Презентация - Математика в музыке

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Математика в музыке
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 55
  • Просмотров: 6737
  • Скачиваний: 2533
  • Размер: 5.89 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Математика в музыке, слайд 1
Математика в музыке
Маева Ирина Павловна, преподаватель математики, Московский областной профессиональный колледж, г.Сергиев Посад

Слайд 2

Математика в музыке, слайд 2
Вступление
А знаете ли вы, Что музыка приятная на слух Законам математики подвластна Лечит, оздоравливает дух. Как математика в музыку вошла, Какими законами правит там она, Кто первым математику и музыку соединил, Кто на практике теорию музыки подтвердил. Узнать вы можете сейчас , Читая слайды презентации у нас.

Слайд 3

Математика в музыке, слайд 3
Содержание
1. Школа мудрости 2. Математический подход 3. Основы звука 4. Уравнение колебания струны 5. Музыкальные интерпретации 6. Обозначение звуков 7. Биологические основы звука 8. О соотношении математического обоснования и психологического воздействия музыки 9. Высказывания знаменитостей 10. Вывод.

Слайд 4

Математика в музыке, слайд 4
Исследованию музыки посвящали свои работы многие величайшие математики: Рене Декарт(1), Готфрид Лейбниц(2), Жан д'Аламбер(3), Леонард Эйлер(4), Даниил Бернулли(5). Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор - тот самый, чьим именем названа знаменитая теорема.
Величайшие математики и музыка
1.
2.
3.
4.
5.

Слайд 5

Математика в музыке, слайд 5
Школа мудрости 
Началось все еще в древности, когда не было разделения на гуманитарные и естественные науки. Наука рассматривалась как одно целое. Древнегреческий ученый Пифагор и его последователи занимались изучением арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Каждая дисциплина исследовала число в разных аспектах: математика- число само по себе, геометрия- число в пространстве, музыка- число во времени, а астрономия- число в пространстве и времени. Именно числа, по мнению Пифагора, управляют гармониями в музыке. Он утвердил музыку как точную науку.

Слайд 6

Математика в музыке, слайд 6
Именно Пифагор открыл математические отношения, которые лежат в основе музыкальных интервалов и создал музыкальный строй, оказавший сильнейшее влияние на развитие европейской музыки. Строй этот так и назывался «пифагоров строй», и создавался он в начале опытным путем , а потом с помощью математических расчетов.

Слайд 7

Математика в музыке, слайд 7
Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Слайд 8

Математика в музыке, слайд 8
Пространственное представление, столь необходимое ученику в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете.

Слайд 9

Математика в музыке, слайд 9
При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно.

Слайд 10

Математика в музыке, слайд 10
Математический подход
Кроме того, школьники часто делают математические ошибки из-за того, что не владеют математическими символами: они не могут следить за математическими знаками «+» и «-», путают знак «<» со знаком «>». Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе, так как знание музыкальной символики приучает к владению обозначениями любыми, в том числе и математическими.

Слайд 11

Математика в музыке, слайд 11
Основы звука
Звук - есть воспринимаемые человеческим слухом колебания воздуха.

Слайд 12

Математика в музыке, слайд 12
Музыкальные звуки имеют ту особенность, что им присуща вполне определенная частота колебаний.
Человеческое ухо способно воспринимать звук, частота которого заключена приблизительно в интервале от 16 до 16000 Гц. В музыке используется диапазон от 16 до примерно 5000 Гц.

Слайд 13

Математика в музыке, слайд 13
Уравнение колебания струны.
Колебания струны изучали ещё пифагорейцы. Они использовали для этого несложный прибор под названием монохорд, представляющий из себя единственную струну, закрепленную в двух точках над резонатором. Изучая высоту звука с помощью монохорда, именно Пифагор обнаружил удивительные вещи. Выяснилось, что принятые слуху созвучия- консонансы, получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четверки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть описаны простыми числами.

Слайд 14

Математика в музыке, слайд 14
Золотое сечение
В геометрии есть такое понятие – золотое сечение. Интересно отметить, что это явление обнаруживается и в музыке. Композиция многих музыкальных произведений содержит высшую точку - кульминацию. И размещается эта кульминация чаще не в середине произведения, она смещена, и находится как раз в точке золотого сечения.

Слайд 15

Математика в музыке, слайд 15
Золотое сечение или «божественное деление» - это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть AC так относится к целому AB, как меньшая BC к большей AC.

Слайд 16

Математика в музыке, слайд 16
Значительно позже, в XVIII веке, после работ Ньютона и Лейбница в области физики и дифференциального исчисления, было выведено уравнение колебания струны - так называемое волновое уравнение, породившее новую область в науке- математическую физику.

Слайд 17

Математика в музыке, слайд 17
Каждая функция n представляет собой гармоническое колебание с частотой и фазой , где l – длина струны.Амплитуда же колебаний для разных точек разная. На концах струна неподвижна. Все точки струны одновременно достигают своего максимального отклонения в ту или другую сторону и одновременно проходят положения равновесия. Такие колебания называются стоячими волнами. Неподвижные точки называются узлами стоячей волны. Посредине между узлами расположены точки, в которых отклонения достигают максимума. Эти точки назывются пучностями стоячей волны.

Слайд 18

Математика в музыке, слайд 18
Музыкальные интерпретации:
Звуки состоят из суммы гармонических колебаний. Назовём эти отдельные гармоники идеальными звуками, тонами или просто звуками .Такие звуки хоть и не существуют в природе в чистом виде, но представляют полезную абстракцию, упрощённую модель. Такие звуки можно характеризовать частотой .

Слайд 19

Математика в музыке, слайд 19
Реальный звук струны состоит из звука основной частоты , а также обертонов (верхних тонов, гармоник) - . Такой сложный звук, состоящий из основного тона и обертонов, называется в немецком языке Klang. Основной тон иногда для удобства называют первым обертоном. Соотношение частот обертонов к основному тону даёт нам ряд натуральных чисел: 1, 2, 3, ...

Слайд 20

Математика в музыке, слайд 20
Звуки, не имеющие основной частоты вовсе (и не описывающиеся волновым уравнением) назовем шумами и не будем рассматривать вовсе.

Слайд 21

Математика в музыке, слайд 21
Именно сочетание обертонов даёт музыкальную окраску звуку - его тембр. Если слегка прикоснуться к струне в некоторой точке, то все гармоники, имеющие в этой точке пучность, будут погашены и не будут слышны. Так можно явно услышать вклад обертонов в общий тембр звука.  

Слайд 22

Математика в музыке, слайд 22
В музыке нам интересен не конкретный звук в отдельности, а соотношения звуков друг к другу. Под интервалом понимается расстояние между двумя звуками. При этом нижний звук (с меньшей частотой) называется основанием интервала , а верхний звук (с большей частотой) – его вершиной.

Слайд 23

Математика в музыке, слайд 23
Расстояние можно измерять по-разному, поэтому существуют разные понятия интервала, которые иногда одинаково обозначаются в музыке, что привносит путаницу. На физическом уровне у нас есть только частоты. Акустическим интервальным коэффициентом между двумя звуками назовем частное от деления частоты вершины на частоту основания.

Слайд 24

Математика в музыке, слайд 24
Примой называется акустический интервал, равный 1 (т.е. тривиальный интервал), октавой - 2, чистой квинтой – 3/2, чистой квартой – 4/3. Интервал, не превосходящий 2, называется простым, больший 2 – составным. Обращением интервала λ называется величина 2/λ. При построении музыкального звукоряда используются октавы и квинты. Объяснение этому можно искать, например, в теории обертонов.

Слайд 25

Математика в музыке, слайд 25
Биологические основы звука.
Поскольку нас интересуют не колебания вообще, а лишь воспринимаемые слухом человека, то следует ввести здесь определенные ограничения.

Слайд 26

Математика в музыке, слайд 26
Во-первых, слухом воспринимаются не любые частоты, а лишь лежащие внутри определенного диапазона. Человек слышит звуки от 10-20 Hz до 20 KHz. В музыке используется лишь часть этого диапазона.

Слайд 27

Математика в музыке, слайд 27
Во-вторых, способность человека различать звуки разной частоты составляет 0,003…0,004. Это будет, например, на 1000 Гц при уровне 80 дБ порядка 3 Гц. Полутон – это и есть минимальный интервал, ещё различимый человеком .

Слайд 28

Математика в музыке, слайд 28
В-третьих, лишь меньшинство людей обладают абсолютным слухом, т.е. способны различать звуки по их частоте. Большинство же способны различать лишь интервалы между звуками, т.е. обладают относительным слухом.

Слайд 29

Математика в музыке, слайд 29
В-четвертых, связь ощущаемой высоты звука с частотой является функцией нелинейной и воспринимается пропорционально логарифму частоты (закон Вебера-Фехнера).
Это означает, что характеристикой интервала является не разность частот, а их частное.

Слайд 30

Математика в музыке, слайд 30
В музыке принято говорить не о частоте звука, а о его высоте, которая является логарифмом частоты колебаний. На биологическом уровне можно поделить уже введенные интервалы на консонансы и диссонансы. Консонансом называется слитное, согласное звучание двух тонов. В противовес этому диссонанс – это звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом, неблагозвучный интервал.

Слайд 31

Математика в музыке, слайд 31
Наименование интервала  Интервальный коэффициент  Степень консонансности
Прима 1/1 вполне совершенный
Октава 2/1 вполне совершенный
Квинта 3/2 совершенный
Кварта 4/3 совершенный
Большая секста 5/3 несовершенный
Большая терция 5/4 несовершенный
Малая терция 6/5 несовершенный
Малая секста 8/5 несовершенный
Таблица консонансности:

Слайд 32

Математика в музыке, слайд 32
Консонанс выражается математически простыми численными соотношениями звучащих частот, а физически – лучшим совпадением обертонов обоих звуков. В этом смысле различие между консонансом и диссонансом лишь качественное. А человеческое восприятие делит интервалы на «хорошие» и «плохие».                     

Слайд 33

Математика в музыке, слайд 33
О соотношении математического обоснования и психологического воздействия музыки.
"Звук за звуком", таково название стихотворения Йозефа фон Эйхендорфа; Штефану Георгу казалось, будто он сочиняет стихи как музыку, при этом он утверждал, что ценность поэзии определяется лишь формой того волнующего, что заключено в размере и звуке.
Абстрактная живопись является порождением движения, начавшегося примерно в 1800 году, его целью была музыкализация изобразительного искусства и поэзии; это движение ототвинуло на второй план специфику отдельных жанров искусств ради общих структурных свойств, позволивших провести аналогию с музыкальными явлениями.

Слайд 34

Математика в музыке, слайд 34
Предпосылкой для возможного обобщения музыки явилось высказанная однажды Карлом Филиппом
Моритцем идея, что искусство представляет космос и поэтому является автономным.

Слайд 35

Математика в музыке, слайд 35
Музыка - звучащее тождество вечной гармонии. "Музыкальные соотношения являются собственно основными соотношениями в природе".
Эта точка зрения Новалиса полностью совпала с лекциями Шеллинга по философии и искусству (1802-1803 гг.), где он утверждал: "В солнечной системе также отражается вся система музыки".

Слайд 36

Математика в музыке, слайд 36
В связи с вопросом о соотношении рациональности и аффекта не столь важно уточнять исторические корни этого понятия музыки, сколько проверить совпадение с другими точками зрения, что может показать в некоторой степени ту сложную изменчивость, которая делает музыку, с одной стороны, абстрактно-логично действующим, а с другой стороны, самым эмоциональным видом искусства.

Слайд 37

Математика в музыке, слайд 37
Лежащая в основе музыки система регулируется числовым порядком, причем простые числовые соотношения занимали особое место.
Они не только регулировали образование тетрахордов и тональностей, но представляли собой всеподчиняющий метафизический принцип, который позволял проводить любые аналогии.

Слайд 38

Математика в музыке, слайд 38
Попытку описать движение планет, принимая во внимание музыкальные пропорции, как это пытался сделать еще Кеплер в 1610 г., следует отнести к античным временам, хотя уже Аристотель оспаривал, что небесная музыка по-настоящему звучит. Обоснование музыки с помощью числа в средние века, когда умение Пифагора продолжал развивать в основном Боэций, возвело занятие музыкой в абстракцию, так как реально звучащая музыка считалась неинтересной, но наряду с этим признавалась возможность научного подхода к понятию ее сущности.  

Слайд 39

Математика в музыке, слайд 39
Практически заниматься музыкой, как и столярным ремеслом, считалось ars faciendi, т.е. этим искусством мог овладеть каждый, освоивший сумму тезисов. Музыка, одно из семи видов искусств, входила в квадривиум наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.

Слайд 40

Математика в музыке, слайд 40
Музыка представляла содержание, доступное лишь уму, т.е. связанное с чисто умственной деятельностью, и в отличие от арифметики охватывала не устойчивые, а подвижные числовые отношения. Искусственное в музыке проявлялось в методе вычислений (например, определение консонанса).

Слайд 41

Математика в музыке, слайд 41
На основе того, что музыке можно было найти чисто теоретическое математическое определение, она представлялась вплетенной во всю Вселенную. "Musica instrumentalis" — непосредственно звучащая музыка, была отображением "musica mundana" — гармонии мира, а "musica humana" — упорядоченных пропорций человеческого тела. Созерцательное погружение в математическую структуру звуковой системы привело к небесной механике.

Слайд 42

Математика в музыке, слайд 42

Идея системного порядка, в которой сравниваются музыкальные отношения гармонии с земными, все вновь и вновь появляется в эстетических воззрениях.

Слайд 43

Математика в музыке, слайд 43
И в очень разных, отдаленных большими промежутками времени культурных связях, пытались выразить эти гармонии постоянными числами с целью показать, что логика математики объясняет логику мира и в том числе музыки.

Слайд 44

Математика в музыке, слайд 44
Так как в древние времена и в средние века предпола- гали, что человеческие органы подчиняются тем же принципам, что и музыка, было легко создать теорию о воздействиях, которая очень точно определяла структуру аффекта, например в сфере тональности, в зависимости от пропорций.

Слайд 45

Математика в музыке, слайд 45
Важность этой теории подтверждается дискуссией о выразительности тональностей в тональной музыке. И так как числа понимались не как математический, а как метафизический принцип, их можно было считать предваряющими эмоциональное воздействие. Однако по мере того как такие убеждения ослабевали, musica humana и istrumentalis уже не соотносили с musica mundana,
отождествление пропорций и эмоционального воздействия стало проблематичным до такой степени, что в XX в. музыка в своих эстетических намерениях дошла до чистого расчета и не могла уже ни выражать аффекта, ни вызывать его.

Слайд 46

Математика в музыке, слайд 46
И именно музыка, которая оказывала самые интенсивные эмоциональные воздействия, музыка XIX в., хотя еще и рассматривалась как система совершенных отношений, однако эта система уже больше не объясняла психологического воздействия, а наоборот, ее обоснованием служили психологические данные.

Слайд 47

Математика в музыке, слайд 47
Музыка периода классицизма и романтизма уже почти не могла объяснить логическое действие взаимосвязей простыми математическими пропорциями. Даже трезвучие в темперированной системе, явившееся предпосылкой для развития инструментальной музыки, считалось очень смелой заявкой. Характер этой музыки как тождества рационального порядка определялся чувством хорошо взвешенной гармонии и симметрическими группировками, т.е. в отличие от античных смен рациональность звуковой системы обосновывалась аффектом.

Слайд 48

Математика в музыке, слайд 48
Музыкальная логика — Иоганн Николаус Форкель использовал в 1788 г. это выражение впервые как осмысление взаимосвязей и отношений. А сложные отношения, которые воспринимались в то же время как выражение совершенного порядка , представляли музыку как метафору вселенной.

Слайд 49

Математика в музыке, слайд 49
Музыкальная звуковая система не могла быть порождением какой-либо другой, в том числе и математической системы, а наоборот, другие системы были заимствованы у музыки.

Слайд 50

Математика в музыке, слайд 50
И какие бы параллели ни проводились между абстрактным понятием музыки периода романтизма и более ранними и поздними периодами, с идеей абсолютной музыки исчез и принцип, который объяснял ее эмоциональное воздействие и ставил аффекты в зависимость от рациональности.

Слайд 51

Математика в музыке, слайд 51
Высказывания знаменитостей.
«Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.» (Плутарх)

Слайд 52

Математика в музыке, слайд 52
«Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства.» (Генрих Нейгауз)

Слайд 53

Математика в музыке, слайд 53
Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного   мыслительного процесса. (Альберт Эйнштейн)

Слайд 54

Математика в музыке, слайд 54
Вывод:
Математика является ключом к тайнам мировоззрения. Использование   математической теории музыки позволяет создавать особую музыку, которая сдерживает и исцеляет болезни, обращает и приводит душевные страсти в спокойное состояние. Сравнивая музыку и математику, мы делаем вывод, что математика, как наука, может развиваться без музыки. А музыка как искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без неё. Искусство надо принимать сердцем, душой и служить ему , но тем не менее, если мы попытаемся приложить математику к какой–то области искусства, то наша попытка , скорее всего, увенчается успехом.

Слайд 55

Математика в музыке, слайд 55
Использованные материалы:
1.И.Г.Зенгевич «Эстетика урока математики» - М. «Просвещение»,1981 2. Л.С. Сагателова, В.Н. Студеницкая «Геометрия:красота и гармония» - Волгоград: учитель, 2007 3.Энциклопедический словарь юного математика – 1989 4.Введение в математическое моделирование. Учебное пособие. Под ред. П.В. Трусова – М. «Логос»,2007 5. http://festival.1september.ru/articles/583335/ 6.images.yandex.ru
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.