Презентация - Интеллектуальная игра по теме «Деепричастие»

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
«Крестики-нолики»

Слайд 2

Цели и задачи
СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» ФОРМИРОВАТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УМЕТЬ КОНСТРУИРОВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Слайд 3

РАЗМИНКА ГДЕ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ ТАК, ЧТОБЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ БЫЛО ОДНО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
МАЛЬЧИК ЧИТАЛ БЫСТРО ПЕРЕВОРА- ЧИВАЯ СТРАНИЦУ ЗА СТРАНИЦЕЙ.

Слайд 4

ЯЧЕЙКА.
В. И. ДАЛЬ: "ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ ГЛАГОЛУ, В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО". ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ПОЛУЧИЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.

Слайд 5

ПОДСКАЗКИ:
-НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ; -НАЙДИТЕ ОБЩУЮ ЧАСТЬ В СЛОВАХ ДЕЯТЕЛЬ, ДЕЕСПОСОБНЫЙ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ВЫЯВИТЕ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Слайд 6

ЯЧЕЙКА. Исправьте ошибку
"СИДЯ У ОКНА, В КОМНАТУ ВЛЕТЕЛ ВОРОБЕЙ".

Слайд 7

ИСПРАВЬТЕ ПОДОБНЫЕ ОШИБКИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ: НАСЫПАВ В ТЕСТО МАХОРКИ, ПАВКУ ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ. ПРИСЕВ НА СКАМЬЮ, ГЛАЗА ДЕВОЧКИ НАПОЛНИЛИСЬ СЛЕЗАМИ. ДВОРНИК ВЕЛ ПОД УЗДЦЫ ЛОШАДЬ, ОТМАХИВАЯ МУХ ХВОСТОМ. ДЕНЬ ОНЕГИНА НАЧИНАЛСЯ С ТОГО, ЧТО, ЛЕЖА В ПОСТЕЛИ, ЕМУ НЕСЛИ РАЗНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ. ПРОВОЖАЯ МЕНЯ, ЛИЦО ЕГО ВЫРАЖАЛО СОЖАЛЕНИЕ. ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ЕМУ СТАЛО ХОЛОДНО. ПОДУМАВ, НОГИ ЧАЦКОГО НАПРАВИЛИСЬ К СОФЬЕ. МЕДЛЕННО И ЧЕТКО ПРОИЗНОСЯ СЛОВА, ПРАВИЛО ЛЕГЧЕ ЗАУЧИВАЕТСЯ НАИЗУСТЬ.

Слайд 8

ПОДСКАЗКА:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ДОЛЖНО ПОКАЗЫВАТЬ КАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЧЕМУ, КОГДА? СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, НАЗВАННОЕ ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМ.

Слайд 9

ЯЧЕЙКА
Образуйте от данных глаголов деепричастия:
кричат - сидят - шить -
блестят - пахать - умыться -
крикнуть - гулять - включают -
печь - расчесаться - рисуют -
написать - петь - плясать -

Слайд 10

Подсказка
Не от всех глаголов, предложенных в задании, можно образовать деепричастие

Слайд 11

ЯЧЕЙКА.
РАЗМИНКА: ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ, ВЫЗВАННУЮ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ЛИШНЕГО СЛОВА. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ.

Слайд 12

НАЙДИТЕ В ЭТИХ "ВРЕДНЫХ СОВЕТАХ" ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ, РАССТАВЬТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАПЯТЫЕ, СДЕЛАЙТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР ВЫДЕЛЕННЫХ СЛОВ.
Если всей семьей купаться вы отправитесь к реке, Не мешайте папе с мамой загорать на берегу. Не устраивайте крика, дайте взрослым отдохнуть. Ни к кому не приставая постарайтесь утонуть.

Слайд 13

Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара Задыхаясь от восторга Заниматься чепухой.

Слайд 14

Начиная драку с папой Затевая с мамой бой Постарайтесь сдаться маме,- Папа пленных не берет. Кстати, выясни у мамы, Не забыла ли она – Пленных бить ремнем по попе Запрещает Красный Крест.

Слайд 15

Если ждет вас наказанье За плохое поведенье, Например, за то, что в ванной Вы купали свою кошку Не спросивши разрешенья Ни у кошки, ни у мамы Предложить могу вам способ, Как спастись от наказанья. Не пройдет и полминуты, Как рыдая вместе с вами Вас простят и , чтоб утешить, Побегут за сладким тортом.

Слайд 16

Если друг твой самый Лучший поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит лежа в луже Ты ничуть не огорчен. Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.

Слайд 17

Если вы в футбол играли На широкой мостовой И ударив по воротам Вдруг услышали свисток, Не кричите: "Гол!", возможно, Это милиционер засвистел, Когда попали не в ворота, а в него.

Слайд 18

ПОДСКАЗКИ:
- для того чтобы найти границы деепричастного оборота, нужно задать все возможные вопросы от деепричастия к окружающим словам; - деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –А, -Я, -ВШИ, -ШИ, -Ш.

Слайд 19

ЯЧЕЙКА.
Найдите деепричастия и определите. от каких глаголов они образованы. Пустились бесенок и зайка: бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Вот море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь: а Балда братца гладит, Приговаривая: "Братец любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый".

Слайд 20

ПОДСКАЗКА:
деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы.

Слайд 21

ЯЧЕЙКА. Прочитайте перевод А.Шмульяна "Как падают воды в Лодоре?". Найдите возвратные и невозвратные деепричастия.
Кипя, шипя, журча, ворча, Струясь, крутясь, сливаясь, Вздымаясь, вздуваясь, мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Слайд 22

ПОДСКАЗКА:
возвратные деепричастия имеют суффикс – СЬ;

Слайд 23

Ячейка. Исправьте ошибки, расставьте знаки препинания.
1) Негаваря ни слова нискем непрощаясь он покинул нас. 2) Он о чем то думал невспаминая ни своих нимоих слов сказанных раньше. 3) Больной невынося уличново шума попрасил закрыть окно в ево комнате. 4) Он роботал не покладая рук. 5) Петя неотдыхая побежал на станцыю. 6) Товарищ дагнал меня и не обганяя поехал рядом.

Слайд 24

ПОДСКАЗКИ:
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без НЕ оно не употребляется; одиночные деепричастия выделяются запятыми.

Слайд 25

Ячейка. Перестройте предложения, используя деепричастные обороты.
Шофер заметил впереди разрушенный мост и остановился. Писатель хорошо знает жизнь современной деревни и правдиво изображает ее в своих произведениях. Родители получили письмо от сына и очень обрадовались. Проверяйте написанное и будьте внимательны. Дети возвращались после прогулки и весело напевали песни. Птицы испугались неожиданного шума и разлетелись в разные стороны. Собака оглядывалась на хозяина и бежала впереди.

Слайд 26

ПОДСКАЗКА:
деепричастие выражает добавочное действие, распространяет глагол-сказуемое.

Слайд 27

Выберите из этих карточек все признаки, характеризующие деепричастие. Составьте рассказ об этой части речи.