЗУСТЬ.
Слайд 8
ПОДСКАЗКА:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДОЛЖНО ПОКАЗЫВАТЬ КАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЧЕМУ, КОГДА? СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, НАЗВАННОЕ ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМ.
Слайд 9
ЯЧЕЙКА
Образуйте от данных глаголов деепричастия:
кричат - сидят - шить -
блестят - пахать - умыться -
крикнуть - гулять - включают -
печь - расчесаться - рисуют -
написать - петь - плясать -
Слайд 10
Подсказка
Не от всех глаголов, предложенных в задании, можно образовать деепричастие
Слайд 11
ЯЧЕЙКА.
РАЗМИНКА: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ, ВЫЗВАННУЮ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ЛИШНЕГО СЛОВА. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ.
Слайд 12
НАЙДИТЕ В ЭТИХ "ВРЕДНЫХ СОВЕТАХ" ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, РАССТАВЬТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАПЯТЫЕ, СДЕЛАЙТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ.
Если всей семьей купаться вы отправитесь к реке,
Не мешайте папе с мамой загорать на берегу.
Не устраивайте крика, дайте взрослым отдохнуть.
Ни к кому не приставая постарайтесь утонуть.
Слайд 13
Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара
Задыхаясь от восторга
Заниматься чепухой.
Слайд 14
Начиная драку с папой
Затевая с мамой бой
Постарайтесь сдаться маме,-
Папа пленных не берет.
Кстати, выясни у мамы,
Не забыла ли она –
Пленных бить ремнем по попе
Запрещает Красный Крест.
Слайд 15
Если ждет вас наказанье
За плохое поведенье,
Например, за то, что в ванной
Вы купали свою кошку
Не спросивши разрешенья
Ни у кошки, ни у мамы
Предложить могу вам способ,
Как спастись от наказанья.
Не пройдет и полминуты,
Как рыдая вместе с вами
Вас простят и , чтоб утешить,
Побегут за сладким тортом.
Слайд 16
Если друг твой самый
Лучший поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит лежа в луже
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Слайд 17
Если вы в футбол играли
На широкой мостовой
И ударив по воротам
Вдруг услышали свисток,
Не кричите: "Гол!", возможно,
Это милиционер засвистел,
Когда попали не в ворота, а в него.
Слайд 18
ПОДСКАЗКИ:
- для того чтобы найти границы деепричастного оборота, нужно задать все возможные вопросы от деепричастия к окружающим словам;
- деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –А, -Я, -ВШИ, -ШИ, -Ш.
Слайд 19
ЯЧЕЙКА.
Найдите деепричастия и определите. от каких глаголов они образованы.
Пустились бесенок и зайка: бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь: а Балда братца гладит,
Приговаривая: "Братец любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый".
Слайд 20
ПОДСКАЗКА:
деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы.
Слайд 21
ЯЧЕЙКА. Прочитайте перевод А.Шмульяна "Как падают воды в Лодоре?". Найдите возвратные и невозвратные деепричастия.
Кипя, шипя, журча, ворча,
Струясь, крутясь, сливаясь,
Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь, делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Слайд 22
ПОДСКАЗКА:
возвратные деепричастия имеют суффикс – СЬ;
Слайд 23
Ячейка. Исправьте ошибки, расставьте знаки препинания.
1) Негаваря ни слова нискем непрощаясь он покинул нас.
2) Он о чем то думал невспаминая ни своих нимоих слов сказанных раньше.
3) Больной невынося уличново шума попрасил закрыть окно в ево комнате.
4) Он роботал не покладая рук.
5) Петя неотдыхая побежал на станцыю.
6) Товарищ дагнал меня и не обганяя поехал рядом.
Слайд 24
ПОДСКАЗКИ:
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без НЕ оно не употребляется;
одиночные деепричастия выделяются запятыми.
Слайд 25
Ячейка. Перестройте предложения, используя деепричастные обороты.
Шофер заметил впереди разрушенный мост и остановился.
Писатель хорошо знает жизнь современной деревни и правдиво изображает ее в своих произведениях.
Родители получили письмо от сына и очень обрадовались.
Проверяйте написанное и будьте внимательны.
Дети возвращались после прогулки и весело напевали песни.
Птицы испугались неожиданного шума и разлетелись в разные стороны.
Собака оглядывалась на хозяина и бежала впереди.
Слайд 26
ПОДСКАЗКА:
деепричастие выражает добавочное действие, распространяет глагол-сказуемое.
Слайд 27
Выберите из этих карточек все признаки, характеризующие деепричастие. Составьте рассказ об этой части речи.